Версия для печати

О поправках в закон об Институте национальной памяти Польши

27 января в Европе, России и других странах мира отметили День памяти жертв Холокоста. За день до этого нижняя палата польского парламента утвердила поправки к закону об Институте национальной памяти Польши. Принятые поправки, в частности, вводят наказание до 3 лет лишения свободы за выражение «польские лагеря смерти» и иные высказывания, подчеркивающие факты соучастия поляков в преступлениях нацистской Германии, в том числе и геноциде евреев. Такое же наказание Сейм накладывает на пропаганду идеологии Степана Бандеры и отрицание Волынской резни.

28 января с резкой критикой законопроекта, отрицающего исторические реалии Холокоста, выступил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху.

«Закон, который принял в пятницу польский парламент, должен пройти еще два чтения до его окончательного принятия. Я четко выразил нашу позицию, что закон необходимо изменить», – заявил председатель правительства еврейского государства, указав, что Израиль «ни при каких обстоятельствах не примет попытки переписать историю, не примет никаких ограничений на исследование исторической правды».

«Мы нетерпимы к искажению истины, переписыванию истории или отрицанию Холокоста. Вчера вечером я выразил жесткий протест и уверен, что все министры правительства с этим солидарны, против закона, касающегося катастрофы, постигшей наш народ на польской земле», – сказал Нетаньяху.

«Каждый день, особенно в международный день памяти жертв катастрофы, мы помним, во-первых, о шести миллионах наших братьев и сестер, уничтоженных в нацистском аду, во-вторых, о цене, которую заплатило человечество за то, что не восстало вовремя и с надлежащей силой против идеологии уничтожения, и в-третьих, о постоянной необходимости продолжать развивать мощь Государства Израиль в противостоянии фанатичным режимам современности, – подчеркнул премьер. – Сегодня, в отличие от прошлого, у нас есть собственное государство, сильное государство, способное защитить себя, это, на мой взгляд, и есть самый важный урок Холокоста» (ТАСС).

В свою очередь лидер оппозиционной партии израильского парламента «Авода» Ицхак Герцог потребовал в знак протеста отозвать посла из Варшавы.

«Я обращаюсь к премьер-министру и министру иностранных дел Израиля Биньямину Нетаньяху с требованием отозвать посла Израиля в Польше для проведения консультаций относительно принятого в Польше закона. С нашей точки зрения, закон недопустим», — заявил политик (РИА Новости).

Другой оппозиционер – глава партии «Еш Атид» Яир Лапид резко осудил польский закон в своем микроблоге в Twitter.

«Я категорически осуждаю новый польский закон, который пытается отрицать польское соучастие в Холокосте. Он был задуман в Германии, но сотни тысяч евреев были убиты, даже не встретившись с немецким солдатом. Были польские лагеря смерти, и ни один закон не может изменить это», — заявил политик.

«Я сын выжившего в Холокосте. Моя бабушка была убита в Польше немцами и поляками. Я не нуждаюсь в уроках истории Холокоста от вас», — обратился Лапид к польским дипломатам, вступившим с ним в полемику об «уроках прошлого» (РИА Новости).

По мнению экс-министра иностранных дел Израиля Ципи Ливни, поправки о криминализации высказываний о реалиях Второй мировой войны в Польше «не только не смывают мрачных пятен прошлого, но добавляют новое пятно в настоящем».

«Этот закон не изменит прошлого, но опасен для будущего», — уверена Ливни (ТАСС).

Несмотря на протесты, 30 января верхняя палата парламента Польши утвердила дискуссионный законопроект. МИД Израиля расценил решение Сената как посягательство на историческую правду.

«Израиль категорически против решения польского сената. Израиль со всей серьезностью воспринимает любую попытку оспорить историческую правду. Ни один закон не изменит фактов», — говорится в официальном заявлении внешнеполитического ведомства страны.

Сожаление в связи с принятием поправок выразил израильский центр изучения Холокоста «Яд ва-Шем».

