Версия для печати

Памяти Бориса Резника

В ночь на 27 января скоропостижно скончался легендарный советский и российский журналист, секретарь Союза журналистов России, депутат Госдумы III - VI созывов Борис Львович Резник. Ему было 77 лет.

«Ушел из жизни настоящий профессионал, искренний и глубоко порядочный человек, всю свою сознательную жизнь посвятивший развитию российской журналистики, – говорится в некрологе на сайте СЖР. – За большие достижения в области журналистики Борис Львович был неоднократно удостоен премий Союза журналистов СССР и Союза журналистов России. Работал в газетах «Вечерняя Москва», «Московский Комсомолец», «Известия», других изданиях. Избирался депутатом Госдумы нескольких созывов. Много лет Борис Львович возглавлял благотворительный фонд помощи тяжелобольным детям «Надежда», работающий на добровольных началах. Фондом «Надежда» было собрано и направлено на развитие детского здравоохранения Хабаровского края свыше 100 миллионов рублей. За особые заслуги в деле охраны здоровья детей Борис Львович Резник был избран почетным профессором Института охраны материнства и детства Сибирского отделения Академии медицинских наук».

Коллеги и друзья вспоминают Бориса Резника как «рыцаря журналистики» – профессионала самого высокого ранга и вместе с тем чуткого, неравнодушного человека, способного идти до конца в борьбе за справедливость. На счету Резника бескомпромиссные антикоррупционные расследования. Его усилиями были мобилизованы добровольцы, оказавшие помощь пострадавшим во время Амурского наводнения. Личная активность журналиста и общественного деятеля Бориса Резника помешала открыть на Дальнем Востоке химкомбинат, который ставил под угрозу гибели уникальную экосистему региона.

Соболезнования родным и близким Бориса Резника выразил председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев: «Уход из жизни Бориса Львовича стал для нас тяжелейшей утратой. Это был один из самых уважаемых секретарей Союза журналистов России. Он был общественным деятелем, который на протяжении долгих лет возглавлял благотворительный фонд, помогающий тяжелобольным детям. Его журналистские работы были эталоном для всех репортеров. Секретариат нашего союза выражает глубочайшие соболезнования семье и всем, кто знал этого прекрасного человека» (vm.ru).

Своими воспоминаниями о Борисе Резнике поделился известный публицист Геннадий Бочаров: «Он был одним из умнейших и организованных людей. Нас связывали прекрасные человеческие отношения, мы были, что называется, на одной волне. Я всегда обращал внимание на его публикации, он был блистательным журналистом. Он был исключительно человечен и грамотен, что всегда выделяло его на фоне остальных.... Он был одним из последних символов журналистики. Такого журналиста, как он, не было и уже не будет. Его уход – это черная дыра в российской журналистике и обществе» (vm.ru).

«Каждый его текст был шедевром, – свидетельствует первый секретарь Союза журналистов Москвы Людмила Щербина. – Его материалы были подобны выстрелам, они били по коррупционерам, расхитителям народного добра».

«Он вложил много сил в развитие нашего Союза журналистов, когда был его секретарем. Конечно, это огромная утрата. Его фигура имеет колоссальное значение для журналистики», – подчеркнула Щербина (vm.ru/news).

«Его публикации меняли жизнь к лучшему, срывали погоны с коррупционеров и преступников, меняли законодательство и систему, – отмечает секретарь Союза журналистов России и вице-президент Европейской ассоциации журналистов Надежда Ажгихина. – Только после одной серии его статей на свободу вышли несколько тысяч несправедливо обвиненных людей.... Он принадлежал к легендарной плеяде «старых» известинцев, открывающих новые границы возможного в общественной дискуссии и профессии, на кого старались равняться молодые коллеги».

«Он... был послом смелой и неудобной по определению журналистики, той, которой посвятил жизнь в коридорах власти. И многое ему удавалось, – продолжает секретарь СЖР. –  Удалось провести парламентские слушания об убийствах журналистов в Дагестане и составить письмо с требованием расследовать преступления — под ним поставили подписи 105 парламентариев, результатом стали беспрецедентное заседание Союза журналистов России в Махачкале, встречи с главой республики и руководителями силовых ведомств. Начались, хотя и очень непросто, новые расследования».

«Это он призвал защитить Дом журналиста от попыток передать его в другие руки (как десятью годами раньше — бывший спикер ГД, также в прошлом журналист Геннадий Селезнев). И в Мраморном зале собрались люди самых разных поколений и взглядов и, к удивлению наблюдателей, проявили неожиданную солидарность. И ЦДЖ отстояли. Это по его инициативе в том же зале собрались руководители столичных и региональных СМИ и призвали отменить поправки к закону о рекламе, лишающие доступа к рекламе частные региональные телекомпании — и удивительным образом поправки были отменены», – напоминает Ажгихина.

«Он подчас брался за почти невыполнимые задачи. Наверное, с ним было трудно однопартийцам — несмотря на прирожденный такт и непривычную уже в коридорах власти интеллигентность, он проявлял исключительную твердость в отстаивании собственной позиции. Голосовал — единственный из единороссов — против «закона Димы Яковлева», против лишения мандата Дмитрия Гудкова. Он вообще оставался, несмотря на солидный депутатский опыт, скорее журналистом, чем политиком. Мог бросить, к примеру, все дела и заниматься историей молодой журналистки, раскопавшей злоупотребления в подмосковном детдоме и оклеветанной подмосковными начальницами. Начать собственное расследование. И всегда находил время для долгих разговоров о профессии, о том, как сделать ее чище и лучше, как помочь и найти решения самых трудных вопросов», – вспоминает Н.Ажгихина (newizv.ru).

