Версия для печати

О расследовании причин трагической смерти Валерия Пшеничного

16 апреля стали известны шокирующие подробности смерти предпринимателя Валерия Пшеничного в СИЗО-4 Санкт-Петербурга в феврале 2018 года. Эксперты Бюро судебно-медицинской экспертизы заключили, что фигуранта дела о хищениях у Минобороны при строительстве подводной лодки «Варшавянка» пытали, изнасиловали, а потом убили. Ранее доминировала версия о самоубийстве: бизнесмена нашли повешенным в его камере.

Ссылаясь на заключение судмедэкспертов, «Новая газета» реконструировала события 5 февраля: «Рядом с телом Пшеничного в камере нашли два трехметровых электропровода, черный и белый, с оголенными концами. Там же валялись металлические пластины с острыми, как лезвие, краями, деревянная палка толщиной 3 сантиметра, обмотанная черной изолентой, и «черная синтетическая веревка (шнур)», похожая на те, что бывают в куртках. Десятки порезов на теле Пшеничного были нанесены, по выводам экспертов, предметом, похожим на лезвие. Удар в горло — острым концом «предмета, имеющего в следообразующей части режущий край и обушок (узкую грань)». Как все эти предметы оказались в тюремной камере, если у заключенных вынимают даже шнурки из ботинок, руководство СИЗО публично объяснять не стало… На теле Пшеничного были обнаружены следы сексуального насилия. На висках, на лице — синяки и десятки порезов разной длины и глубины, нанесенные и слева направо, и справа налево. Длинные порезы на обоих предплечьях — в одном направлении. Огромное число ссадин, рваных ран и кровоподтеков во рту: на губах, на языке, по всей слизистой. Часть из них — «в результате однократного травмирующего воздействия при ударе о зубы». На одежде — пятна «подсохшего буроватого вещества». На груди, на спине, на ребрах, на плечах, под лопатками, на руках и ногах — десятки резаных ран. Многочисленные «округлые ссадины», расположенные «попарно, на расстоянии 0,5–1 см друг от друга». Словно их нанесли парой оголенных электропроводов. Эксперты заключили, что «от действия электричества образовались множественные (не менее 19) электрометки на слизистых оболочках полости рта, языке, на коже пальцев правой и левой кистей». Глубокие раны на шее, повредившие трахею и гортань, эксперты квалифицировали «как тяжкий вред здоровью». Судебные медики, с которыми консультировалась «Новая», согласны, что после такой травмы, даже не будь всех остальных ран, человек уже не мог бы встать и пойти вешаться. Но на шее Пшеничного обнаружена странгуляционная борозда. А точнее — две. Другая, не замкнутая со стороны затылка, идет косо вверх от передней части шеи к задней. Эксперты считают, что причиной смерти стала «механическая асфиксия в результате сдавления шеи петлей» (novayagazeta.ru).

Обстоятельства гибели Валерия Пшеничного выясняет Следственный комитет России и Федеральная служба исполнения наказаний. Представитель Управления ФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области выражает уверенность, что «ни сотрудники УФСИН, ни подследственные к смерти Пшеничного не причастны». В сообщении пресс-службы ведомства от 17 апреля утверждается, что имел место «завершенный суицид» (РИА Новости).

Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов заявил о намерении сформировать специальную комиссию по расследованию смерти предпринимателя.

«Первое, что мы собираемся предпринять по делу Валерия Пшеничного, это инициировать создание комиссии ФСИН, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета с нашим участием. Работа комиссии должна быть максимально открытой и честной. Необходимо найти убийцу и всех виновных», — цитирует Титова ТАСС.

Кроме того, бизнес-омбудсмен предложил составить пофамильный список всех предпринимателей, находящихся в СИЗО, «и, зная всех, с помощью региональных уполномоченных вести постоянный контроль за каждым делом, оказывать более оперативную помощь людям».

«К сожалению, про очень многих мы просто не знаем, потому что сами, как и Пшеничный, они к нам не обращаются», — пояснил Титов.

Расследование смерти Пшеничного взял под контроль Совет по правам человека при Президенте РФ.

«По этой тематике, возможно, будет спецзаседание, потому что мы давно уже на тему пыток и коррупции не проводили, а здесь как раз это воедино связано и в таком нелицеприятном примере продемонстрировано», — заявил замглавы СПЧ Евгений Бобров (РИА Новости).

Запросы по делу Пшеничного направила в УФСИН и прокуратуру Северной столицы Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова.

«Очень противоречивая информация по СИЗО-4 Санкт-Петербурга. Ко мне не было обращений, но я считаю, что если информация, которая сегодня имеет место в СМИ, реальна, то, конечно, она должна получить принципиальную оценку, — заявила омбудсмен 18 апреля. – Поэтому я сегодня сделала запросы в прокуратуру Санкт-Петербурга, УФСИН для того, чтобы получить объективную информацию и либо развеять эти инсинуации, либо предпринять меры для восстановления справедливости: если это так, виновные должны быть наказаны» (РИА Новости).

