Версия для печати

О запрете ввоза лекарств из США

3 мая комитет Госдумы по международным делам дал заключение на законопроект о возможном запрете ввоза в РФ лекарств из США и других стран, ведущих антироссийскую политику. В целом поддержав его концепцию, депутаты признали, что контрсанкции в сфере здравоохранения несут потенциальные риски для лиц с инвалидностью и тяжелыми заболеваниями.

«Несмотря на то, что в соответствии с законопроектом «запрет или ограничение не распространяются на лекарственные средства и лекарственные препараты, аналоги которых не производятся в РФ и (или) иностранных государствах», введение указанной меры воздействия может негативно сказаться как на наличии необходимых лекарственных препаратов, так и на росте цен на них, что плохо отразится на положении наиболее уязвимых групп населения – инвалидах, пациентах, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями», – сказано в заключении.

Парламентарии комитета призвали коллег «оценить все политические, экономические, социальные последствия (как позитивные, так и негативные) при принятии соответствующих ответных мер воздействия».

«В связи с этим полагаем необходимым дополнительно обсудить вопрос о целесообразности введения пунктом 15 статьи 2 законопроекта запрета или ограничения ввоза на территорию РФ лекарственных средств или лекарственных препаратов, произведенных в США и (или) иных иностранных государствах, по перечню таких средств и препаратов, определяемому правительством РФ», – подчеркивается в документе, размещенном в электронной базе данных ГД.

Вопрос о включении лекарств в список товаров, запрещенных ко ввозу из США, пока обсуждается. Об этом заявила журналистам министр здравоохранения Вероника Скворцова. По ее словам, конкретных решений по санкционному списку пока не принято. Она подчеркнула, что в целом перечень лекарств, ввозимых в Россию из США, небольшой (ТАСС).

Законопроект «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и (или) иных иностранных государств» был внесен в Госдуму 13 апреля председателем нижней палаты российского парламента Вячеславом Володиным и лидерами всех думских фракций. Предлагаемые санкции должны ограничить импорт сельскохозяйственной продукции, продуктов питания, алкоголя, табака, технологий, оборудования и лекарств, имеющих российские аналоги.

На фоне очередного витка противостояния между РФ и США отдельные российские политики позволили себе циничные высказывания. Так, депутат Госдумы Петр Толстой в эфире программы «60 минут» на телеканале «Россия 1» предложил «выплевывать» иностранные лекарства и лечиться народными средствами, в частности корой дуба и отваром боярышника. Таким образом парламентарий ответил президенту фонда «Институт региональных проектов и законодательств» Борису Надеждину, который рассказал, что лечится от гипертонии препаратами, произведенными «в странах вероятного противника, например в Германии».

В свою очередь член Совета Федерации от Зауралья Сергей Лисовский на заседании Курганской областной думы призвал соотечественников вместо дорогостоящих импортных лекарств принимать «аскорбинку и марганцовочку». По мнению сенатора, «россиян специально провоцируют покупать дорогие лекарственные препараты, для того чтобы убрать нормальные лекарства, которые прекрасно работали как во времена Советского Союза, так и во времена царской России» (Znak.com).

Между тем идею запрета иностранных медпрепаратов на территории РФ подвергли критике члены комитета Совета Федерации по социальной политике и по конституционному законодательству, Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова и председатель Совета по правам человека при Президенте РФ Михаил Федотов.

Федеральный омбудсмен подчеркнула, что в политическом противостоянии «здоровье человека не может ставиться под удар».

«Я призываю всех, чтобы в санкционное противостояние между государствами не включать медицинское оборудование, лекарственные препараты, технологии в области здравоохранения», – заявила Татьяна Москалькова на пресс-конференции в ТАСС.

Глава СПЧ выразил убеждение, что «ни лекарства, ни расходные материалы к медицинской технике не должны становиться объектами внешнеторговых санкций».

«Понимание этого пришло ко мне в сентябре 2016 года в сирийском городе Латакия, в госпитале Тишрин, который мы посещали вместе с членом СПЧ Елизаветой Глинкой, – рассказывает правозащитник. – Мы видели там новое оборудование, которое простаивало из-за отсутствия расходных материалов, видели прекрасных врачей, которым нечем было лечить больных и раненых детей. Своими впечатлениями я тогда поделился с Президентом Путиным. В результате 8 декабря 2016 года, вручая Доктору Лизе Государственную премию за выдающиеся заслуги в правозащитной деятельности, глава государства поддержал нашу позицию».

В своем заявлении, размещенном на сайте Совета, М.Федотов процитировал ключевое заявление российского лидера по данному вопросу: «Под разного рода ограничения, безусловно, не должны никогда попадать ни медикаменты, ни медицинское оборудование, потому что в результате люди лишаются элементарной медицинской помощи, в том числе в условиях военных конфликтов, когда страдает в первую очередь гражданское население и часто, к огромному сожалению, дети. Убежден, чтобы исключить такую ситуацию, важно добиться соответствующего решения на международном уровне».

«Полагаю, что слова Президента полностью применимы и в случае, когда речь идет о санкциях и контрсанкциях в российско-американских отношениях», – считает глава СПЧ (president-sovet.ru).

Несогласие с возможным запретом на ввоз импортных лекарств выразил Всероссийский союз общественных объединений пациентов. Как сообщил сопредседатель ассоциации Ян Власов, сообщество готовит большое письмо в Правительство и Президенту РФ с предложением исключить из законопроекта дискуссионный 15-й пункт статьи 2, касающийся поставок жизненно важных иностранных лекарственных препаратов.