«Достойно сожаления, что Польша решила принять этот проблематичный законодательный акт, несмотря на всю проблематичность его формулировок и решительные протесты, им порожденные, — говорится в заявлении руководства мемориального комплекса. – Этот закон угрожает искажением исторических истин из-за ограничений, которые он налагает на высказывания относительно соучастия отдельных сегментов польского населения в преступлениях против евреев».

По мнению экспертов Центра, использовать понятие «польские лагеря смерти» в отношении нацистских концлагерей, расположенных на территории Польши, действительно некорректно. «Но правильный способ противодействовать таким историческим искажениям заключается не в криминализации подобных высказываний, а в активизации образовательной деятельности», – сказано в обращении (РИА Новости).

1 февраля с критикой закона выступил глава Евросовета, экс-председатель правительства Польши Дональд Туск.

«Кто распространяет лживые формулировки о "польских лагерях", наносит вред доброму имени и интересам Польши. Авторы законопроекта представили грязную клевету на весь мир, эффективно, как никто раньше. А значит, в соответствии с законом», — написал он в Twitter.

Между тем ведущая оппозиционная партия Польши «Гражданская платформа» обратилась к президенту республики Анджею Дуде с требованием наложить вето на закон о Холокосте. По мнению председателя партии Томаша Щемоняка, принятые поправки по меньшей мере противоречат интересам польского государства.

«Мы имеем дело с самым серьезным кризисом в польской внешней политике после 1989 года», — признал политик в обращении «от имени демократической общественности Польши» (РИА Новости).

Сам Анджей Дуда, комментируя ситуацию вокруг поправок, заявил, что «никаких польских лагерей смерти не было», а были лагеря, «основанные немцами, напавшими на Польшу». В то же время президент признал наличие «единичных случаев подлости» и сотрудничества жителей Польши с нацистами (Росбалт).

6 февраля польский лидер подписал скандальный закон. Незадолго до этого он пообещал, что поправки будут проанализированы Конституционным судом.

«Наши предки, которые жили во время Второй мировой войны, многие наши близкие погибли в годы войны от рук нацистов и иных вторгавшихся в Польшу», — заявил Дуда. По его словам, за время войны были убиты 6 млн. поляков, «главным образом немецкими оккупантами, некоторые из них погибли от рук российских коммунистов» (РБК).

Разочарование в связи с принятием поправок выразил госсекретарь США Рекс Тиллерсон.

«Соединенные Штаты разочарованы, что президент Польши подписал закон, который приведет к уголовному наказанию за приписывание нацистских преступлений польскому государству. Насколько мы понимаем, этот закон теперь поступит в Конституционный трибунал Польши. Реализация этого закона негативно влияет на свободу слова и научных исследований»,— заявил Тиллерсон (РИА Новости).

С критикой закона о Холокосте также выступила Франция. Министр иностранных дел Жан-Ив Ле Дриан охарактеризовал принятие поправок как «непродуманный» шаг.

«Закон неправильный, вы не должны переписывать историю, это никогда не было хорошей идеей», – сказал он в эфире телеканала BFM.

Ранее Ле Дриан выразил надежду, что «польский народ передумает и на следующих выборах будет действовать таким образом, чтобы устранить неудачную политическую смирительную рубашку, навязанную националистическими фракциями».

«Все, что может извратить эту память, плохо», – подчеркнул политик, добавив, что голосование за принятие закона «должно быть осуждено» (lechaim.ru).

Подписание поправок к закону об Институте национальной памяти в части введения наказания за пропаганду бандеровской идеологии ожидаемо вызвало протест официального Киева. Глава МИД Украины заявил, что введение термина «преступления украинских националистов» «усиливает односторонние стереотипы и провоцирует реакцию в ответ».

«Историческая правда не имеет национальных границ и не устанавливается законами. Она или есть, или ее надо искать. И в том, и в другом случае законодательные акты не помогут», — написал Климкин на своей странице в Twitter.

«Я всегда буду говорить правду. Уважать тех, кто это заслужил. Осуждать тех, кто себя опозорил. Неважно — своих или чужих. Неважно — в Варшаве, Киеве или другом месте», — заявил министр.

