Версия для печати

О докладе, посвященном состоянию гражданского общества в Краснодарском крае за 2017 год

Значение Краснодарского края для России трудно переоценить. Во-первых, этот регион по численности населения является третьим в стране, уступая лишь Москве и Московской области. При этом он один из немногих субъектов РФ, население которого в постсоветский период значительно увеличилось (почти на 10%). Кубань является своеобразным «магнитом», как для внутренней миграции из республик Северного Кавказа, регионов Южного федерального округа, так и выходцев из стран Закавказья, Центральной Азии и Украины. Краснодарский край (регион Большого Сочи) непосредственно граничит с Абхазией, частично признанной республикой, представляющей стратегический интерес для России в регионе Черного моря.

Во-вторых, Кубань — регион, имеющий важное социально-экономическое значение для всей страны. Здесь расположены санаторно-курортные комплексы международного значения, в Новороссийске также заканчиваются нефте- и газопроводы из Азербайджана и Казахстана. Новороссийский и Туапсинский порты занимают первое и третье место в стране по грузообороту. Доля сельского хозяйства Краснодарского края в общей стоимости, произведенной в России сельскохозяйственной продукции, составляет порядка 7 %.

В-третьих, Краснодарский край — полиэтничный регион, в котором крайне важно поддержание конструктивных отношений между представителями разных народов. От этого в значительной степени зависит безопасность и стабильность всего Юга России.

В этом контексте чрезвычайно важно понять и адекватно оценить потенциал гражданского общества Краснодарского края как важного партнера власти в деле реализации стратегически важных государственных инициатив. Доклад о состоянии гражданского общества в Краснодарском крае, подготовленный Общественной палатой Кубани, позволяет это сделать. Фактически представлен качественный «рентгеновский снимок» гражданского общества отдельно взятого региона страны.

Структура доклада представляется обоснованной. Он состоит из введения и шести тематических глав, посвященных отдельным направлениям краевой гражданской активности, и заключения.

Во введении авторский коллектив подчеркивает, что развитие гражданского общества края идет в русле общероссийских тенденций, но имеет свои особенности. Они особо отмечают, что «быстрый миграционный прирост населения края, второе десятилетие опережающий темпы экономического развития, привели к ускоренному росту экономически и политически активного среднего класса», имеющего запрос на качественное управление, комфортную городскую среду и предпринимательскую инициативу. Это, как справедливо отмечают авторы, создает широкие возможности для развития гражданского общества «опережающими темпами».

В первой главе рассматривается развитие некоммерческого сектора на Кубани. Авторы обосновано говорят о том, что его развитие помогает государству в решении социальных задач, а также активизирует гражданское общество в целом. Однако нельзя не заметить, что за приведенным, безусловно, интересным фактическим материалом, не следуют развернутые выводы. Не предпринимаются попытки обобщить основные тренды и описать «проблемные места». То, что авторы определяют, как выводы, фактически является рекомендациями. Хотя с ними трудно спорить, когда они говорят о необходимости модернизации системы господдержки некоммерческих структур, прежде всего, оптимизации доступа НКО на рынок социальных услуг.

Вторая глава доклада посвящена волонтерству. Крайне важное направление гражданской активности на Кубани, принимая во внимание тот факт, что край принял такие спортивные события мирового масштаба, как зимняя Олимпиада в Сочи в 2014 году, матчи чемпионата мира по футболу-2018, другие значимые мероприятия. Авторы подчеркивают, что сегодня имеющиеся в крае законопроекты не в полной мере соответствуют реальному положению дел в сфере добровольческой деятельности. «Так, в соответствии с Законом Краснодарского края от 09.07.2013 № 2758-КЗ, волонтером считается гражданин в возрасте лишь до 30 лет…». По мнению авторского коллектива, возрастной диапазон необходимо расширить, т. к. в добровольческой сфере задействованы граждане различных возрастных групп, от 14 лет до 70 и старше».

Третья глава анализирует гражданскую активность в сфере молодежной политики. Это направление крайне актуально, так как молодежь (люди в возрасте от 14 до 30 лет) сегодня — это четверть населения всего края, одного из самых многонаселенных в РФ. В главе представлены интересные социологические данные, отражающие предпочтения молодежи. Следует приветствовать интерес авторов к темам «исторической политики». Принимая во внимание сложный полиэтнический состав Кубани, важно понимать, как оцениваются сегодня вопросы истории Кавказской войны, инкорпорирования различных народов в состав России, развития казачества. Не менее важны и актуальные политические события (украинский кризис, конфликт в Сирии) в восприятии молодых людей. Тем не менее, авторы осветили гражданскую активность молодежи Кубани, в основном, в спортивной и военно-патриотической сфере. Непраздный вопрос, а какова она в других сферах? Очевидно, что предпочтения молодых людей, выявленные социологами, это не совсем то же самое, что гражданская деятельность.

Четвертая глава посвящена организациям экологов и их роли в обеспечении экологической безопасности Кубани. Следует отметить, как и в случае с первой главой, первоклассный эмпирический материал. Но за этими фактами (крайне важными для понимания масштабов гражданской активности на ниве экологии) нет широких обобщающих выводов.

Пятая глава посвящена партнерству бизнеса и власти. Особо следует отметить удачную попытку авторов рассмотреть краевые тенденции на фоне общемировых трендов.

Шестая глава дает анализ проблем и перспектив общественного контроля. Рассматриваются инициативы в области жилищного контроля, сфере здравоохранения, культуры, избирательных прав граждан. Авторы фиксируют, что «несмотря на принятые в 2017 году нормативные правовые акты, направленные на развитие законодательства об общественном контроле», оно требует «уточнения и совершенствования».

В заключении даются практические рекомендации по улучшению взаимодействий власти и общества, повышению эффективности гражданского сектора. Так, авторы говорят о необходимости «ревизии» некоммерческих организаций Кубани. По их мнению, «неопределенность в этом секторе приводит к тому, что в реальности, под видом НКО, работает много организаций, не имеющих к этой деятельности никакого отношения».

Доклад представляет собой важный пример качественного изучения гражданской активности в стратегически важном регионе РФ. В то же самое время, в нем преобладает нормативно-описательный подход, чувствуется недостаток обобщений и сравнительной динамики (что стало лучше, по сравнению с 2016, 2015 годами, а где существуют серьезные проблемы). Оговоримся сразу. Наши замечания носят полемический характер и не влияют на высокую оценку рецензируемого доклада. Думается, материал, представленный кубанскими авторами, можно использовать для обобщающих докладов по гражданской активности на территории Южного федерального округа. Крайне важно, чтобы подобные исследования были бы доступны для представителей государственного и муниципального управления.