Версия для печати

О проявлениях русофобии за рубежом в январе 2019 года

Первый месяц наступившего года ознаменовался новой волной русофобных проявлений за рубежом.

27 января в Санкт-Петербурге прошли торжества в честь 75-летия снятия блокады Ленинграда. Незадолго до этого в газете Süddeutsche Zeitung была опубликована статья немецкой журналистки Зильке Бигальке с требованием отменить военный парад в городе-герое.

«В очередной раз те, кто находятся у власти в Москве, отправляют солдат вместо того, чтобы проявить сочувствие, и делают акцент на национальной гордости, а не на памяти», – заявила З.Бигальке, вменяя в вину российскому руководству то обстоятельство, что они «представляют осажденных как героев, мужественно сопротивлявшихся немцам».

«То, что люди едва держались на ногах от голода, ели клей и кошек, а некоторые были наказаны за каннибализм, стало по большей части известно только в 90-е годы», – пишет журналистка, утверждая, помимо прочего, что в Германии долгое время вообще не вспоминали о ленинградской трагедии.

«Жертвы блокады – как хотели бы на это смотреть – отдали свою жизнь за победу российского народа. Как будто таким образом была бы оправдана их смерть, как будто бы они умирали от голода добровольно. Это умаляет случившееся, и это опасно», – говорится в статье (РИА Новости).

На выпад из Германии ответил депутат Госдумы от Санкт-Петербурга Сергей Боярский.

«Что касается реакции наших немецких партнеров, я бы на их месте аккуратнее вмешивался в наши суверенные дела. И их мнение нас интересовать должно в последнюю очередь, когда речь идет о наших праздниках», – заявил парламентарий.

«День снятия блокады – это, конечно, торжественно-траурное мероприятие, но многие ассоциируют его с днем ленинградской победы. И все же это праздник. Для многих тех, кто прошел через этот ад и по сей день вспоминает о тех дня, когда пришло освобождение, для них это, безусловно, был день победы. День ленинградской победы. В день всеобщей победы 9 мая мы проводим военный парад. Поэтому военный парад 27 января тоже имеет право на существование», – не сомневается С.Боярский (govoritmoskva.ru).

Показательный инцидент с русофобским оттенком случился 28 января в Польше на памятных мероприятиях, приуроченных к 74-летию освобождения концлагеря Освенцим войсками Красной армии: делегатов из России посадили в самый дальний ряд.

«Возникло ощущение, что стране-освободительнице показали ее место. Не совсем приятно и уж точно непонятно», – прокомментировала скандал заместитель председателя Общественной наблюдательной комиссии Москвы, член СПЧ Ева Меркачева. 

«Хорошо, что нам дали выступить на церемонии, и мы все смогли зажечь свечи памяти. Это уже немало», – добавила она (РИА Новости).

23 января интернет-портал infoх.ru опубликовал сообщение главного редактора RT и МИА «Россия сегодня» Маргариты Симоньян. Она рассказала, что во Франции в эфире государственного канала транслируется образовательная программа, ведущий которой рассказывает детям, что Россия – это «фабрика по производству фейков», а Владимир Путин – «царь дезинформации». В ходе обучающего мастер-класса детям предлагается открыть в соцсети аккаунт от имени российского президента и в качестве первого твита набрать: «Я люблю фейки» (infox.ru).

Ранее с критикой поощрения русофобских настроений во Франции высказался местный журналист и общественный деятель Дмитрий де Кошко.

«Нападки на русских замаскированы – мы, дескать, на Путина нападаем, а не на русский народ. Но это неправда. Это лишь прием персонализации», – уверен он.

«Механизмы русофобии, к сожалению, очень похожи на механизмы антисемитизма и расизма. И это меня больше всего волнует, – признается де Кошко. – Ненависть и презрение к русским во французских СМИ постоянно нагнетаются главным образом под влиянием американцев, эти идеи восприняла определенная часть французских журналистов».

«Путин неизменно представлен как «хозяин Кремля», который чем-то плохим занимается, – приводит пример общественник. – Если представители других национальностей в интерпретации французской прессы «говорят», «объясняют», «высказываются», то русские «утверждают» (намек на то, что они врут). Русских всегда изображают агрессивными или, напротив, немного глупыми, бедными и т. д. Подобные намеки – это типичная русофобия» (rubaltic.ru).

Между тем в латвийском городе Лиепая в течение января произошло несколько массовых драк между учащимися русских и латышских школ. В результате столкновений на почве ксенофобии пострадал как минимум один подросток. В Интернете конфликт подогревался через специально созданные группы, в которых неизвестные призывали к насильственным действиям по национальному признаку. Издание Delfi сообщает, что полиция города «ведет разъяснительные беседы со школьниками и педагогами и просит родителей проводить превентивные меры, в том числе следить за тем, что обсуждают их дети в соцсетях» (iarex.ru).

