Версия для печати

О принятии закона «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и иных иностранных государств»

22 мая Госдума в третьем чтении приняла закон «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств». Документ предоставляет Правительству РФ по решению Президента РФ право вводить различные меры воздействия в ответ на деструктивные шаги в отношении России. Объектом ответных санкций могут стать компании, подконтрольные «недружественным государствам» или аффилированные с ними, а также должностные и частные лица. При этом отмечается, что «меры воздействия» не будут распространяться на жизненно важные товары и медикаменты.

«Целью настоящего федерального закона является защита интересов и безопасности РФ, ее суверенитета и территориальной целостности, прав и свобод граждан РФ от недружественных действий США и иных иностранных государств, в том числе выражающихся во введении политических или экономических санкций в отношении РФ, граждан РФ или российских юрлиц, в совершении других действий, представляющих угрозу территориальной целостности России или направленных на экономическую и политическую дестабилизацию РФ», – сказано в тексте закона.

После двух чтений документ обрел рамочный формат – в частности, из него были исключены упоминания конкретных отраслей, товаров и услуг, подлежащих «контрреагированию». Итоговый вариант закона предполагает введение запрета компаниям «недружественных» иностранных государств на участие в контрактах по госзакупкам и приватизации госимущества.

Исходная версия законопроекта позволяла накладывать санкции на российские компании с иностранной долей участия в капитале в размере 25%. Последняя редакция допускает введение ограничений для российских предприятий с любой долей иностранного участия.

«Убрав эти 25%, мы дали возможность председателю правительства действовать точечными методами и уже определяться по конкретным компаниям и направлениям. Это будет 5% или 75%, но это дает возможность для маневра, для более широкого поля деятельности», – пояснил глава комитета Госдумы по экономической политике Сергей Жигарев.

Он также напомнил, что принятие законопроекта не означает автоматического развертывания контрсанкций (Интерфакс).

Стратегическая инициатива парламентариев вызвала широкую общественную дискуссию.

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, принимавший участие в думских прениях, заявил, что отечественный бизнес не настроен на возвращение к «железному занавесу». Председатель Союза призвал соблюсти необходимый «баланс между защитой национальных экономических интересов, геополитических интересов России и интересов развития экономики».

«Многие иностранные компании активно работают в России, инвестируют в российскую экономику, предоставляют товары и услуги, в которых российская экономика нуждается, и мы, безусловно, не намерены способствовать, в том числе через этот закон, некой изоляции России, выстраиванию нового ″железного занавеса″», — цитирует А.Шохина riafan.ru.

Председатель правления банка ВТБ Андрей Костин в интервью американскому каналу CNBC призвал прекратить взаимные санкции по принципу «зуб за зуб».

«Ситуация сейчас очень острая, надо подождать, что будет. Я думаю, что санкционный процесс нужно прекратить, мы должны обратить его. Я рекомендую нашему правительству не действовать по принципу "око за око", потому что в какой-то момент нужно остановиться, это не принесет никому пользы. Мы надеемся, что однажды американская политическая элита поймет, что Россия — не враг Америки, и только сотрудничая, мы можем обеспечить нашим гражданам лучшую жизнь», – сказал глава банка ВТБ (Ъ).

Генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса Франк Шауфф опасается, что ответные меры России могут обернуться «сложным эффектом» для иностранных инвестиций в России (5-tv.ru).

Новый руководитель Счетной палаты Алексей Кудрин призвал российские власти вести с оппонентами диалог на политическом поле.

«Большинство контрсанкций, которые были предусмотрены законом, были невыгодны России и российскому бизнесу, – напомнил экономист. – Мы настолько связаны с мировым рынком, что эти варианты не работают... Нам нужны другие политические меры, а не экономические» (topdialog.ru).

В свою очередь директор Института новейших государств Алексей Мартынов назвал законопроект «изрядно запоздавшим».

«На мой вкус, нужно было это делать сразу, но по ряду причин многие надеялись, что санкции – ненадолго. Это оказалось не так, санкционная политика Запада приобрела системный характер, и эти действия, конечно, требуют законодательного оформления – закона, опираясь на который, правительство в режиме реального времени сможет реагировать на те или иные недружественные действия в отношении России», – сказал политолог (rueconomics.ru).

По мнению доцента кафедры экономической теории РЭУ имени Г.В.Плеханова Екатерины Новиковой, закон о контрсанкциях едва ли сможет оказать значительное влияние на страны Запада.

«Безусловно, нельзя сказать, что такого рода меры смогут вразумить администрацию США и повлиять на изменение политики, проводимой ими в последнее время. Товарооборот между США и Россией не является критическим для обеих сторон: мы не находимся в списке ключевых торговых партнеров, но стоит отметить важность поставляемых видов товаров и услуг друг другу», – отметила Е.Новикова.

Кроме того, эксперт указала на необходимость снижать технологическую зависимость России от других государств.

«Наша технологическая зависимость от развитых стран настолько высока, что на сегодняшний день нашим ответом может быть только хорошо продуманная ускоренная стратегия по индустриализации нового типа в экономике страны. Но это требует больших усилий и высокой сплоченности всего населения и управленческого аппарата страны», — цитирует преподавателя РИА Новости.

Руководитель аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий обратил внимание, что в настоящий момент «принят только самый "мягкий" из двух законопроектов – о контрсанкциях»: «Второй – об уголовной ответственности за исполнение санкций и за способствование введению санкций – пока отложен до лучших времён из-за жесткого противодействия со стороны бизнес-сообщества».

Эксперт опасается, что закон «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств» спровоцирует «экспансию санкций».

«Также применение этого закона может способствовать повышению инфляции из-за ограничений на импорт. Этот закон может стать преддверием к выходу России из ВТО…. Удар может быть нанесён по российским компаниям, если производимую ими продукцию будет запрещено экспортировать в те или иные страны», – указал М.Осадчий.

В то же время «жесткий» законопроект о наказании за исполнение санкций способен повлечь еще большие негативные последствия: он может «не только существенно испортить… инвестиционный климат России, но и привести к исходу иностранного бизнеса из России, к снижению роста ВВП и даже к возобновлению кризиса», считает аналитик (РИА Новости).

Политолог Александр Асафов уверен, что после принятия закона «никаких моментальных кардинальных изменений в отношениях России с Западом... не будет, поскольку процесс имеет достаточно продолжительную временную шкалу».

По мнению эксперта, российские парламентарии действовали вынужденно.

«Несмотря на весь негатив, которым сопровождается принятие этого закона, он необходим, – подчеркивает А.Асафов. – Мы видим, как американцы по отношению к нам вводят различные санкции и придумывают новые условия. Нам необходимо реагировать и создавать защитные механизмы. У нас должны быть готовы методы, решения и процедуры для того, чтобы в случае продолжения эскалации международного напряжения по этим вопросам мы смогли показать свою позицию и ответить» (russian.rt.com).