Версия для печати

О нападениях в школах

15 января в школе № 127 Мотовилихинского района Перми в результате инцидента с участием двух вооруженных подростков были ранены не менее 15 человек, в том числе ученики 4 класса и их учительница Наталья Шагулина.  Череда жестоких нападений в школах продолжилась: к случаям в Перми и Челябинской области добавился инцидент в школе №5 в микрорайоне Сосновый бор в столице Бурятии Улан-Удэ, где ученик девятого класса напал на семиклассников и учительницу, а затем попытался покончить с собой (Интерфакс).

Версии произошедшего в Перми разнятся. По предварительным данным, озвученным местной полицией, между двумя несовершеннолетними, «один из которых является учащимся образовательного учреждения, второй – бывшим учеником школы, произошел конфликт с применением ножей» (Интерфакс). Правоохранители сообщают, что в ходе драки 16-летние Лев Биджаков и Александр Буслидзе ворвались в класс, где начали наносить ножевые удары детям и педагогу. Женщина пыталась остановить нападавших и получила тяжелые ранения. Зачинщики резни были задержаны. По факту драки региональное управление Следственного комитета РФ возбудило уголовное дело по статье «Покушение на убийство двух и более лиц». Госпитализация потребовалась 12 пострадавшим, в том числе и самим подросткам.

В свою очередь директор учебного заведения рассказал, что в момент нападения лица подростков скрывали маски, и речь может идти о спланированной атаке.

По словам матери одной из девочек, ставшей свидетелем кровавой расправы, никакой драки между старшеклассниками не было. «Учительница их не разнимала. На урок зашли эти двое парней в черных масках, а потом без лишних слов сняли чехлы с ножей и стали резать горло учительнице. Так мне рассказывает моя дочь», – заявила женщина в беседе с корреспондентом RT.

Мать другого школьника со слов сына отмечает, что преподавательница пыталась переключить на себя внимание подростков и тем самым выиграть время, чтобы дети могли выбежать из класса (РИА Новости).

Почти сразу место ЧП было оцеплено сотрудниками экстренных служб города.

«Дети разбегались от школы во все стороны, некоторые были в крови. Так совпало, что на место выехали два наших экипажа, сотрудники до прибытия скорых оказывали школьникам первую доврачебную помощь. Когда прибыли экстренные службы, охранники помогли с эвакуацией детей», – рассказал генеральный директор частного охранного предприятия Андрей Козеев (РИА Новости). Подробности операции по нейтрализации нападавших не сообщаются.

Версию о спланированном характере поножовщины разделяет большинство учеников школы № 127.

«Скорее всего, они все спланировали заранее. Буслидзе в последнее время говорил, что планирует кое-что сделать», – рассказал РИА Новости один из знакомых нападавшего.

Второй зачинщик драки состоит на учете в психоневрологическом диспансере. По словам собеседника информагентства, Биджаков систематически употребляет наркотики: «Летом его много раз видели обкуренным. Он был совершенно в неадекватном состоянии, валялся под балконами. Да и в школе он учился очень плохо, даже оставался на второй год и ушел после девятого класса».

Кроме того, на странице Биджакова в соцсети «ВКонтакте» обнаружилась серия видеороликов о трагедии в американской школе «Колумбайн». Инцидент произошел 20 апреля 1999 года. Тогда старшеклассники Эрик Харис и Дилан Клиболд открыли огонь по учащимся, а затем покончили с собой. В результате атаки погибли 13 человек, еще 24 получили ранения. Как утверждают одноклассники Биджакова, он был фанатом этой истории.

17 января материалы уголовного дела о нападении в Перми поступили в суд. Днем ранее пострадавшую учительницу и ее воспитанников, находящихся в больнице, посетили министр образования и науки РФ Ольга Васильева и губернатор Пермского края Максим Решетников. Как сообщила журналистам Васильева, происшествие находится на контроле у правительства страны. Министр поблагодарила педагога и сотрудников всех служб, оказавших помощь школьникам.

«Отдельное спасибо Наталье Васильевне [пострадавшая учительница], мы с Максимом Геннадьевичем [Решетниковым] сейчас были у нее, она пришла в себя, это очень мужественный человек. Я хочу сказать слова благодарности всем ведомствам, которые работают, потому что без совместной работы с ведомствами, конечно, результат был бы значительно сложнее, – сказала Васильева. – Все было сделано… очень четко: эвакуация детей, работа с детьми – это очень важный момент. И сегодня детям оказана самая [необходимая] и важная помощь. Мы сегодня всех деток посмотрели. Состояние большей части детей хорошее, в тяжелом состоянии двое детей» (ТАСС).

