Версия для печати

О трагедии в Керчи

Как сообщает официальный сайт Следственного комитета России, председатель СК России А.Бастрыкин заслушал ход расследования уголовного дела о массовом убийстве в Керченском политехническом колледже. Ему доложено, что на данный момент уже проделан значительный объем работы, в том числе допрошено 650 человек. Следствием детально установлен путь Рослякова как по прилегающей территории, так и в здании колледжа в день совершения преступления. Получены доказательства и свидетельства, зафиксировавшие все его действия. Исходя из имеющихся данных, следствие сделало вывод, что Росляков действовал в одиночку. Сейчас детально исследуется личность Рослякова, его взгляды, психологическое состояние до и в момент совершения преступления, составлен подробный психологический портрет. Назначена посмертная комплексная психолого-психиатрическая судебная экспертиза. Продолжается полномасштабный комплекс следственных действий, в том числе проведение иных, ранее назначенных судебных экспертиз (sledcom.ru).

Напомним, что 17 октября в Керченском политехническом колледже студент четвертого курса Владислав Росляков совершил массовое убийство. 18-летний злоумышленник расстреливал из помпового ружья студентов и сотрудников учебного заведения в аудиториях и коридорах, разбрасывал самодельные взрывпакеты и подорвал в столовой мощное взрывное устройство, начиненное поражающими металлическими предметами. После этого он покончил с собой в библиотеке колледжа. В результате атаки, которая длилась около 10 минут, жертвами стали 20 человек, 67 получили травмы (crimea.ria.ru).

Уголовное дело, первоначально возбужденное по ст. 205 УК РФ («теракт»), в течение дня было переквалифицировано на ч. 2 ст. 105 УК РФ («убийство двух и более лиц общеопасным способом»).

Президент России Владимир Путин поручил ФСБ и следственным органам незамедлительно установить причины кровавого инцидента. Глава государства также распорядился срочно доставить тяжелораненых в ведущие федеральные медицинские учреждения.

Как стало известно, около месяца назад Росляков получил лицензию на владение оружием после проверки у психиатра и представления всех необходимых документов. Незадолго до бойни он выложил на своей странице в соцсети фотографию с большим количеством боевых патронов. Также сообщается, что система безопасности в колледже была недавно обновлена.

Глава Республики Крым Сергей Аксенов назвал произошедшее страшной трагедией.

«Сейчас главное понять, что толкнуло этого нелюдя на это преступление. Пока не понимаем. Характеризовался положительно. Директор колледжа говорит, даже на педсовет не вызывался ни разу. Всегда примерно себя вел, не вызывал никогда подобных ситуаций», – сообщил глава Крыма (РИА Новости).

Уполномоченный по правам ребенка в Республике Крым Ирина Клюева заявила, что источники агрессивного поведения студента в первую очередь нужно искать в семье. Она также указала, что будет прорабатываться фактор влияния на юношу близкого окружения и соцсетей.

Федеральный детский омбудсмен Анна Кузнецова: «Мы говорим о мерах, которые учитывают особенности Крыма, и те, которые отражают проблемы, которые есть на территории России. Эти меры в ближайшее время должны быть приняты… К сожалению, как мы знаем, по сравнению с другими территориями РФ, есть вопросы,… связанные с обеспечением антитеррористической безопасности. Мы знаем, что, к сожалению, если с Краснодарским краем сравнивать, где 85% лицензированных служб, здесь не более 10%. И есть тому препятствия в существующих инструментах и механизмах, утвержденных постановлением на федеральном уровне. Поэтому решения будут непростые. Но ситуация того требует, что они будут найдены», – сказала Уполномоченный по правам ребенка в РФ (РИА Новости).

Одна из рассматриваемых версий мотива преступления – подражание. Анализируя сетевую активность убийцы, журналист Андрей Афанасьев указал на очевидные параллели: «Сам характер атаки и даже манера одежды выдают в нем последователя Эрика Харриса и Дилана Клиболда, совершивших печально известное нападение на школу «Колумбайн» в штате Колорадо. На фото можно видеть, что Росляков даже копирует манеру одежды американских преступников. Они также использовали в своей атаке огнестрельное оружие и взрывчатку, изготовленную в домашних условиях. СМИ пишут, что подозреваемый “незадолго до взрыва оставил в столовой рюкзак”. Также другие учащиеся рассказывали, что “слышали от этого молодого человека об опытах, которые он проводит со взрывчатыми веществами”».

