Версия для печати

Терроризм или нацистский след?

 

 

Заявление Московского бюро по правам человека 

 

Сегодня в Андреевском кафедральном соборе Ставрополя поминали тех, кто погиб  в результате взрыва, прогремевшего 26 мая. В больницах Ставрополя остается еще двадцать два пострадавших в результате теракта, в Москве курс лечения проходит один подросток. 

Напомним, что 26 мая возле здания, прилегающего к ставропольскому Дому культуры и спорта, произошел взрыв. Безоболочное взрывное устройство, эквивалентное 400 граммам тротила, было начинено поражающими элементами. Погибли восемь человек, около 50 получили ранения. СКП РФ возбудил уголовное дело по статьям "убийство двух и более лиц", "незаконный оборот взрывчатых веществ" и "теракт". 

В настоящее  время отрабатываются несколько  версий теракта. По одной из них, взрыв осуществили подручные Доку Умарова, другая версия - бомбу взорвали местные националисты. Так же не исключается возможность разборки между местными группировками дагестанцев и чеченцев. Причем все стороны могли преследовать одну и ту же цель - дестабилизировать обстановку в Ставропольском крае и осложнить отношения между народами и республиками. 

Версия  о том, что теракт могли совершить  местные националисты, появилась  сразу. Взрыв прогремел в 18.45 за 15 минут до начала выступления известного чеченского ансамбля танца "Вайнах". По версии жителей Ставрополя и сотрудников ДК, возможно, террористы пытались пронести взрывчатку во Дворец культуры и спорта, где должен был выступать ансамбль, но принятые меры безопасности этому помешали. 

По словам атамана Ставропольского казачьего  округа, заместителя председателя комитета по делам национальностей и казачеству при правительстве Ставропольского  края Александра Фалько "...доморощенные националисты просто не способны совершить теракт". Между тем, стоит напомнить, что радикалы совершают в последние годы теракты регулярно. Вспомним взрыв на Черкизовском рынке в августе 2006 года или подрыв поезда "Грозный-Москва" в июне 2005 года и др. 

Взрыв 26 мая произошел спустя ровно  три года после массовых столкновений в Ставрополе между местной молодежью и приезжими из северокавказских республик. Тогда в массовой драке принимали участие до 400 человек. Едва не начались антикавказские погромы. Жертвами столкновений стали двое студентов-чеченцев и двое русских молодых людей. По подозрению в причастности к расправе тогда задержали местного националиста. Несколько месяцев он провел в СИЗО, но потом был отпущен. 

Однако, полпред президента в Северо - Кавказском федеральном округе, вице-премьер  правительства РФ Александр Хлопонин заявил, что "под маской терроризма и религиозного экстремизма на Северном Кавказе пытаются работать бандиты, организованные преступные группировки, которые занимаются переделом собственности..." 

Что же касается инцидентов со взрывными устройствами, то подобные ЧП случались в Ставрополе несколько раз. В 2001 году произошел взрыв на автобусной остановке. Тогда официальные лица не исключали связи случившегося с проходящим в том же Ставрополе судебным процессом над жителями Карачаево-Черкесии, которых обвиняли в причастности ко взрывам жилых домов в Москве и других российских городах. В 2008 году был найден муляж взрывного устройства на пороге ставропольского городского отдела ФСБ. Мотивом для столь странного поступка стало участие 21-летнего студента Ильи Карцева в интернет-проекте "Большая игра. Сломай систему", организованном при непосредственном участии экстремистского сообщества "Северное братство". Оно запомнилось активностью некоторых его членов во время массовых волнений, случившихся в краевом центре в июне 2007 года. В частности, во время похорон в Ставрополе одного из убитых студентов Дмитрия Блахина молодые люди прямо у свежевырытой могилы раздавали участникам погребальной процессии листовки, в которых "Северное братство" недвусмысленно предлагало избавиться от представителей "неславянских" национальностей. А 7 декабря 2009 года в Ставрополе прогремел взрыв возле одного из автосалонов. Так как взрывное устройство сработало около 5 часов утра, никто не пострадал. Взрыв не признали терактом. 

