Версия для печати

О докладе «Агрессивная ксенофобия и нетерпимость в Российской Федерации в 2018 году: основные тенденции»

6 марта в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» был представлен регулярный доклад МБПЧ «Агрессивная ксенофобия и нетерпимость в Российской Федерации в 2018 году: основные тенденции». В мероприятии приняли участие член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, член президиума Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям Александр Брод; член президиума Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Владимир Зорин; руководитель Духовно-просветительского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Лев Семенов; член Общественной палаты РФ, глава Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов; главный научный сотрудник Института социологии РАН Владимир Мукомель; профессор Государственного университета управления Владимир Волох.

В докладе обнародованы результаты анализа различных аспектов проявлений агрессивной ксенофобии и экстремизма в России за указанный период: рассматриваются инциденты на почве нетерпимости, массовые акции и протестные действия, террористическая активность по мотивам национальной и религиозной ненависти и акты вандализма. Помимо собственно ксенофобских и экстремистских проявлений в докладе анализируются деятельность Российского государства по противостоянию этим вызовам и общественно-политическая реакция на проявления радикального национализма. Особое значение имеет финальная часть доклада, содержащая практические рекомендации.

В ходе ежемесячного мониторинга МБПЧ в 2018 году в России зафиксировано не менее 24 нападений и не менее 26 случаев вандализма на почве агрессивной ксенофобии. Лидерами антирейтинга по нападениям стали Москва и Санкт-Петербург (не менее 9 случаев в каждом из городов), единичные факты имели место в Белгородской, Калужской, Московской, Тюменской областях, Республике Дагестан и Республике Калмыкия. Акты вандализма по мотивам ненависти фиксировались в Свердловской области (3), Москве, Санкт-Петербурге и Ставропольском крае (по 2 в каждом регионе). Не менее одного – в Архангельской, Калининградской, Московской, Мурманской, Ростовской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Челябинской, Ярославской областях, Еврейской автономной области, республиках Карелия, Крым, Татарстан, Северная Осетия – Алания, Хакасия, в Пермском и Ставропольском краях.

Опираясь на собственную статистику последних лет, МБПЧ не фиксирует резкого роста инцидентов на почве нетерпимости. В январе – декабре 2017 года эксперты Бюро обнаружили не менее 36 проявлений агрессивной ксенофобии, годом ранее – 30. В 2015 году имели место не менее 32 инцидентов.

Между тем повод для беспокойства дают результаты социологических опросов, указывающие на определенный рост ксенофобских настроений в России. После нескольких лет их неуклонного снижения фиксируется возвратное движение маятника общественного мнения. Принимая выводы социологов, авторы доклада предостерегают от суждений о радикальном сломе предыдущего позитивного тренда и призывают учитывать актуальные внутренние и внешнеполитические факторы.

В докладе справедливо отмечается, что усугубление ситуации с ксенофобией происходит на фоне общего роста протестных настроений, вызванных пенсионной реформой, ростом цен, налоговой нагрузкой. Кроме того, «оборонную» функцию в общественном сознании укрепляют непрекращающаяся конфронтация с Западом, новая санкционная волна против России и жесткое информационное давление извне (постоянные обвинения РФ во вмешательстве во внутренние дела США и стран ЕС, дискриминация россиян и соотечественников за рубежом). Все это провоцирует усиление представлений о драматическом «одиночестве» и «изоляции» России и порождает неприязненное отношение к «чужакам». Свой «вклад» в укрепление ксенофобских и националистических настроений вносят некоторые политики и СМИ, представляющие проблемы внутреннего порядка исключительно как срежиссированные из-за рубежа, не утихает пропагандистская антизападная истерия.

Авторы доклада напоминают, что декларация неприятия «чужака» автоматически не превращает респондента соцопроса в погромщика. Между провозглашаемой ксенофобией и прямым действием еще сохраняется дистанция. Косвенным подтверждением этого тезиса является и то обстоятельство, что националистическая риторика не была активно задействована в ходе президентской избирательной кампании-2018. Также за рассматриваемый период не наблюдался резкий рост публичной активности радикалов.

«За предыдущие годы на государственном уровне были сформированы базовые правовые и доктринальные документы, определяющие фундаментальные основы российской государственной национальной и миграционной политики с учетом новаций внутренней ситуации и международных отношений. Минимизирована террористическая и экстремистская угроза на Северном Кавказе, годами представлявшая опасность для единства и территориальной целостности страны. Маргинализированы различные этнонационалистические течения», – отмечается в докладе.

Вместе с тем, по-прежнему важной остается проблема качественного правоприменения и пресечения непропорционального использования мер административного и уголовного воздействия: «Чрезвычайно опасным является сохранение ксенофобских настроений во властной и политико-управленческой среде, особенно в рядах правоохранителей, призванных по долгу службы бороться с этим злом».

Авторы доклада приветствуют возникновение новых форматов взаимодействия власти и правозащитников, которые успешно себя зарекомендовали. Однако, как отмечается, в тени остаются проблемы взаимодействия власти, НКО и бизнеса, использующего труд мигрантов.

Доклад МБПЧ предостерегает от поверхностного отношения к угрозам ксенофобии и радикального национализма – националистические и экстремистские течения мимикрируют под новые социально-экономические и общественно-политические условия. Эти вызовы требуют ответа как со стороны государства, так и со стороны гражданского общества.