Версия для печати

О докладе Общественной палаты РФ о состоянии гражданского общества в России за 2017 год

Федеральная Общественная палата представила доклад о состоянии гражданского общества в России за 2017 год. Отчетное исследование содержит 4 главы: «Гражданское общество: между властью и гражданином», «Третий сектор: динамика развития, экономический потенциал, общественное восприятие», «Деятельный патриотизм: гражданская активность в контексте взаимопомощи» и «Гражданское общество будущего: на пути к социальной справедливости, доверию и солидарности». Эмпирическую основу доклада составили опубликованные результаты исследований различных научных центров, данные государственной статистики, мнения лидеров общественных объединений, а также десятки тысяч обращений граждан в Общественную палату Российской Федерации. В фокусе внимания авторов – проблемы развития гражданской активности и НКО, основные практики благотворительности, добровольчества и волонтерства. Специальное внимание уделено аспектам взаимодействия органов власти и гражданского общества, в том числе общественным палатам и общественным советам.

Как отмечается в докладе, в минувшем году в зоне особого внимания российского общества оставались проблемы ЖКХ, соцзащиты, экологии, правоохранительной системы, борьбы с коррупцией. Кроме того, российское общество остро реагировало на конфликты в сфере культуры.

По признанию авторов исследования, эффективность работы региональных общественных палат зависит от индивидуальной позиции глав субъектов РФ. Отдавая должное стремлениям к диалогу высшего руководства Татарстана, Хакасии, Якутии, Югры, Карачаево-Черкесии, Краснодарского и Ставропольского краев, Белгородской, Кировской, Смоленской, Тульской, Ульяновской областей, члены ОП подчеркивают, что во многих регионах страны общественные палаты «по-прежнему не имеют собственной повестки и в диалоге с властями не сопровождают социальные конфликтные ситуации».

«Корень проблем в деятельности общественных советов при органах власти, общественных палат субъектов Российской Федерации и в муниципальных образованиях один: у органов власти нет никаких прямых обязательств перед такими институтами-посредниками. Решения общественных советов, палат, комиссий носят исключительно рекомендательный характер; отсутствуют механизмы действенного реагирования органов власти на запросы общественных организаций и инициативных групп, сформулированные, как правило, в виде резолюций мероприятий», – говорится в докладе.

Еще одна назревшая проблема – реформирование системы государственной статистики и законодательного разграничения категорий НКО с целью повышения эффективности государственной поддержки «третьего сектора». При этом необходимой становится дефиниция «политической деятельности» в известном законе об «иностранных агентах». В докладе обозначены очевидные противоречия: «Например, может ли финансирование со стороны такой международной организации, как ООН, в которую входит Россия, считаться иностранным финансированием, насколько приравнивается финансирование со стороны иностранной организации к международной? С другой стороны, финансирование со стороны российской компании, имеющей доход от деятельности за рубежом, в рамках законодательства также будет считаться иностранным финансированием. Закон не содержит четкой формулировки про необходимость не только получать финансирование, связанное любым способом с зарубежными источниками, но и иметь умысел и действовать по поручению агента влияния. Сегодня законодательство об ″иностранных агентах″ провоцирует создавать холдинги: одна организация регистрируется для политики и российских денег, другая – для иностранных и внеполитической жизни».

Доклад затрагивает проблему российских СМИ. Так, 90% региональных изданий, принявших участие в анкетировании, «с заметной тревогой оценивают свое финансовое будущее», а 20% указали на административное давление со стороны властей в качестве главной трудности в работе.

Как и в предыдущие годы, Общественная палата РФ нацелена на укрепление связей между институтами гражданского общества и властью. Приоритетной по итогам года стала проблема неравенства в доходах и в доступе к социальным и культурным благам, отсутствия достойной зарплаты за труд.

Беспокойство вызывают представленные в докладе результаты статистических исследований. Ссылаясь на данные Росстата, ОП отмечает, что 14,4% населения РФ имеют доходы ниже величины прожиточного минимума, а 16,8% трудоспособного населения являются «работающими бедными». У черты бедности находятся 93% работников сельского хозяйства, 93% работников легкой промышленности, 87% работников образования, 85% работников здравоохранения, 83% работников сферы коммунальных, социальных и прочих услуг, включая культуру и спорт.

«Сегодня 80% всех бедных в России – это семьи с 2–3 детьми. 40 % россиян говорят, что денег им хватает только на еду. Есть опасения, что цифры еще выше, если учитывать, что люди предпочитают давать социально одобряемые ответы и стыдятся своей необеспеченности», – подчеркивается в докладе.

«В обществе наблюдается ярко выраженный общественный запрос на справедливость, – резюмируют эксперты ОП. – Никто не считает неправедным богатство, заработанное своим трудом, но люди крайне болезненно воспринимают необъяснимую и недоступную простому человеку роскошную жизнь чиновников и их родственников. Граждане протестуют против сословности везде – от медицины до юстиции, против привилегий, которые дают возможность кому-то обходить общие правила, попирать установленные нормы. Миссия гражданского общества видится как раз в том, чтобы устранять такую несправедливость».