«Население возбуждено, люди боятся потерять свое лечение, потерять свое здоровье. К сожалению, отечественные лекарства сегодня не пользуются значительным доверием, и мы настроены на то, чтобы убедить ГД отменить 15-й пункт второй статьи законопроекта», – заявил сопредседатель ВСООП.

Он также отметил, что многие аналоги западных лекарств, изготавливающиеся в России, «в значительной степени имеют иностранное происхождение, потому что медицинские субстанции, на которых работают эти аналоги, импортные».

«Если их запретят, тогда у нас не будет и аналогов», — предупредил Я.Власов (patients.ru).

По мнению экспертов, российские аналоги лекарств, произведенных в Европе и США, далеко не всегда соответствуют своим дорогостоящим прототипам. Председатель правления МОО «Помощь больным муковисцидозом» Ирина Мясникова поясняет это на примере американского ферментного препарата «Креон»: «Для 99,9% людей с муковисцидозом это реально единственный препарат, который помогает. Да, другие панкреатины в России есть, только вот ни в европейских, ни в американских стандартах лечения муковисцидоза они не упоминаются. Ибо они содержат метакриловую кислоту и этилакрилат, которые не рекомендованы пациентам с муковисцидозом. Даже сейчас у нас есть сложности — по закону лекарства должны закупаться по международному непатентованному названию (панкреатин), и каждый раз приходится доказывать, что не все они одинаковы».

«Наши пациенты принимают препараты пожизненно и в сверхмаксимальных дозах. Если их заменить, сразу они не умрут, но жизнь их значительно ухудшится: они не смогут набирать вес, у них начнутся проблемы с пищеварением. В литературе описаны случаи, что из-за большого количества сопутствующих веществ в панкреатинах у детей с муковисцидозом могут возникать неврологические отклонения, серьезные проблемы с кишечником. Никто не хочет проверять это на практике. Хотелось бы, чтобы мы имели возможность лечиться подходящими лекарствами», – резюмирует специалист (mk.ru).

Председатель МОО поддержки пациентов с воспалительными заболеваниями кишечника и синдромом короткой кишки «Доверие» Татьяна Шашурина опасается, что новый закон оставит людей, страдающих этими тяжелыми заболеваниями, без эффективной современной терапии.

«Лекарства этого класса кардинально изменили жизнь больных: они получили возможность социализироваться, работать, заводить семьи. Это не гормоны, которые просто снимают воспаление. Отечественные биоаналоги, конечно, есть, но они пока не исследованы, и последствия лечения ими могут быть самыми разными. Чтобы выяснить это, нужно минимум два года. А сбой режима терапии, то есть переход с одного препарата на другой, влечет за собой страшные последствия, включая хирургические вмешательства», – указывает Т.Шашурина (mk.ru).

Как выяснил «Московский комсомолец», под контрсанкции могут попасть 140 торговых марок, в том числе «Виагра» и «Сиалис», жаропонижающие «ТераФлю» и «Нурофен», антибиотики «Аугментин» и «Клацид», лекарства от болезней суставов «Артра», «Терафлекс», от ревматоидного артрита и псориаза «Хумира», гормональные препараты «Дюфастон» и «Дипроспан», препарат от давления «Капотен», противоэпилептическое средство «Лирика», витаминные комплексы «Кальцемин Адванс», «Витрум», ферментное средство «Креон», гепатопротектор «Гептрал», слабительное «Дюфалак», лекарство от гепатита B «Бараклюд» и от гепатита С «Совальди», препарат от аллергии «Телфаст», вакцина вируса папилломы человека «Гардасил» и пневмококковой инфекции «Превенар», антидепрессанты «Паксил» и «Симбалта», снотворное «Мелаксен», средство от мигрени «Экседрин», назальные спреи «Тизин» и «Назонекс», препараты инсулина, противоопухолевый препарат «Сутент» и другие. Таким образом, вводимые ограничения могут негативно сказаться на россиянах, страдающих гепатитами, раком, эпилепсией, ревматоидным артритом и многими другими заболеваниями.

На сайте общественных инициатив change.org Лигой пациентов открыто голосование против принятия закона «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и (или) иных иностранных государств». Глава Лиги Александр Саверский напоминает: «Создание препятствий в получении необходимых лекарств является грубым нарушением прав граждан со стороны должностных лиц, что может считаться и уголовным преступлением по ст. 293 УК РФ («Халатность»). В случае наступления смертей из-за отсутствия лекарств преступление будет считаться тяжелым».

Необходимо наводить порядок на российском фармацевтическом рынке, заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в интервью российским телеканалам в 2017 году.

По его словам, лекарственные препараты должны быть качественными и продаваться по приемлемым ценам. При этом, как отметил Медведев, закупаемые за валюту лекарства оказываются дороже, но в России сложилось мнение, что иностранные препараты более качественные.

«У нас и вера определенная сформировалась, что иностранная таблетка лучше работает, чем российская. К сожалению, не беспочвенно. Целый ряд производителей действовал не очень красиво. Надо обязательно наводить порядок на фармакологическом рынке. У нас сейчас приблизительно 70% препаратов в стоимостном измерении приобретается из-за границы. И только 30% — внутри страны. Но по наименованиям ситуация иная. У нас 60% наименований приобретается внутри страны, и только 40% — из-за границы. А если взять список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, там уже 85% приобретается внутри страны», — указал премьер-министр.

«Нам нужны качественные, а не поддельные препараты. Нам нужна нормальная современная фармацевтическая промышленность. Мы знаем, сколько там проблем, и сколько там махинаций. Поэтому нужно навести на этом рынке порядок, тогда в аптеках будут нормальные дешевые российские препараты, не хуже иностранных», — заключил глава правительства РФ (РИА Новости).