Версия для печати

Об «отпусках» для заключенных

16 января интернет-газета Life.ru сообщила об издании Минюстом РФ приказа № 300, который даст возможность лицам, отбывающим наказание в системе ФСИН, временно выезжать за пределы исправительных учреждений для встреч со своими детьми. Как сообщает издание, действие документа, подписанного министром Александром Коноваловым, распространяется исключительно на заключенных, находящихся в колониях-поселениях, колониях общего режима и прочих учреждениях ФСИН с облегченным режимом содержания. «Отпуск» смогут получить осужденные заключенные (как женщины, так и мужчины), имеющие детей младше 14 лет. Кроме того, у претендентов на поездку домой не должно быть нареканий со стороны руководства колонии.

Послабление не распространяется на заключенных, осужденных по тяжким статьям (за убийство, изнасилование, педофилию, терроризм, распространение наркотиков), а также рецидивистов. Также на временный отъезд не смогут рассчитывать больные открытой формой туберкулёза, ВИЧ-инфицированные и заключенные, не закончившие полный цикл лечения венерической болезни, алкоголизма, токсикомании, наркомании.

«Все осуждённые, которым будет предоставляться отпуск или длительные свидания с детьми за пределами исправительных учреждений, будут обязаны давать подписку о том, что им разъяснён порядок пребывания на длительном свидании за пределами колонии. Осуждённый расписывается в том, что если он не вернётся по окончании отпуска или свидания в ИК, то согласно статье 314 УК ("Злостное уклонение лица, осуждённого к ограничению свободы, от отбывания наказания") он может быть осуждён к новому тюремному сроку на один год», – уточнили во ФСИН России (life.ru).

В службе отмечают, что нововведение продолжает курс на гуманизацию российской уголовно-исполнительной системы. В рамках этого тренда к 20 марта 2018 года по поручению вице-премьера Ольги Голодец Минюст России должен разработать порядок применения приказа № 127 от  6 июля 2017 года. В соответствии с ним осужденные женщины, совершившие преступления небольшой или средней тяжести, в случае наличия у них детей в возрасте до 14 лет смогут отбывать наказание, не связанное с заключением под стражу и лишением свободы. Данная норма позволит тысячам заключенных матерей покинуть колонии и жить в арендованных за свой счет квартирах, отмечаясь утром и вечером у инспектора и приходя на территорию исправительного учреждения для выполнения работы. За примерное поведение осужденным женщинам позволят жить в съемном жилье вместе со своими семьями.

«Приказ № 300 главы Минюста должен помочь осуждённым не просто социализироваться на свободе, а главное – не потерять связи с родственниками», – отметил член экспертного совета при Уполномоченном по правам человека РФ Валерий Борщев (life.ru).

«Для уголовно-исправительной системы это даже выгодно, потому что возможность воссоединяться с семьей снижает уровень агрессивности заключенного, предотвращает те особые конфликты, которые порождаются длительной изоляцией от близких людей. Предложенные меры будут стимулом для осужденных вести себя в соответствии с правилами», – заявила федеральный омбудсмен Татьяна Москалькова (info.sibnet.ru).

В свою очередь председатель общественной правозащитной благотворительной организации – комитета «За гражданские права» Андрей Бабушкин опасается, что поправки об «отпуске» для заключенных могут привести к злоупотреблениям со стороны надзирателей и станут новым рычагом давления на осужденных.

«Необходимо разработать четкие критерии, на основании которых родителей будут отпускать на свидания к детям, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны руководства колонии и надзорных органов, – призвал эксперт (pravmir.ru).

Как пояснил «АиФ» директор Московского бюро по правам человека Александр Брод, эти приказы действительно являются шагами по гуманизации правосудия. «Но, учитывая коррупцию, общественные наблюдательные комиссии должны проверять обоснованность отпусков, чтобы на свободе не оказались осуждённые по тяжким статьям. Кроме того, новые меры заставляют задуматься о том, не стоит ли изначально более активно практиковать систему альтернативного наказания, не связанного с лишением свободы. Несмотря на то что на январь 2018 г. в тюрьмах находится рекордно низкое количество заключённых, наше правосудие по-прежнему нацелено на жёсткие репрессивные меры, а не на профилактику преступлений» (aif.ru).