Версия для печати

О регулировании рынка криптовалюты в России

11 января на встрече с руководителями российских СМИ в редакции газеты «Комсомольская правда» Президент России Владимир Путин ответил на вопрос о будущем криптовалюты в стране.

«ЦБ ведет себя консервативно, но у этой консервативности есть основания. Известно, что за криптовалютой ничего нет, она ничем не обеспечена. Она может быть в отдельных ситуациях средством расчета. Но накоплений – нет. Колебания колоссальные, сегодня ты обогатился, а завтра все потерял. Как с обманутыми дольщиками, мы не можем позволить повторения ситуации с криптовалютами. Сколько раз говорили: не вкладывайте деньги в валютную ипотеку. И это произошло», – сказал глава государства.

«Будем думать. Но не допускать, чтобы это превращалось в прокрустово ложе. Но регулировать нужно, и мы это будем делать», – пообещал Президент России (КП).

Ранее заместитель министра финансов Алексей Моисеев заявил о намерении внести в Госдуму в феврале 2018 г. законопроект о регулировании новых финансовых технологий. По его словам, ведомство разработает правила оборота криптовалюты и определит площадки для подобных сделок.

«Не хотелось бы как-то ограничивать и зарегулировать, но какие-то рамки надо поставить», – заявил Моисеев.

Чиновник отметил, что главная проблема нового закона заключатся именно в определении биржевых локаций для криптоопераций.

«Мы сейчас будем активно это обсуждать, это самый пока нерешенный вопрос, с остальным все более-менее понятно», – цитирует замминистра ТАСС.

Между тем в Удмуртии частный инвестор приобрел электростанцию с целью создания на ее базе майнинговой фермы. Как сообщает «Коммерсантъ», Сарапульскую ТЭЦ у ПАО «Т Плюс» за 129,3 млн. рублей купил генеральный директор ООО «Нордикс-Пермь» Алексей Колесник. По информации издания, предприниматель готов запустить в республике пилотный блокчейн-проект и ждет появления соответствующей законодательной базы.

По мнению экспертов-экономистов, в перспективе после принятия соответствующего закона Минфину будет непросто вычислить лиц, занимающихся майнингом, а ждать от них добровольной регистрации и уплаты налогов наивно.

«Планы госорганов контролировать майнеров обречены на провал, – считает управляющий партнер юридической фирмы «Лямбда.Легал» Георгий Вирабян. – Речь идет о процессе, который по своей природе анонимен и не может как-либо быть отличим от обычного использования компьютера. Не хватит никаких средств и сил (опыт многих законопроектов это подтверждает) на поиск и выявление абсолютно анонимных майнеров».

«Вероятно, вся эта шумиха является следствием опасения потерять контроль над денежными оборотами в стране, – предполагает Вирабян. – Уже сегодня пятерка крупнейших криптовалют имеют суммарную капитализацию в более чем 400 млрд. долларов США, что превышает бюджет России на 2017 год. Государство рискует потерять контроль над тем, откуда пришла вам каждая копейка и куда она была потрачена» (inforeactor.ru).

С коллегой солидарен старший аналитик форекс-компании «Альпари» Роман Ткачук: «Инициатива Минфина понятна – вывести майнеров и криптотрейдеров из тени, дабы можно было контролировать их деятельность и облагать налогами, пополняя казну. Но в российском законодательстве не определены сами понятия "майнинг", "криптовалюта" и "биткоин". Если майнер сам не захочет выйти из тени, вывести его на чистую воду непросто – не следить же за электросчетчиками во всех квартирах. Доказать, что именно данный человек занимается майнингом, сложно, да и непонятно, какую ответственность несет за анонимность. Минфину стоит детально продумать, как – кнутом или пряником – подстегнуть криптотрейдеров и майнеров к деанонимизации. Возможно, стоит обратить внимание на опыт Белоруссии, где на ближайшие пять лет для развития блокчейн-технологий создаются благоприятные условия (в частности, освобождение от налогов) – это может привлечь проекты и инвестиции в блокчейн-технологии к нашим соседям» (inforeactor.ru).