7 февраля Украинский институт национальной памяти выступил с предложением впредь проводить встречи польских и украинских историков исключительно на Украине.

«Мы не можем гарантировать сохранение свободы слова украинским исследователям на польской территории или даже безопасность их пребывания там. Поэтому обращаемся к польским коллегам с предложением о продолжении исторических дискуссий на территории Украины», — отмечает пресс-служба института (ИА REGNUM).

В Израиле факт подписания закона восприняли как крушение последней надежды на примирение. Предложение Польши о создании специальных рабочих групп для изучения закона на базе внешнеполитических ведомств двух стран в Тель-Авиве теперь считают бессмысленным.

«Я знаю, какая это будет реакция. Не будет смысла встречаться рабочим группам», – сказала посол Израиля в Варшаве Анна Азари в эфире Польского радио 5 февраля.

«Если закон будет подписан, то это затруднит контакты и не даст времени для встреч», — добавила она (РИА Новости).

Возмущение в связи с принятие закона выразил главный раввин России Берл Лазар.

«Логика польских руководителей, принявших этот закон, по всей видимости, такова: в годы геноцида Польша не существовала как государство, это была территория, оккупированная нацистами, и местное население не имело никаких политических прав. Соответственно, поляки не могли запретить нацистам строить на их земле десятки концлагерей, где уничтожали евреев», — цитирует Берла Лазара РИА Новости.

По словам главного раввина России, в «такой страшной реальности» люди вели себя по-разному: «Были Праведники мира — те, кто пытался спасти евреев, порой с риском для собственной жизни и для жизни своих близких. Но были и коллаборационисты, которые сотрудничали с нацистскими палачами».

«Нам понятно, что принятый сейчас в Польше закон на этих преступников не распространяется. Но остается открытым самый главный вопрос: а как с теми людьми, которые знали и молчали? Которые жили совсем рядом с Освенцимом и Треблинкой, знали, что там каждый день убивают, и ничего не сделали, ничего не сказали… фактически остались безразличны. Неужели эти люди не несут никакой моральной ответственности?» – задается вопросом Б.Лазар.

«История – это прошлое, которое ежедневно и ежечасно оказывает влияние на настоящее. Да, Холокост был явлением уникальным, сейчас, слава Богу, нет трагедий, сходных по масштабу: но в десятках стран продолжает литься кровь невинных людей, совершаются преступления против человечества, теракты и акты государственного терроризма. И отрицать сейчас ответственность за кровавое прошлое – это означает, по сути, оправдывать тех, кто сегодня видит и молчит», – подчеркнул Б. Лазар.

Ранее, открывая традиционную Неделю памяти жертв Холокоста в Москве, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в очередной раз напомнил об угрозе повторения страшных событий середины ХХ века.

«Не может не тревожить тот факт, что в последнее время мы наблюдаем ползучую реабилитацию нацизма. В ряде государств, в том числе причисляющих себя к эталонам демократии, проводится системная линия на пересмотр итогов Второй мировой войны, включая прославление деятельности гитлеровцев и местных коллаборационистов», — отметил Лавров (РИА Новости).

30 января, выступая во время памятных мероприятий в Еврейском музее и центре толерантности, Президент России Владимир Путин в присутствии Биньямина Нетаньяху напомнил о подвиге заключенных польского Собибора, осуществивших единственное успешное восстание среди всех нацистских концлагерей.

«В этом году исполняется 75 лет с момента восстания в лагере Собибор, вошедшего в историю как самое масштабное сопротивление узников. Поражают сила и мужество людей, которые практически с голыми руками шли на врага. Несгибаемая воля руководителя восстания, советского лейтенанта Александра Печерского, не может не восхищать и не удивлять. Эти люди отстаивали свое право на жизнь, не боясь смерти, боролись за свободу и человеческое достоинство. Обреченные, но несломленные, они смогли победить»,— заявил глава российского государства (РИА Новости).