Ряд закономерных вопросов, связанных с происшествием, поставила Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова.

«Как вооруженные парни оказались в школе, кто и почему не отреагировал на ситуацию вовремя – разберемся на месте. Неужели кроме десятилетних детей некому было остановить хулиганов? А система профилактики, КДН и ЗП? А охрана, в конце концов? Где это все??!! – написала омбудсмен на своей странице в соцсети. – У меня очень много вопросов. Вылетаю в Пермь. Сейчас важно, чтобы оказывалась вся необходимая помощь пострадавшим детям и семьям. На связи с главой региона, СКРФ, Минздравом РФ, уполномоченным по правам ребёнка в регионе».

Вице-премьер Ольга Голодец заявила о необходимости усиления мер безопасности в учебных заведениях.

«Будет полный разбор этого случая. С таким вопиющим инцидентом мы не сталкивались ни разу. Здесь нужна очень серьезная работа. Такого не должно повториться. Мы сейчас детально разберемся с этим случаем для того, чтобы выработать меры, и мы их обсудим со всем гражданским сообществом», – сказала она.

«Наша система охраны предполагала, что такого произойти не может, и как произошел такой сбой – это нужно, чтобы сейчас детально службы разобрались. Сейчас идет по всем каналам разбор этого инцидента, в том числе с участием специальных служб», – отметила вице-премьер (Интерфакс).

Пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков предложил дождаться результатов следствия, а уже потом судить о степени защищенности российских школьников.

«Давайте сначала дадим Росгвардии и Министерству внутренних дел возможность разобраться с тем, на надлежащем ли уровне обеспечивалась безопасность в этом учебном заведении, учитывая, что это внутренняя поножовщина между учениками, это же не нападение на школу извне, – сказал представитель Кремля. – Давайте дождемся точки зрения экспертов и не будем сейчас делать какие-то любительские рассуждения» (ТАСС).

Причины и обстоятельства инцидента обсуждают психологи и эксперты по проблемам терроризма.

Психотерапевт, президент благотворительного фонда «Шанс» Гелена Иванова напоминает, что агрессивное поведение несовершеннолетних свидетельствует о наличии серьезных проблем в семье.

«Агрессия во внешнюю среду – это у подростков показатель психопатологии развития, когда агрессивные фантазии становятся ужасающей реальностью. Находясь в определенном психологическом состоянии, они не в состоянии ни остановиться, ни осознать возможные последствия. И такое поведение – это показатель проблем в семье», – отмечает Иванова.

Обращаясь к опыту «Колумбайна», эксперт указывает, что американские стрелки «были предоставлены сами себе, их родители были заняты своей личной жизнью или карьерой»: «Никто не интересовался их чувствами, их переживаниями, их успехами и неудачами. Их объектный мир – "неживой", поэтому они были так увлечены оружием и другими подобными атрибутами ненависти и агрессии».

«Что касается трагедии в Перми, тут можно задавать сколько угодно вопросов о том, почему не доглядели. Но выход возможен только один – раннее вмешательство в ситуацию (не на пустом же месте все происходит) и профилактическая работа с подростком и его семьей – как только появляются первые поведенческие проблемы. Нужен системный подход, иначе то здесь, то там такие трагедии будут повторяться. И начинаться система должна с психологов в школе, которые бы совместно с социальными службами работали с детьми и подростками из неблагополучных семей или с теми, кто уже совершил асоциальный поступок. Именно работали, а не просто ставили на учет в комиссию по делам несовершеннолетних. Но такие специалисты у нас сегодня отсутствуют. Детям, ставшим свидетелями или пострадавшими от такого ЧП, необходима психологическая помощь. У них возможны ночные кошмары и фобии, например, страх выйти на улицу. Это серьезная травматизация для психики», – подчеркивает психоаналитик (РИА Новости).

С коллегой солидарна психолог Ольга Маховская.

«В соцсетях было видно, что опыт "Колумбайна" изучался, хотя, по сути, это разные вещи: "Колумбайн" — это тема социального неравенства, где подростки из низов без перспектив в ненависти расстреливают своих более благополучных сверстников», – указывает специалист.

«Я думаю, что здесь семейная драма во многом, проблема "холодного дома"», – отмечает эксперт (РИА Новости).

Член президиума Общероссийской общественной организации «Офицеры России», ветеран группы антитеррора «Альфа» Игорь Шевчук говорит о необходимости специальной подготовки учителей.