Член правления СЭЦ «Модернизация» Артем Юдкин отмечает, что до сих пор Минфином, Центробанком, Госдумой и ведущими банковскими структурами не найдено единое понимание самой сути криптовалюты. Более того, единый статус криптовалюты не определен и в мире, «поэтому необходимо решить принципиальный вопрос о целом ряде связанных с криптоэкономикой проблем – статус криптобирж, правовая защита участников рынка криптовалют и ICO, вопрос о противодействии отмыванию средств и использованию криптовалюты в коррупционных схемах».

«Только в комплексе с решением этих вопросов можно задаться налоговым регулированием майнинга», – убежден эксперт.

«Возникает справедливый вопрос о понимании криптовалюты как некоего "иного имущества", которое по факту представляет собой запись в электронном распределенном между различными пользовательскими устройствами реестре. Эта запись может использоваться в экономическом обороте. Но неясно, как государство может осуществлять учет выработки криптовалюты и количества обладаемых гражданами токенов (единиц криптовалют). Государственные реестры, лицензирование криптобирж и введение обязательных требований к процедурам ICO – возможно, эффективный, но сложный шаг. Каким образом выявить наличие у гражданина или юридического лица криптовалюты – почти нерешаемый вопрос, так как одним из ключевых качеств криптовалюты является ее децентрализация, – подчеркивает экономист. – Можно предположить, что установление налога на майнинг как форму предпринимательской деятельности должно стать лишь заключительным шагом на пути регулирования криптоэкономики в России. В условиях, когда не определены ключевые элементы правоотношений в области криптоэкономики, любая инициатива подобного рода преждевременна» (inforeactor.ru).

Работу над законопроектом о криптовалюте раскритиковал бизнес-омбудсмен Борис Титов.

«Сейчас идет шатание откровенное. То Минфин, то Центробанк, то Минтруд сказал, что "чиновники, храните что угодно в биткоинах". Идет просто такая несистемная, достаточно нескоординированная работа», – заявил Уполномоченный по правам предпринимателей.

«Мы уже направили свои предложения по криптовалютам», – добавил он, посетовав, что пока ни Минфин, ни Центробанк никак не прокомментировали их (innov.ru).

Между тем стремительно растущее число преступлений в сфере новейших экономических технологий не оставляет сомнений, что операции с использованием криптовалюты должны находиться под особым контролем правоохранительных и надзорных органов.

14 января пользователи мессенджера Telegram начали получать письма с предложением вложиться в запуск несуществующей криптовалюты Gram и блокчейн-платформы Telegram Open Network (TON). Неизвестные объявили предварительную продажу токенов, изображение самой монеты мошенники обещают разместить на бирже 1 февраля 2018 года – тогда «избранные пользователи» смогут приобрести ее по цене от 15 центов за единицу. Мошеннический сайт был зарегистрирован 6 января 2018 года анонимными пользователями. Между тем руководство Telegram не публиковало никаких официальных материалов о проектах TON и Gram. Сколько доверчивых интернет-пользователей стали жертвами обмана и какие средства поступили на счета преступников, не сообщается (РИА Новости).

В этот же день в Санкт-Петербурге подтвердили информацию о начале расследования по делу о краже криптовалюты у директора одной из городских фирм. Как сообщает телеканал «78» со ссылкой на источник в правоохранительных органах, 33-летний предприниматель обнаружил исчезновение принадлежащих ему 300 единиц криптовалюты Ripple (около 40 тыс. рублей). Как пояснил потерпевший, хакеры взломали его аккаунт с незнакомого ему IP-адреса.

29 декабря в полицию Печенги (Мурманская область) обратились мать и сын, обманутые интернет-мошенниками. Пострадавшие перевели продавцу оборудования для майнинга по 150 тыс. рублей каждый, после чего злоумышленник перестал отвечать на сообщения.

«Перечисленные средства были направлены на карту, оформленную в Москве. Сейчас по факту мошенничества возбуждено уголовное дело», – информируют в УМВД России по Мурманской области (murmansk.kp.ru).