Значимость проблемы подчеркивает общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей, находящихся в местах лишения свободы, Александр Хуруджи: «К сожалению, таких случаев всегда было достаточно много. Главная беда в том, что мы о них просто не знаем. О каких-то случаях всё же сообщают, но в основном система молчит и скрывает информацию. В случае с Валерием Пшеничным, видимо, информацию скрыть было просто невозможно. Конкретная задача на сегодняшний день лично для меня — предложить на ближайшем собрании уполномоченных провести всероссийский аудит СИЗО и мест заключения для выявления пофамильного списка всех находящихся в неволе. Обвиняемых в экономических преступлениях при этом следует отделить от всех остальных. Чтобы распределить работу с региональными уполномоченными, чтобы оперативно помочь людям. Проект «Стопарест» направлен именно на повышение удобства и оперативности реагирования» (РБК).

Комментируя ЧП в СИЗО-4, правозащитник Анна Каретникова вспомнила смерть топ-менеджера Роскосмоса Владимира Евдокимова в следственном изоляторе «Водник» в апреле 2017 года, когда первоначальная версия о суициде также была опровергнута. Кроме того, эксперт обозначила основные проблемы российской системы исполнения наказаний и пути их решения: «Если говорить о насилии в тюрьме, необходимо учитывать, что в основном там все-таки сидят реальные преступники. И там, где в одном месте собрано много преступников, они, конечно, продолжают заниматься тем, чем занимались на воле, тем, за что они туда и попали: вымогают деньги, избивают и иногда даже убивают, несмотря на наличие контроля и надзора. Предотвращать это можно и нужно. Устанавливаются новые системы контроля, видеокамеры. Как минимум можно увидеть, кто вошел в камеру, кто вышел и в какой последовательности все происходило. Судя по сообщениям СМИ, эти записи изучаются и в связи с гибелью Пшеничного. В целом шквала убийств в российских учреждениях пенитенциарной системы не наблюдается. Это случаи исключительные и экстраординарные. Но тотального контроля, конечно, нет. Во-первых, у граждан должна быть определенная приватность в соответствии с европейскими стандартами, когда они находятся, например, в туалете. Во-вторых, это просто не всегда технически осуществимо: кто-то должен находиться за пультом постоянно, чтобы отслеживать происходящее каждую секунду».

По мнению аналитика УФСИН, несмотря на выявляемые проблемы, российская система исполнения наказаний все же становится более контролируемой.

«В целом тенденции к ухудшению содержания заключенных, если говорить о Москве, я в период своей работы не вижу. На довольно длительном периоде я наблюдаю как раз улучшение, – отмечает Анна Каретникова. – Сейчас стоит вопрос о том, чтобы заключенные принимали душ два раза в неделю, чтобы им было разрешено пользоваться электронными средствами для лучшей подготовки к защите по своим уголовным делам. Сейчас для этой цели заключенным в камере полагаются только ручка и бумага».

«Информации об избиениях и пытках в тюрьмах стало больше не потому, что их на самом деле стало больше, а потому что система становится более прозрачной. Есть ОНК, есть журналисты, социальные сети, в которых родственники заключенных могут предать ситуацию огласке. Широкая общественность стала узнавать о том, что происходит в тюрьмах. В эпоху Интернета сложнее оставаться закрытыми», – констатирует эксперт (РБК).

Тенденцию снижения уровня насилия в тюрьмах фиксирует специалист в области экономических преступлений Игорь Токарев: «На самом деле насилия в тюрьмах стало меньше. У меня достаточно много доверителей содержалось и содержится под стражей. Единицы из них рассказывают, что к ним применялось физическое насилие. Жалуются в основном на условия содержания — на то, что чего-то не хватает, на бестолковость сотрудников, на то, что все делается медленно, на медобслуживание. Большинство жалоб на физическое насилие связано уже с этапом, где камер нет и там позволяется намного больше. Заключенным устраивают так называемые «прописки» по прибытии — «профилактические» избиения. А в СИЗО сотрудники сейчас слишком боятся за свои кресла, поэтому редко себе такое позволяют.

То, что мы видим в СМИ, это касается обычно людей очень состоятельных, это вопрос либо политический, либо денежный. Без попустительства сотрудников администрации учреждения такое просто невозможно. Кто-то должен закрыть на это глаза. Я далек от мысли о том, что сами сотрудники ФСИН кого-то насиловали, но они с умыслом оставляют заключенных наедине, а те могут переусердствовать. Чаще всего это вопрос вымогательства денег. Если вымогательства и убийства происходят на воле, то почему они не могут совершаться в условиях заключения».

«Бороться с такими случаями можно только с помощью как можно большего числа камер, – уверен юрист. – Если камеры, прощу прощения за тавтологию, будут стоять в каждой камере и сервер будет находиться где-то централизованно, а не в самом учреждении, таких случаев станет меньше» (РБК).

Следственный комитет (СК) РФ по Петербургу предоставит итоги расследования уголовного дела о смерти в СИЗО № 4 Валерия Пшеничного уполномоченному по правам предпринимателей в Петербурге Александру Абросимову, сообщает аппарат омбудсмена.

«Об этом Абросимов договорился с руководством СК РФ по Петербургу, пообещав обеспечить соблюдение требований законодательства о следственной тайне», — сказали в пресс-службе уполномоченного, уточнив, что органами предварительного расследования в настоящее время, наряду с версией о суициде, отрабатываются все другие возможные версии, включая убийство (rapsinews.ru).