Версия для печати

Издевательство над антифашистами в Нижнем Новгороде

 

Заявление Московского бюро по правам человека

 

В Нижнем Новгороде проходила одна из первомайских акций – митинг левых сил. К ней планировали присоединиться и антифашисты, которые собрались в одном из ближайших дворов, где и были задержаны ОМОНом под предлогом отсутствия разрешения на акцию. В отделении милиции Нижегородского района, куда их доставили, молодые люди были подвергнуты унизительному допросу сотрудниками Центра "Э" по противодействию экстремизму.

В то же время сотрудники ОМОНа задержали другую группу молодых людей (среди которых были также антифашисты), просто гулявших в нижегородском парке культуры и отдыха и вызвавших подозрение своим внешним видом. Когда один из задержанных попросил удостоверение у того, кто его задерживает, то его начали избивать. Затем молодых людей доставили в Автозаводское РОВД, где их сначала избивали сотрудники ОМОНа, а затем сотрудники того же Центра "Э" по противодействию экстремизму.

Избиениями борцы с экстремизмом не ограничились; по рассказам потерпевших, их пытали: заставляли сидеть в «полуприседе» (человека сажают в скрюченном виде с руками за головой и согнутой шеей, а любая попытка пошевелиться карается ударами), сковывали наручниками и били дубинками, заставляли отжиматься, наступая им на руки. Издевательства сопровождались руганью, антисемитскими, ксенофобными высказываниями.

То, что бойцы ОМОНа способны на такие "подвиги", известно, но вот с какой целью людей избивали и унижали сотрудники Центра "Э"? Во время допроса открывали веки и угрожали затушить сигареты об открытые зрачки допрашиваемых, били по почкам. По свидетельствам антифашистов, одного из них заставляли подписать бумагу о сотрудничестве с Центром "Э" и заявить на видеокамеру, что он организовывал несостоявшееся нападение на неонацистов. Одного из антифашистов показали задержанным в том же отделении неонацистам и угрожали, что передадут им его адрес.

Добывали сотрудники Центра "Э" и информацию от неофашистов, но совершенно иначе. Антифашисты рассказали, что в отделении присутствовал и вольготно расхаживал известный в Нижнем Новгороде неофашист Максим по прозвищу "Шеги". Ещё на улице при задержании, он снимал на видеокамеру антифашистов. Позже нижегородское отделение ДПНИ выступило с официальным заявлением, в котором отметило, что у антифашистов, задержанных рядом с местом сбора Движения, были изъяты газовые баллончики и холодное оружие. Активисты ДПНИ также подчеркнули, что "не наблюдали" в отделении пыток в отношении антифашистов.

В результате антифашистов отпустили через 5 часов, взяв с них административный штраф за распитие спиртных напитков и нецензурные выражения в публичном месте.

Напомним, что ранее в прессе появлялись сообщения об обысках, задержаниях, оскорблениях и избиениях антифашистов в Новосибирске, Санкт-Петербурге, Москве и других регионах.

На пикетах антифашистов в Москве, посвященных памяти убитых годом ранее адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой, по свидетельствам очевидцев, омоновцы избивали людей и швыряли их в автобусы, а чтобы рассеять толпу у памятника Грибоедову, распылили в воздухе газ. Потом задержанных продолжали избивать в милиции.

Нижегородские антифашисты собираются подать жалобу на незаконное задержание и пытки в местное следственное управление СКП. С избитыми антифашистами встретится главный омбудсмен страны В.Лукин.

Да, 1-го мая во многих странах мира происходят стычки левых и правых с полицией, сопровождающиеся порой поджогом машин, разбиванием витрин, бросанием камней. Полицейские обычно не церемонятся с радикалами-нарушителями общественного порядка. В ход идут дубинки, слезоточивый газ, водометы. И если в самом деле эти меры вызваны злостными нарушениями демонстрантами установленных правил, то жесткость полицейских бывает оправдана.

Возможно, и российские молодые антифашисты не всегда ведут себя в соответствии с законом, и участие в движении для кого-то является разве что поводом подраться – с фашистами или еще с кем-то. Молодежи порой присущ радикализм даже под красивой вывеской. И, несомненно, сотрудники Центра "Э" могут и обязаны вести профилактическую работу, чтобы выявлять экстремизм, в какие бы одежды он не рядился. Они обязаны пресекать проявления экстремизма в самой жесткой форме. Однако из множества сообщений о событиях в Нижнем Новгороде никак не следует, что молодые антифашисты дали повод так бесчеловечно с собой обращаться. Почему надо было задерживать молодых людей во дворе? Почему их надо бить и пытать? Правда ли, что сотрудники Центра "Э" шантажировали антифашистов угрозой передать о них данные неонацистам, заставляя подписывать нужные бумаги? Это что, способ Центра создать видимость активной деятельности? В период разгула в стране настоящего экстремизма, под пытками создавать фиктивный, который успешно подавляется?

Один из сотрудников Центра, по свидетельству задержанного, заявил, что ему плевать на все права последнего, и он готов «подтереться Конституцией». Если это так, то кому доверена наша свобода и безопасность? Какую административную и уголовную ответственность понесли эти «правоохранители», простились ли они навсегда с милицейскими погонами? Почему до сих пор не слышно комментариев глав МВД, СКП при прокуратуре РФ?

И последнее. Антифашистов – т.е. людей, объявляющих своей идеологией борьбу с нацизмом – по их рассказам, избивали и пытали 1 мая, совсем незадолго до великого праздника Победы над фашизмом. Высказываясь при этом в антисемитском, ксенофобном духе. Это обстоятельство столь же символично, сколь и горько.

11 мая для разбора вопиющего инцидента в Нижнем Новгороде директор МБПЧ, член Общественной палаты РФ Александр Брод встретится с начальником Департамента по противодействию экстремизму МВД России генерал-полковником милиции Юрием Коковым.