О причинах керченской бойни размышляют психологи и военные эксперты.

«Все было видно заранее, – говорит генерал-майор ФСБ в запасе Александр Михайлов. – Парня интересовала взрывчатка, он размещал на своей страничке в соцсети истории про убийц. О чем думали торговцы оружием, продавая ему 150 патронов? Как он их смог купить? В его коллективе знали о настроениях и увлечениях. Но никто ничего не доложил и ничего не предпринял. На такие явные признаки нужно реагировать» (news-easy.ru).

Президент ассоциации «Школа без опасности» Сергей Саминский полагает, что Росляков мог действовать в одиночку. По его словам, «колумбайнеры» тщательно готовят свои акции и тренируются в стрельбе.

«На сайтах «колумбайнеров», которые закрывают тысячами, но тысячами и открывают, рассказывается, что и как можно собрать за копейки», – поясняет эксперт, отмечающий, что злоумышленник был одет по образцу американских прототипов – на нем были берцы, перчатки без пальцев и бейсболка.

«Очень много совпадающих фактов. И у них взрывчатка не сработала. Тогда они начали стрелять и убили около 70 человек. Потом зашли в школьный туалет и застрелили друг друга. Он действовал похоже, только сперва начал стрелять, не надеясь на взрывчатку, а потом взорвал», — указал С.Саминский, добавив, что подобные трагедии можно эффективно предотвращать, но полностью исключить невозможно (svpressa.ru).

Президент Международной контртеррористической ассоциации Иосиф Линдер указывает на комплексные недостатки в системе безопасности российских учебных заведений.

«У каждой школы взвод спецназа не поставишь. Но кто дежурит на проходной? Какая-нибудь бабушка или пенсионер, который исполняет роль охранника. Его задача проверить пропуск и нажимать тревожную кнопку. Систему нужно коренным образом менять. Во-первых, поставить нормальных и вооруженных специалистов с оружием. Во-вторых, провести подготовку школьников и персонала по гражданской обороне: выявление боевиков, первая медицинская помощь, поиск укрытия. Занятия проводить на спецполигоне 3-4 раза в год», – предлагает И.Линдер (news-easy.ru).

Профессор, декан факультета психологии Крымского федерального университета Евгений Черный отмечает виртуально-игровой характер поведения стрелка: прогулка Рослякова по коридорам колледжа с ружьем в руках напоминает типичный квест из агрессивной компьютерной игры.

«То, что он стрелял потом не только в людей, но и в мониторы в компьютерном классе, по окнам, может свидетельствовать о том, что он представлял себя неким героем компьютерных игр, фильмов. Он представлял себе это мысленно не раз, скорее всего, и поэтому его ничто не останавливало и ничто не потрясало. Примерно так человек действует и в компьютерной игре: чувствует себя уверенно и четко – видимо, и он таким себя почувствовал», – поясняет ученый после анализа видео с места ЧП.

Профессор обращает внимание, что убийца шел «размеренным шагом, не торопясь, абсолютно уверенно».

«У него, судя по его действиям, не было никаких сомнений в правильности его действий и поступков. У меня, как у психолога, такое впечатление, что у него сложилось подготовленное решение», – говорит Е.Черный.

В пользу «виртуальной версии», по мнению эксперта, свидетельствует и стиль поведения юноши, который мгновенно перезаряжал ружье после каждой серии выстрелов.

«Для него, я думаю, это была ролевая модель. Он был, скорее всего, деструктивно ориентирован, поскольку стрелял по мониторам, по окнам, по людям. Ему главное было, чтобы все вокруг взрывалось, все рушилось, – считает декан КФУ. – Видно было, что он готовился к этому, с его стороны однозначно была четко выстроенная система действий. Главный вопрос в том, что его к этому привело? Все видели, что он был в футболке с надписью «Ненависть». Это говорит, что он ощущал полную безнадежность, ощущение безысходности и пустоты, а отсюда агрессия и ненависть... Это, я так думаю, была выстраданная им и выстроенная установка, которую он задавал сам себе. У него мысленно это все было визуализировано и даже отрепетировано, скорее всего, он себе все это представлял, что и как он будет делать. Никакой спонтанности там не было. Он готовился, это же видно, что на правой руке у него перчатка, армейские ботинки на ногах, в которые еще нож был вложен» (ТАСС).