22 декабря стало известно о задержании в Санкт-Петербурге мошенника, выманившего у 27-летнего жителя Краснодара 1,5 млн. рублей. 42-летний злоумышленник встретился с потенциальным покупателем в аэропорту «Пулково», где продал молодому человеку записку с номером криптовалютного кошелька. Получить биткоины краснодарцу не удалось, и он обратился к правоохранителям аэропорта. Аферист был задержан по горячим следам. Возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество» (rueconomics.ru).

20 декабря сообщается о задержании 33-летнего жителя Называевска (Омская область). Мошенник разместил на сайте бесплатных объявлений информацию о продаже агрегата по добыче биткоинов, получил от покупателя 10 тыс. рублей в качестве аванса, после чего удалил свой аккаунт. За совершенное противоправное деяние ему грозит до 2 лет лишения свободы.

15 декабря пресс-служба УМВД России по Алтайскому краю сообщила об очередном случае обмана в криптосфере. «23-летний житель Барнаула на одном из сайтов нашел объявление о продаже специального оборудования, используемого для добычи криптовалюты. Потенциальный покупатель позвонил по указанному на сайте номеру телефона и договорился о приобретении оборудования и сроках его поставки. Но поскольку нужной суммы у молодого человека не оказалось, он попросил перечислить более 150 тысяч рублей свою знакомую. Женщина перевела на указанный по телефону счет всю необходимую сумму», – рассказали в ведомстве. Обещанный товар покупателю доставлен не был. По факту мошенничества ведется расследование (РГ).

11 января заместитель начальника Главного управления безопасности и защиты информации Банка России Артем Сычев, выступая перед журналистами, заявил, что криминальные сферы торговли активно используют криптовалюту в своих сделках.

«То, что криминальный рынок постепенно перешел на расчеты в криптовалютах, это факт», – сказал он.

«Как используется это, для вывода реальных денег или нет, пока комментировать рано», – отметил Сычев. Он также добавил, что регулятор наблюдает за случаями вывода денег подобными способами, но пока не ведет статистики (РИА Новости).

Ранее Центробанк предостерег граждан от участия в финансовых пирамидах. По данным ЦБ, в настоящее время в России действуют порядка 130 таких организаций. Только в прошлом году они нанесли своим участникам ущерб на 20 млрд. рублей (kp.ru).

В середине декабря эксперт «Лаборатории Касперского» Алексей Маланов рассказал о новом способе добычи криптовалюты на смартфонах и планшетах. Для этого используются игровые приложения: в обмен на игровые деньги мобильные устройства клиентов подключаются к майнинговой ферме разработчика, вырабатывая для него «реальные» крипторесурсы (Ведомости).

Среди распространенных способов мошенничества в криптосфере – создание фейковых сайтов известных криптовалютных бирж, которые крадут личные данные клиентов и опустошают их электронные кошельки. Кроме того, популярны так называемые биткоин-депозиты, работающие по принципу финансовой пирамиды: какое-то время они приносят высокий доход (2-3% в день), а затем закрываются, оставляя клиента ни с чем. Эксперты также предостерегают от продаж криптовалюты через Skype или Qiwi-кошелек. В этом случае мошенники просят жертву сформировать ваучер для продажи виртуальных денег и под любым предлогом показать его перед сделкой. После этого отображенный на экране код крадется, и покупатель мгновенно лишается средств.

Криптовалютный трейдер, основатель компании «Криптомир» Евгений Каминский советует сторониться сайтов, предлагающих услуги «облачного майнинга» – способа добычи криптовалюты без аппаратного обеспечения и программ, посредством аренды вычислительных мощностей.

«На 90 процентов "облачный майнинг" – это развод, – уверен эксперт. – Подобные сайты дают доступ к счетчику, который якобы отражает процесс майнинга, но при попытке что-либо вывести возникает "техническая проблема" либо на счет клиента зачисляются копейки».

Каминский указывает, что предоставить услугу честного «облачного майнинга» под силу лишь крупным компаниям – как правило, это сами производители оборудования для добычи криптовалюты (РИА Новости).

Наконец, необходимо помнить, что материальных эквивалентов биткоина не существует, однако именно в таком качестве мошенники пытаются сбывать с рук коллекционные монеты с изображением самого известного криптологотипа.