Версия для печати

О методических материалах «Профилактика терроризма и экстремизма в молодежной среде»

Тема экстремистских настроений в молодежной среде и вовлечения молодых людей в террористические структуры широко обсуждается учеными-гуманитариями. Сегодня практически все круглые столы политологов, социологов, психологов не обходятся без обращения к этой теме. К сожалению, мы имеем серьезный разрыв между высококлассными научными разработками, сделанными по последнему слову методологии и в соответствии с новейшими теориями и практикой, и реальной деятельностью. В результате в органах управления, правоохранительных структурах и службах, осуществляющих оперативную и надзорную деятельность, специалисты зачастую лишены возможности применять в своей ежедневной деятельности современные научные разработки – просто в силу того, что те излишне перегружены сложной терминологией и ориентированы скорее на обобщения, чем на анализ конкретных кейсов.

В этой связи появление методических пособий по данной тематике крайне важно. Антитеррористический центр государств – участников СНГ при поддержке Международного общественного фонда «Российский фонд мира» уже предпринимал попытки выступить с подобными разработками. Аналогичные рекомендации выходили в 2016 году. Стоит иметь в виду, что ситуация в мире стремительно меняется. И свои методы работы совершенствуют не только те, кто призван защищать закон и правопорядок, но и те, кто пытается его нарушить. Международные террористические группировки, такие как запрещенные в России и ряде других стран «Исламское государство» (ИГ), фронт «Ан-Нусра», «Хизб ут-Тахрир», активно рекрутируют в свои ряды молодых людей из РФ и постсоветских государств. Показательно, что в атаках на сотрудников полиции в Чечне участвовали несовершеннолетние уроженцы республики. Младшему из них, по словам республиканского министра по национальной политике Джамбулата Умарова, было 11 лет[1]! Впрочем, это не российское отличие, это – общий тренд. Значительно «помолодел» терроризм и в Европе, достаточно посмотреть на возраст тех, кто организовал и осуществил в последние годы теракты во Франции, Великобритании, Бельгии и Германии.

Таким образом, новые методические разработки («Профилактика терроризма и экстремизма в молодежной среде» – СПб.: ООО «Издательство «Русь», 2018. – 96 с.), увидевшие свет в 2018 году, крайне актуальны. Структура методички выглядит обоснованной. Во введении авторы рассматривают новые тенденции в практиках вербовки молодых людей в экстремистские и террористические группировки. Они справедливо констатируют, что вербовочная база международных террористических организаций (МТО) «и тенденции ее развития во многом обусловлены и составом населения стран Содружества». Страны СНГ, указывают авторы, имеют высокий удельный вес молодых людей с высшим образованием. При этом качественные знания еще не являются показателем опыта и мудрости. Как указывал Президент России Владимир Путин, «молодежь – это наиболее динамичная и в то же время наиболее уязвимая часть общества»[2]. Этим и пользуются эмиссары МТО.

В первой главе авторы методички дают общую характеристику террористической и экстремистской активности на территории стран СНГ. По их мнению, наибольшую угрозу для них представляют ИГИЛ (включая ее региональное отделение «Вилаят Хорасан»), «Аль-Каида», движение «Талибан», «Техрик-и-талибан Пакистан», «Союз исламского джихада», «Джамаат Ансоруллох», «Джунд аль-Хилафат», «Джамаат Булгар», «Исламская партия Туркестана», «Исламское движение Восточного Туркестана» и другие.

Среди плюсов представленной работы – попытка сравнить постсоветские тренды с европейскими. Авторы делают важный вывод: «События последних лет в европейских странах показали, что тактика применения террористов-смертников уступает место так называемым «игимасиям» – одиночным или групповым внезапным нападениям, совершаемым террористами в общественных местах и на объектах транспортной инфраструктуры с применением огнестрельного оружия, ножей и топоров».

Во второй главе «Основные направления участия молодежи в экстремистской и террористической деятельности» рассматриваются прежде всего идеологические концепции, которые имеют определенную привлекательность для потенциальных радикалов. Рассматриваются радикальный джихадизм, неонацизм и фашизм, идеология спортивных «фанов», деструктивные религиозные организации. Наверное, к терминологии, используемой авторами, можно предъявить некоторые замечания. Так, не вполне понятно, что значит «псевдоисламский». Авторы методички – не теологи, у них нет права давать трактовку тем или иным вопросам вероучения. Стоит говорить, скорее, о радикальных трактовках религии, о течениях, которые нарушают законы. Сектантство может быть как на христианской, так и на исламской основе. Наверное, здесь также необходимы некоторые разъяснения. Впрочем, проблемы с терминологической нечеткостью с лихвой окупаются богатым эмпирическим материалом, полезным не только для практиков, но и для академических ученых.

В третьей главе рассматриваются практические технологии вовлечения молодежи в экстремистские и террористические структуры. Представлены такие технологии, как вербовка через Интернет (тема недостаточно изучена в научной среде), в образовательных учреждениях и местах религиозного культа, пенитенциарных и досуговых учреждениях. Авторы утверждают: «Основным объектом вербовочной деятельности террористических и экстремистских организаций на территории государств – участников СНГ является молодежь в возрасте от 16 до 30 лет. Привлекательность данной возрастной группы обусловлена тем, что в молодости инстинкт самосохранения снижен, а социальных обязанностей (ответственность за семью и др.) – меньше». Анализируются стадии вербовочной активности, указываются признаки того, что вербовка состоялась.

Четвертая глава посвящена организации мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма в молодежной среде. Крайне важно то, что наряду с предложениями по этому вопросу авторы рассматривают зарубежный опыт, ранее успешно апробированный в разных странах мира. При этом акцент делается скорее на практиках сдерживания экстремизма и терроризма, чем на идеологических сюжетах, в то время как для борьбы со «злом ХХI века» недостаточно одних лишь методов «жесткой силы». Крайне важно минимизировать популярность определенных идей.

Методичка содержит интересный наглядный материал, ссылки на литературу и полезные источники для тех, кто в своей практической деятельности рассчитывает на повышение уровня знания и понимания острейшей проблемы. При том что представленные разработки ориентированы на практиков, они могут быть использованы и экспертами, и журналистами, и преподавателями, читающими профильные курсы по вопросам безопасности и антитерроризма.

К сожалению, заключительная часть носит фрагментарный характер. В ней не суммируются интересные наблюдения и выводы, представленные в самой методичке. Скорее, это констатация того, что проблема распространения радикальных воззрений в молодежной среде серьезно недооценивается. Сразу оговоримся. Наши замечания к представленной работе незначительны. Работы такого рода крайне важны сегодня. И было бы полезно сделать их предметом широкого обсуждения. В принципе специалисты-теоретики и практики должны чаще собираться для продуктивной дискуссии на круглых столах. Необходимо преодолевать разрыв между академическим знанием и практической деятельностью. В качестве пожелания можно сказать о необходимости перевода методички на языки стран – участников Содружества независимых государств, ее популяризации среди тех, кто вовлечен в процессы противодействия «злу ХХIвека».

[1] https://www.rbc.ru/society/20/08/2018/5b7ae1ba9a7947eef7725acd

[2] Цит. по: http://pokolenie2025.com/v-v-putin-o-molodezhnoy-politike/