Возможность психического заболевания Рослякова анализирует семейный психолог Анна Хныкина: «На основании того, что нам известно, можно предположить, что у молодого человека существовали какие-то проблемы с психикой. Отсутствие друзей, закрытость, отсутствие социального общения… Мы можем бесконечно не одобрять социальные сети, но для подросткового возраста общение с социумом — очень важная часть. Возможно, ему действительно не с кем было поговорить, а может, и не было такой потребности. Нам неизвестно, как он пережил развод родителей. Об этом мальчике очень мало информации: как он формировался, рос, что происходило в семье, что из себя представляет его личностная структура? Совершенно очевидно, что человек был внутренне изолирован, и что в итоге выросло, можно только догадываться. Одно могу сказать: то хладнокровие, с которым он все это сделал, может говорить об отсутствии эмпатии, которое может быть связано с какой-то психопатологией. Человек хладнокровно уничтожает толпу людей. Это может быть признаком социопатии и, в некотором смысле, психопатии» (news-easy.ru).

«Что для меня очевидно – у этого подростка нарушено базовое чувство доверия к миру, которое закладывается в раннем детстве, а потом оно подвергается коррекции, – отмечает психолог Юлия Зимина. – У мамы Владислава была непростая работа, она работала санитаркой в медучреждении, у нее был дефицит времени, и она успевала решать только проблемы содержания ребенка. Замкнутость и отчужденность этого подростка не могла не бросаться в глаза! Почему, когда он приходил в колледж со штык-ножом на поясе, это не вызвало интереса у педагогов и одногруппников? Именно тогда надо было проявить заинтересованность, человеческое участие. У подростка были явные проблемы с психикой – обратив на них внимание, можно было направить его в другое русло, создать возможность для контакта. Его действия – это не разовая реакция на что-то, это имело накопительный характер. Беда современного общества — замкнутость на себе, безразличное отношение к ближнему. На это накладывается еще и проблема образовательных учреждений, где не решаются задачи по воспитанию. Когда преподаватели сталкиваются с такими проблемами учеников, они оказываются в полном замешательстве — они не знают, куда направить родителей этого подростка, в какие учреждения можно обратиться. Это общая социальная проблема» (news-easy.ru).

По мнению директора МБПЧ Александра Брода, избежать повторения подобных трагедий в будущем помогут комплексные меры.

«Во-первых, усиление охраны дошкольных, школьных, высших учебных заведений. И не только образовательных учреждений, но и вообще мест большого скопления людей: аэропорты, супермаркеты, театры и так далее. Во-вторых, должна быть более эффективная работа спецслужб по выявлению радикалов. Ну и третий момент – это воспитание, просвещение молодежи. Здесь, конечно, задача – воспитание правового, гуманистического мировоззрения у наших молодых людей», – цитирует правозащитника РИА Новости. Кроме того, А.Брод выступает за введение дополнительного контроля над выдачей разрешений на оружие и усиление мер по противодействию коррупции в этой сфере.

Как сообщает РИА Новости Крым, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова побывала в Научно-исследовательском институте неотложной детской хирургии и травматологии (НИИ НДХиТ в Москве), где проходят лечение дети, пострадавшие при стрельбе и взрыве в Керченском политехническом колледже. «В настоящий момент в Центре доктора Рошаля находятся восемь учащихся Керченского колледжа. Шестеро детей уже переведены в палаты общей терапии и уверенно идут на поправку. Две девочки пока остаются в тяжелом состоянии и находятся в реанимации. Детский омбудсмен посетила оба отделения, пообщалась с родителями детей, побеседовала с медицинским персоналом», — говорится в сообщении.

Проблемой радикализации российской молодежи через интернет занялась рабочая группа при Бюро специальных технических мероприятий (БСМТ) МВД, сообщили "Интерфаксу" в пресс-центре министерства.

«Координация мероприятий по выработке мер, направленных на совершенствование механизма выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с выявлением лиц, склоняющих несовершеннолетних к суицидальному поведению, а также вовлекающих их в различные криминально-ориентированные, в том числе радикальные сообщества посредством сети интернет, возложена на рабочую группу при БСТМ МВД», - сообщили в пресс-центре.

Так в министерстве ответили на запрос "Интерфакса" о том, какие меры МВД принимает для предотвращения случаев радикальных действий со стороны подростков, подобным трагедиям в Керчи и Архангельске.

В МВД добавили, что это решение о регламентировано указом министра внутренних дел от 29 октября 2018 года. В компетенцию Бюро специальных технических мероприятий МВД, в частности, входят борьба с преступностью в сфере компьютерной безопасности и пресечение противоправных действий в интернете.