Версия для печати

О притеснениях мусульман в ХМАО

16 мая газета «КоммерсантЪ» обнародовала информацию о притеснениях мусульман в Ханты-Мансийском автономном округе сотрудниками Росгвардии. Серия инцидентов произошла вечером 4 мая в городе Лянторе: в ходе рейда по нескольким кафе силовики задержали десятки отдыхавших горожан, преимущественно мусульман; как отмечается в коллективной жалобе, адресованной окружным властям, правоохранители беспричинно избивали и пытали задержанных.

«Представители мусульманской общественности жалуются не только на физическое насилие, но и на унижение: в одном из кафе, по словам авторов жалобы, задержанных якобы заставили лечь на пол и имитировать плавание. Тем, у кого была борода, отрезали ее, а некоторым подожгли», – сообщает издание.

Кроме того, сотрудники ОМОНа врывались в квартиры мусульман, «задерживая и избивая ни в чем не повинных людей». Один из пострадавших – Артем Ватря рассказал, что ночью люди в балаклавах провели у него дома обыск, избили его, после чего доставили в отдел полиции «и без объяснений держали там до утра» (Ъ).

В интервью Business FM Артем Ватря поделился шокирующими подробностями страшной ночи: «Они сказали: у нас есть постановление на обыск помещения. Я им сказал: позднее время, на каком основании этот обыск, какие неотлагаемые обстоятельства? Дома у меня семья, мы спим. «Открывай, а то хуже будет». Начали потом грубить и очень сильно стучаться. Ну, я подумал о том, что это, возможно, какие-то бандиты представились полицией. Вызвал дежурную часть. В это время очень сильно стучались. Помяли мне дверь, разбудили ребенка, жену. После этого приехала дежурная часть, я сказал: открою, только не применяйте физическую силу. Открыл дверь, и на меня накинулся человек в маске, я вместе с ним резко вышел в подъезд. Меня начали бить. Я говорю: вы чего делаете? Постановление, может, вы ошибаетесь, дайте ознакомиться. «Заткнись. Лежать». В итоге меня повалили на пол, надели наручники, начали мне поджигать бороду. После этого подняли меня, завели домой, показали какую-то бумажку на расстоянии вытянутой руки — то, что мое жилище подвергается обыску. Телефон у жены забрали, чтобы она не снимала, ничего не делала, у меня забрали телефоны. Забрали ежедневник, где моя жена записывает планы на день — как готовить суп, расходы, вес, рост. Что-то там из молитвы, про религию что-то, что-то про космос. Ну, личное, да. После этого били меня также, пока вели к машине. Повезли меня в ОВД — и началось там. Я им говорил о том, что этого так не оставлю, в прокуратуру буду жаловаться. «Жалуйся, кому хочешь». Часа три вот так я стоял. Меня били, электрошокер, бороду рвали руками. В итоге меня просто... ни бесед, никто ничего не проводил. Потом подошел участковый: пойдем протокол составим — неповиновение сотрудникам полиции, до того как подать заявление и с того момента как меня побили. Мы подключали общественных деятелей, представителей разных национальностей, глав диаспор. Подключали журналистов, потому что это повторяется регулярно. Этот беспредел, который они делают, это не первый раз. Просто я тот первый человек, который об этом начал трезвонить во всеуслышание. Это повторялось в прошлом году с моими знакомыми, прихожанами мечети, которые абсолютно не имеют ни административной, ни уголовной, не несли наказаний, не подозревались. Законопослушные граждане, которые в мечеть ходят намаз совершать» (bfm.ru).

Незаконные действия силовиков изучает прокуратура и окружное управление СКР, которые обещают «принять процессуальное решение» по результатам проверки.

Между тем в Росгвардии заявляют, что правоохранители действовали по закону.

«Накануне празднования 9 Мая в городе сотрудники нашего подразделения проводили оперативно-профилактические мероприятия. Некоторые из граждан, с которыми приходилось общаться бойцам, вели себя грубо, не подчинялись — их приходилось в принудительном порядке доставлять в отделы полиции», – объяснили в ведомстве, добавив, что ислам исповедуют в том числе и представители радикальных групп, таких как ДАИШ (запрещена в РФ) (Ъ).