«Стандартные инструкции в стрессовой ситуации работать не будут, – признает эксперт. – Человек в момент такого стресса действует интуитивно. Кто-то впадает в ступор, кто-то истошно кричит. Тут можно говорить о подготовке учителей к подобным ЧП с помощью специальных тренингов с погружением. Это может сработать».

«Я совершенно точно уверен, что учитель должен оттягивать внимание на себя. Именно школа несет ответственность за ребенка. Поэтому вступать в диалог и пытаться предотвратить жертвы – задача учителя», – заявляет Шевчук (РИА Новости).

Практические советы дает специалист по психологии терроризма Игорь Карпов: «Поведение учителя и класса зависит от конкретной ситуации. К примеру, есть истероидный тип людей (я о нападающем), такому не важно, что вы будете ему говорить. Поэтому первым делом – оцениваем ситуацию, чтобы понять, что вообще хочет нападающий. Пытаемся, не привлекая внимания, вызвать милицию. Учитель должен говорить спокойно, пытаться отвлечь нападающего, сбить его с толку, тянуть время. Дети, скорее всего, будут в ступоре. Но совершенно точно им не нужно выбегать, кричать, привлекать внимание, геройствовать. Им лучше сидеть за партой. А если нападающий не смотрит, попытаться вызвать милицию. Если ребенок в момент нападения вышел, ему лучше не сидеть в туалете или под лестницей, а незаметно убежать к взрослым, предупредить» (РИА Новости).

Трагедия в Перми заставляет вспомнить другие резонансные случаи кровавых конфликтов, имевших место в российских учебных заведениях в последнее время.

5 сентября 2017 года в подмосковной Ивантеевке девятиклассник, вооруженный пневматическим оружием и самодельными взрывными устройствами, напал на учителя информатики. В результате инцидента пострадали четыре человека – педагог и школьники.

1 ноября 18-летний студент одного из образовательных учреждений Москвы Андрей Емельянов на перемене зарезал преподавателя ОБЖ. Процесс расправы он снял на камеру и выложил в сети Интернет.

28 ноября в школе № 1 города Высоковска (Клинский район Московской области) 14-летний подросток нанес однокласснику шесть ножевых ударов в область шеи. Свой поступок он объяснил личной неприязнью к жертве.

19 декабря на спортивной площадке одной из школ Иркутска 16-летний подросток ударил ножом своего сверстника. От полученного ранения юноша скончался.

В Совете Федерации обсудят случаи нападения в российских школах, предложат конкретные меры, сообщила зампред комитета верхней палаты по конституционному законодательству Елена Мизулина.

«Нужно срочно предпринимать меры. На следующей неделе мы проведём в рамках временной комиссии по совершенствованию Семейного кодекса Совета Федерации обсуждение ситуации с экспертами и представителями родительских организаций и предложим необходимые меры», — цитирует сенатора ее пресс-служба.

Мизулина высказала предположение, что инциденты в пермской и бурятской школах являются частью "целенаправленной акции, организованной через группы в социальных сетях".

«В связи с этим стоит вспомнить о суицидальных группах, деятельность которых оказалась организованной и спланированной целой группой лиц», — полагает она.

По словам сенатора, соцсети необходимо подключать к ограничению такого рода опасного контента.

«Мы давно говорим об опасности так называемых групп с играми альтернативной реальности, которые взращивают жестокость, формируют агрессивную модель разрешения конфликтов», — рассказала сенатор. Она пояснила, что в таких группах навязывается восприятие жизни, как игры, даются различные задания, предполагающие выполнение антисоциальных действий.

Мизулина подчеркнула, что, по информации экспертов Лиги безопасного интернета, большое количество таких групп существует в соцсетях.

«Это новая реальность, нужно срочно предпринимать меры», — убеждена сенатор, по ее словам, правоохранительным органам необходимо обратить особое внимание на такого рода группы (РИА Новости).

Минкомсвязи будет блокировать в социальных сетях группы, пропагандирующие насилие с применением холодного оружия в школах. Об этом рассказал ТАСС замруководителя ведомства Алексей Волин.

Такие группы подпадают под призывы к терроризму и под экстремизм, потому что пропагандируют массовое антисоциальное поведение, отметил Волин: «По сути дела, провоцируют школьников на самоубийство». По аналогии с «Синим китом» группы должны быть заблокированы, добавил он.

Он уточнил, что подобных групп выявлено немного. Их блокировка начнется уже в пятницу, 19 января. По словам Волина, в блокировке будут участвовать также Роскомнадзор и администрации соцсетей (vedomosti.ru).

Нападение на школу в Улан-Удэ. Обобщение