«Он до конца оставался самим собой, таким, каким мы его всегда знали и любили, — открытым, спокойным, мужественным, – рассказывает публицист Валерий Яков. – И сегодня осиротели не только его близкие и друзья. Сегодня российская журналистика понесла колоссальный урон, потому что ушел один из самых талантливых, масштабных и принципиальных публицистов-расследователей, один из классиков прославленной известинской школы».

«Борис Резник был всегда и во всем настоящим — и в дружбе, и в профессии, и в депутатском корпусе. Он был одним из немногих депутатов, кто думал не о рейтинге, имидже или партийной дисциплине, а прежде всего о своей ответственности перед страной и избирателями», – подчеркивает Валерий Яков (iz.ru).

«Борис Резник был настоящим человеком, человеком совершенно беспримерной честности, порядочности, принципиальности, весь свой талант, всю свою энергию он посвятил борьбе с несправедливостью привычными ему журналистскими средствами. Борис был прекрасным газетчиком, настоящим известинцем», - заявил глава СПЧ Михаил Федотов, подчеркнув, что смерть Резника – «большая потеря не только для журналистского сообщества России, но и вообще для всего нашего общества».

Директор МБПЧ Александр Брод: «Светлая память Борису Львовичу, человеку внешне мягкому, интеллигентному, очень принципиальному и благородному. Он всегда, даже при огромной своей занятости, откликался на обращения граждан о произволе, на просьбы коллег: кому-то помочь, за кого-то заступиться. Таких обращений и просьб ежедневно были сотни. Я всегда удивлялся, как его хватает на все и на всех? Таких сострадательных людей чрезвычайно мало среди нас. Когда он проголосовал «против», не в унисон своей фракции, я его зауважал еще больше».

Борис Резник (из выступлений последних лет):

«Наверное, ничего равного Дальнему Востоку не только у нас в Отечестве, но и в мире нет – такой колоссальной ресурсной базы, таких возможностей развивать ближайшие рынки, выходы к морям и так далее. То есть, если все сделать по уму и по науке, Дальний Восток можно сделать мировой жемчужиной. Было множество попыток поднять Дальний Восток, привлечь к нему внимание не только жителей нашего Отечества, но и сопредельных стран. Но, к сожалению, глубокой, мощной отдачи пока нет.

Лично меня воодушевляет каждый раз то, что собираются довольно представительные делегации: а вдруг договорятся, а вдруг что-нибудь сделают. Но меня обескураживает болтовня, которая идет на этих форумах, пустая, ничем не подкрепленная». 

«При всех несовершенствах нашего бюджета все-таки на Дальний Восток деньги дают, и деньги довольно серьезные. Вспомним хотя бы космодром Восточный, сколько там денег разворовали, к сожалению. Можно было бы уже построить, наверное, два космодрома. Идет глобальное, системное, бессовестное, наглое воровство».

«То, что сегодня сложилось в Хабаровском крае, – это пародия на власть: жулик на жулике и жуликом погоняет. Я говорю совершенно ответственно, не боясь, что меня привлекут к судебной ответственности. Готов доказать документами. Совершенно дикое количество злоупотреблений. Приходят люди для того, чтобы урвать и удрать».

«Когда люди приходят в Думу из бизнеса, как правило, за редким исключением, они продолжают работать на свой бизнес. Поэтому должны быть либо политики, либо люди, которые бизнесом не обременены».

«Грустная сейчас довольно-таки ситуация: девять уголовных дел против высших чиновников краевых. Можно говорить о коррупционности всего правительства Хабаровского края, когда министров, вице-премьеров правительства привлекают к уголовной ответственности за коррупционные дела. Причем в их ряду такое совершенно дикое дело, когда выбили миллиард, я в этом тоже участвовал, писал письма, миллиард дали для того, чтобы построить более 500 квартир для детей-сирот. 119 квартир построили, построили ужасные квартиры, я вчера получил письмо, там все сыпется, валится, они страдали до того и сейчас, эти ребята. Остальные деньги разворовали. Возбудили уголовное дело против бывшего министра и так далее, но денег-то нет. Власть должна была как-то следить за этим – это же святые деньги, их нельзя по ветру пускать, как принято у нас нынче. Вице-мэр Хабаровска – уголовное дело, вице-мэр Комсомольска – уголовное дело, по территориям если посмотреть, полно тоже уголовных дел.

Молодцы прокуратура и краевая, и дальневосточная, представительство Генеральной прокуратуры, они жестко работают. Работают все правоохранители нормально сегодня против коррупции.

Но власть сама ничего не предпринимает. Откуда они таких набирают? Только садится в кресло, и буквально через некоторое время воровское какое-то сообщество возникает, всякие криминальные дела».

«Самая большая беда, бич не только Дальнего Востока, а всей страны – воруют. Воруют в огромном количестве, воруют безнаказанно в основном, никаких преград настоящих, плотин из народного контроля, из общественного мнения, из профессионализма силовиков не существует практически. Это разовые какие-то удачи, кого-то разоблачили, посадили. Если не будет абсолютно неотвратимых наказаний за воровство, украл – сиди, мы не победим эту коррупцию» (svoboda.org).