Случай в Лянторе не единичен. Так, 5 лет назад в одном из кафе Сургута правоохранители заставили посетителей заведения срезать бороды. В 2017 году в Нижневартовске сообщалось о вооруженном конфликте между выходцами из Чечни и одетыми в штатское росгвардцейцами в торговом центре «Городок».

Правоохранителя регулярно заявляют о том, что ими права мусульман ХМАО не нарушаются. Нижневартовский ОМОН в сургутском кафе действовал в рамках законодательства – таков был результат проверки, проведенной следственными органами по факту действий сотрудников Нижневартовского ОМОНа в cургутском кафе в марте 2013 года.

Установлено, что сотрудники ОМОН действовали в соответствии с Законом РФ «О полиции» в рамках оперативно-профилактического мероприятия, физической силы и специальных средств не применяли, нецензурных выражений и незаконных требований не высказывали, – сообщила пресс-служба УМВД России по ХМАО-Югре в апреле 2014 года.

Адвокат Дагир Хасавов, защищающий интересы пострадавших в ХМАО, не согласен с такими выводами.

«Порой людей задерживают и избивают только за то, что они исповедуют ислам, и это будет продолжаться до тех пор, пока виновных силовиков не накажут по закону за беспричинные издевательства», – уверен адвокат (kommersant.ru).

Выступая на заседании круглого стола «Соблюдение прав мусульман в России: состояние и прогнозы» 3 декабря 2015 года в Государственной Думе, руководитель Аппарата Духовного управления мусульман РФ Ильдар Нуриманов подчеркнул важность комплексного подхода в вопросе защиты прав российских верующих в целом и исповедующих ислам в частности.

«Правовая защита мусульман сегодня имеет одну очень интересную особенность. Как это ни странно слышать, главным мусульманским правозащитником является наш Президент – Владимир Владимирович Путин. Он не только опередил в этом бюрократию, которой по должностным обязанностям положено защищать интересы граждан, но и самих мусульман... Но нельзя же все утрировать и буквализировать. Президент не может и не должен лично заниматься любым вопросом. Должна быть эффективная система, позволяющая реализовать соответствующие законы в отношении всех, вне зависимости от национальности и вероисповедания», – подчеркнул оратор.

«Требуется своего рода государственно-общественное партнерство в сфере защиты прав, гарантом которого выступает Президент. А у нас пока (это касается как мусульман, так и бюрократии) получается все как-то чаще перекладывать ответственность на Путина. Мы опять ждем доброго царя, а не строим институты, что чревато безусловными проблемами», – добавил глава Аппарата ДУМ, напомнив о скандале с запретами текстов священных писаний на Сахалине и в других регионах.

«Известная доля вины в сложившейся ситуации лежит на самих мусульманах, – признал муфтий. – Мы не дали необходимых ориентиров чиновникам, что позволило радикалам спекулировать на проблеме. 25 лет говорится о создании на профессиональной основе информационно-аналитического, экспертного и правозащитного центра, который займется мониторингом, изучением ситуации с исламской литературой, с запретами на нее и вообще любыми нарушениями прав мусульман и других верующих, всеми неправомерными действиями региональных чиновников и т. д. Такие учреждения есть у наших православных братьев, у иудеев, у протестантов, даже у кришнаитов. Поэтому в правозащитной работе нам нужно активнее взаимодействовать с братьями и партнерами по межрелигиозному диалогу, в первую очередь с РПЦ. Много общих проблем, и решать их нужно сообща».

«Конфликт с судебной системой, к которому подталкивают мусульман горячие головы, контрпродуктивен, как вредна и политизация проблемы запретов. Нужно действовать в правовом поле, отстаивая методично свою позицию в судах, объясняя чиновникам и экспертам на круглых столах, отслеживая ситуацию и публикуя доклады. То есть нужно профессионально работать над вопросом, – выразил уверенность Ильдар Нуриманов. – Необходимые законы и меры приняты. Есть понимание и поддержка Президента. Надо ответственно работать всем нам самим вместе – и верующим, и государственным служащим. Пора изживать старую, но дурную традицию – все перекладывать на главу государства» (muslim.ru).