Главный же вопрос, на который сейчас пытаются ответить сотрудники правоохранительных органов - как теракт 26 мая в Ставрополе стал вообще возможным? По фактам халатности возбуждены уголовные дела в отношении  соответствующих людей, которые  несли ответственность за обеспечение безопасности. 

Московское  бюро по правам человека считает, что  ситуация в сфере общественно-политических, этнических и конфессиональных отношений на территории Ставропольского края может быть охарактеризована как динамическое равновесие с конфликтогенным потенциалом, который находит выражение в конкретных акциях, напрямую наносящих ущерб правам человека. За последние годы в регионе зафиксированы:

локальные стычки и массовые драки групп  молодежи, сформированных по этно-конфессиональному принципу;

стычки  и конфликты между разными  этническими сообществами, при этом происходили погромы, причинение вреда здоровью, имуществу, собственности;

манифестные националистические, шовинистические, антимиграционные демонстрации;

вандализм на кладбищах; "заборный", плакатный национализм и ксенофобия;

массовые  слухи, общественные фобии в отношении "исламского фактора";

распространение предрассудков о численной замене местного населения чужими этническими  группами;

распространение опасений в среде этнических и религиозных меньшинств перед лицом национализма и шовинизма;

распространение коллективных жалоб с мотивами поиска этнических и религиозных "врагов". 

Вот хроника  инцидентов на почве нетерпимости и  вражды в Ставропольском крае за последние  годы: 

В 2004 г. в с. Степное Степновского района произошла массовая драка между русскими, в том числе казаками, и даргинцами, в результате которой погиб житель села Зеленая роща. Даргинцев обвинили в незаконном использовании пастбищ на особых условиях. В результате был отстранен от должности глава районной администрации, и разрастание конфликта было предотвращено. 

В 2005 г. после празднования Дня единства России и Дня создания армянской  письменности в Пятигорске был подожжен Армянский культурный центр. На стене центра зеленой краской была оставлена надпись "Аллах Акбар". В итоге столкновения молодежи были предотвращены, ситуация стабилизировалась, акцентированы идеи единства, дружбы, согласия. 

В 2007 г. вслед за событиями в Карелии  в Ставрополе активизировались "русские националисты". Состоялся автопробег 120 легковых автомобилей, организованный "Союзом славянских общественных организаций Ставрополья" под лозунгами "Кондопога - Ставрополь: мы вместе", "Не буди лихо, пока оно тихо". Конфликт был локализован и столкновения предотвращены. 

В 2007 г. в Ставрополе, в День народного  единства 4 ноября состоялась несанкционированная  акция славянских националистически  и патриотически настроенных  организаций "Русский марш". В "марше" приняли участие 300-400 человек, использовались знамена с российскими символами и желтым коловратом, лозунги "Слава России", "Россия для русских", "Россия - вперед". Был также проведен альтернативный "Антирусский марш". Ситуация была под контролем, и столкновения удалось предотвратить. 

В 2007 г. в Новоалександровске (Ставропольский край), после убийства атамана Нижнекубанского  отдела Терского казачьего войска А.Ханина, произошли столкновения - стычки между русским (казачьим) населением и представителями грузинской диаспоры. Казаки выдвигали требования политического характера, претензии к органам власти, призывы националистического характера. Были зафиксированы погромы и поджоги отдельных домов и торговых точек грузин. В ходе конфликта в Новоалександровск прибыли группы казаков из других районов края, была создана специальная комиссия Терского казачества. К казачьему обществу обратился епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. В результате ситуация стабилизировалась, конфликт был локализован, беспорядки прекращены, жителям обеспечена безопасность. 

В 2007 г. в г. Буденновск и с. Надежда Шпаковского  района были осквернены памятники армянам-основателям  Буденновска. По фактам вандализма были возбуждены уголовные дела, проведены собрания, встречи, консультации, ситуация локализована и урегулирована. 