В стране продолжаются протесты против закрытия русских школ. Очередной митинг состоялся 27 января в городе Елгава.

По мнению публициста Ильи Козырева, русофобская политика в Латвии является ключом для получения власти.

«Большинству латышей, которые составляют 75% избирателей, очень нравится, когда  власть конфликтует с Россией, когда власть ставит на место местных русских, когда закрываются русские школы, поэтому абсолютно все латышские партии используют этот аргумент в русофобской политике», – заявил И.Козырев в студии программы «На самом деле» информагентства News Front 16 января (news-front.info).

По пути полной ассимиляции русскоязычного населения собирается пойти и Эстония. В ходе своей новогодней речи президент страны Керсти Кальюлайд сказала, что обращается и к «тем, кто говорит дома на эстонском, и к тем, кто хоть и разговаривают на другом языке, но нашел место для Эстонии в своем „мы“».

Позднее в интервью телеканалу ETV+ президент выразилась более определенно. По мнению Кальюлайд, унификация образовательной системы является важной государственной задачей на ближайшие 4 года.

«Безусловно, мы должны говорить о том, как прийти к единой эстоноязычной системе образования. И мы обязаны к ней прийти. Мы фактически приняли это решение, хотя о нем и не говорили — потому что в Эстонии не готовят учителей для русских школ. Без плана русская школа в Эстонии прекратит существование внезапно, в чем не заинтересован вообще никто», – заявила президент, добавив, что руководствуется исключительно благими намерениями (eadaily.com).

15 января секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев в интервью «Российской газете» сравнил языковую политику стран Балтии с апартеидом.

«Возьмем политику прибалтов в отношении русскоязычного населения. Во многих аспектах ее можно с уверенностью называть апартеидом. Достаточно вспомнить о так называемых русскоязычных негражданах, которые фактически вытеснены за пределы правового поля в Латвии и Эстонии. По нашим оценкам, за период с момента обретения независимости прибалтийскими республиками их покинуло около 750-800 тысяч русскоязычных граждан», – сказал секретарь российского Совбеза (rg.ru).

Катастрофических масштабов проблема русофобии достигла на Украине. 24 января в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» директор МБПЧ Александр Брод представил доклад о нарушении прав верующих в соседней стране. Исследование показывает, что на фоне церковного раскола священнослужители и прихожане канонической Украинской православной церкви подвергаются настоящей травле.

«Православные священники и прихожане храмов не чувствуют себя в безопасности. Новая тенденция – это начало преследования журналистов, которые выступают против раскола. По сути дела, украинские власти дали карт-бланш на беспредел», – сказал А.Брод.

Как подчеркнул член СПЧ, травля клириков УПЦ может повлечь их массовый отъезд из страны.

В докладе МБПЧ упоминаются факты ограбления собора святого Михаила в Чернигове, нападения вандалов на черниговский Спасо-Преображенский собор, попытки блокировать Киево-Печерскую лавру со стороны националистов, нападения на храмы Киева и рейдерские захваты храмовых территорий по всей стране.

22 января стало известно о выходе в свет очередного доклада Human Rights Watch о ситуации с правами человека в мире в 2018 году. В исследовании нашли отражение и украинские проблемы – в том числе ограничение свободы слова, недостаточное противодействие  насилию против меньшинств, нападения на общественных активистов. Вместе с тем эксперты HRW предпочли не педалировать русофобскую тему.

Как указал Александр Брод в комментарии на странице МБПЧ в Facebook, новый доклад организации «не открывает ничего нового для тех, кто пристально наблюдает за деградацией общественно-политических процессов за последние 4 года на Украине».

«Авторы доклада справедливо говорят о разгуле националистических сил, преследовании оппозиции, независимых журналистов. Отмечается пассивность правоохранительных органов в расследовании этих преступлений, включая трагедию в Одессе. Вся эта гремучая смесь проблем создает серьезную угрозу предстоящим выборам президента Украины, их открытости и демократичности. К сожалению, в докладе практически не говорится о махровой русофобии в украинских СМИ и риторике политиков, давлении на российских журналистов, дипломатов, православных священников», – подчеркивает правозащитник.

«Между тем, как показывает практика, подобные доклады международных организаций никоим образом не влияют на изменение ситуации. Ранее органы власти Украины и их зарубежные покровители никак не реагировали на подобные доклады (а их было немало, включая оценки УВКПЧ ООН), так как были уверены в полной безнаказанности. Остается надеяться, что сейчас, на грани пропасти, политическая элита хотя бы из инстинкта самосохранения услышит голос правозащитников и их тревожные выводы», – резюмирует А.Брод.

Фото РИА Новости