Напомним, в конце июля 2017 г. официальная Варшава известила Москву о намерении Международного управляющего комитета реконструкции места памяти «Собибор» отстранить Россию от участия в этом проекте (см. подробнее: http://www.pravorf.org/index.php/news/2436-o-situatsii-vokrug-memorialnogo-muzeya-sobibor).

Комментируя дискуссию вокруг поправок в закон об Институте национальной памяти Польши, обозреватель «Вечерней Москвы» Алексей Зернаков напоминает факты, которые нынешнее руководство республики предпочитает замалчивать: «Если следовать логике современных польских политиков, то маршал Эдвард Рыдз-Смигла не тряс руку немецкому военному атташе оберсту (полковнику) Богиславу фон Штудницу на параде в честь Дня независимости 11 ноября 1938 года. Это не пустые слова и не происки советской пропаганды – это самое обычное фото, к несчастью для депутатов Сейма, дошедшее до нас сквозь десятилетия.

Есть еще интересные кадры – например, где польские полицейские арестовывают евреев в варшавском гетто. Перекошенные от ужаса лица, женщина, прижимающая к груди какой-то сверток, молодой парнишка лет пятнадцати, пронзительно глядящий прямо в объектив. Большинство из них уже через несколько дней были безжалостно перемолоты нацистской машиной смерти. А на переднем плане затянутые в полицейские шинели спины. Если это не участие в Холокосте – тогда Йозеф Геббельс просто веселый сказочник.

А еще есть масса свидетельств о том, что тысячи поляков охотно шли служить не только в Вермахт, но и в немецкие охранные отряды – СС и полицейские батальоны».

«Сотни тысяч поляков воевали на стороне немецкого Вермахта и принимали участие в операциях против партизан, то есть были теми, кого позже прозвали карателями – и это факт, который при всем желании смыть польским историкам не удастся, – подчеркивает журналист. – Это отрицать так же глупо, как факт убийства сотен тысяч человек в лагерях смерти, расположенных на территории Польши: Аушвиц, Белжец, Собибор, Треблинка, Майданек... И я никогда не поверю, что нелюди в синих полицейских мундирах с коричневыми душами под ними... не принимали участие в геноциде» (vm.ru).

По мнению писателя Леонида Млечина, закон о Холокосте нарушает нормы европейского права, однако ЕС не имеет возможности повлиять на Польшу.

«Ни Израиль, ни Европейский союз ничего не могут поделать. Европейцы уже много раз выражали недовольство принимаемыми в Польше в сфере законодательства мерами и осуждают поляков. Это ведь только часть того, что происходит, там целый ряд законов, которые приняты в последнее время, конечно, нарушают европейские нормы. Но внутри ЕС нет механизма, насколько я понимаю, для того, чтобы заставить государство – члена ЕС исполнять те или иные обязательства, они просто не предполагали, что возникнут такие проблемы», – указывает Млечин.

Возвращаясь к реалиям Второй мировой войны, писатель отдает должное польским антифашистам, движению сопротивления и деятельности армии Краева. Вместе с тем Л.Млечин напоминает факты, о которых действующее руководство Польши предпочитает не распространяться: «Достаточное число поляков, как и на всех оккупированных германскими войсками территориях, соучаствовали в нацистских преступлениях, то есть были коллаборационистами. И более того, известно, что в Польше накал антисемитизма был совершенно чудовищным, и поляки отличились в этом смысле и до немцев, и особенно после немцев, вплоть до последней чудовищной вспышки антисемитизма в Польше, которая произошла в 1968 году, после шестидневной войны, когда они выдавили из страны всех оставшихся евреев. Так что в Польше существует антисемитизм без евреев».

Возвращаясь к утвержденным поправкам, журналист отмечает их вред и абсурдность.

«Это все равно что вмешательство в химию, физику или биологию и, конечно, вредит польскому обществу, но оно настроено очень жестко, консервативно, националистично. Но это сейчас общий процесс на территории Восточной Европы», – резюмирует Млечин (infox.ru).