В 2007. в  Ставрополе произошла массовая драка  славянской и неславянской молодежи, в результате которой погиб студент  Ставропольского государственного университета - чеченец. Затем последовало убийство двух студентов Ставропольского государственного и Северо-Кавказского государственного технического университетов - русских. Эти события повлекли за собой массовые волнения, демонстрации молодежи, были выдвинуты требования к властям о наведении порядка, о смене руководства края, о "выселении кавказцев". Имело место стихийное несанкционированное шествие молодежи под лозунгами и призывами "Россия для русских", "Чемодан - вокзал - Чечня!", "Нет чеченским террористам!". В нем приняли участие радикальные элементы, участники ДПНИ. В конечном итоге удалось постепенно стабилизировать ситуацию, добиться прекращения несанкционированных митингов и предотвратить массовые противоправные действия. 

Вечером 3 июня 2009 г. в Георгиевске (Ставропольский край) полтора десятка парней в возрасте от 17 до 20 лет, вооруженные монтировками и арматурой, вышли на улицу с идеей провести этническую чистку. От их действий пострадало не менее трех человек. Милиция арестовала десять молодых людей, самому младшему из которых было 17 лет. Они признались, что давно общаются через Интернет по ICQ друг с другом и с нацистами из других городов. 

21 июня 2009 г. в селе Иргаклы Степновского  района Ставропольского края  произошла массовая драка между  даргинцами и ногайцами. Драка  закончилась госпитализацией пострадавших и задержанием около 40 человек. Она началась с того, что группа молодых людей подошла к дому даргинской семьи, проживающей в селе, и стала выкрикивать требования о ее выселении. При столкновении пострадали четверо даргинцев и восемь милиционеров, пытавшихся разнять побоище. 23 июня в Нефтекумском районе Ставропольского края предположительно даргинцами были избиты четверо ногайцев. Вскоре в округе один за другим стали проходить стихийные митинги и сходы ногайцев, требующих наказания даргинцев. Для того, чтобы снизить градус напряженности, понадобился визит генпрокурора РФ Юрия Чайки и министра внутренних дел Рашида Нургалиева. 

В ночь на 20 августа 2009 г. в селе Пелагиада  Шпаковского района Ставропольского  края между русскими и даргинцами произошла массовая драка с перестрелкой, в результате которой погиб один человек из числа даргинцев. Еще пятеро - продавщица в кафе и четверо дагестанцев - пострадали и были направлены в больницу. Первоначально сообщалось, что участниками побоища стали 300 человек, затем эта цифра была снижена до 70, потом до 10 человек. 

Закономерно, что каждый из конфликтов имеет свои детерминанты, однако их объединяют такие  черты, как использование подручных  средств и холодного оружия с  целью причинить вред здоровью и жизни; привлечение добровольцев из соседних районов и субъектов; распространение листовок, радикальные лозунги, знамена, плакаты, надписи, адресованные конкретным этническим группам; ожесточение общественных настроений, распространение мифов, слухов, страхов; героизация участников со стороны родственников, кланов, некоторых общественных организаций; радикализация ситуации в краевых и районных СМИ с упоминанием этнической принадлежности конфликтующих. Сохраняется относительно высокий уровень готовности отдельных граждан и общественных объединений к участию в действиях, нарушающих права человека. 

Экстремисты используют псевдодемократическую  фразеологию, популистские лозунги  и обещания. В качестве основных исполнителей экстремистских акций  идеологи экстремизма используют молодежь. В регионе имеется несколько десятков неофициальных молодежных группировок националистического или шовинистического характера, которые действуют под руководством взрослых и представляют угрозу безопасности личности. Особую активность проявляет "Движение против нелегальной иммиграции" (ДПНИ), осколки Русского Национального Единства (РНЕ), неоязычники. 

Большую общественную опасность представляет деятельность активных сторонников  и последователей ваххабизма. В основном это лица, принимавшие участие в боевых действиях на стороне бандформирований, а также прошедшие обучение в зарубежных религиозных учебных центрах. Ваххабиты, благодаря зарубежной финансовой подпитке, активной пропаганде и физическому насилию, ослабили влияние официального мусульманского духовенства и старейшин на мусульманскую молодежь региона. 

Чтобы избежать событий 2007 года, когда активизировались "самодеятельные мстители", правительство  Ставропольского края обратилось к  представителям различных диаспор с просьбой успокоить население и не допустить вспышки насилия на национальной почве. Власти Ставрополья рассчитывают на понимание и помощь общественности в борьбе с терроризмом и экстремизмом.