Версия для печати

О Ежегодном докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2018 год

Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека Т. Москальковой — подробный и обстоятельный документ. По итогам 2018 года его объем составляет 373 страницы. Он состоит из девяти разделов. Фактически перед нами «рентгеновский снимок» положения с правами человека и гражданина в России за отдельно взятый период.

Во вступительном слове к докладу российский омбудсмен рассматривает динамику прав человека в нашей стране на фоне крупных событий общероссийского и международного масштаба. Среди них она называет, как политические факты (выборы Президента РФ), так и социальные мероприятия (пенсионная реформа), а также крупные спортивные соревнования (Чемпионат мира по футболу, который Россия впервые в истории принимала у себя). Каждое из них внесло свой вклад в правозащитную динамику. Кроме этого, 2018 год прошел под эгидой двух знаковых юбилеев — 70-летия принятия Всеобщей декларации прав и свобод Человека и 25-летия Конституции Российской Федерации.

По мнению Т. Н. Москальковой, в современном мире нарастает «тенденция политизации проблематики прав человека», в результате чего «дело доходит порой до прямой гуманитарной интервенции, когда суверенитет государства, права и свободы граждан необоснованно и несправедливо подавляются одной страной или группой государств». Это не может не приводить к формированию негативных стереотипов о восприятии правозащитной деятельности в целом, что фиксируют и исследования политологов, социологов, юристов. К сожалению, на этот тренд работает и существование «двойных стандартов», когда права человека в России рассматриваются под электронным микроскопом определенными заинтересованными политиками, а ситуация с нарушением гражданских прав и свобод на Украине или в других странах-союзницах США либо напрочь игнорируется, либо обсуждается вяло, скорее, по инерции.

Т. Москалькова при этом обращает внимание, что, несмотря на имеющийся общероссийский консенсус по внешнеполитическим делам, еще многое предстоит сделать, чтобы граждане РФ «почувствовали себя по-настоящему защищенными». Справедливым представляется тезис о том, что «разрыв между конституционными нормами о правах и свободах человека и практикой их воплощения в жизнь сокращается медленнее общественных ожиданий».

Доклад по итогам 2018 года состоит из девяти глав. И первая из них (уже, впрочем, традиционно) начинается с общественного восприятия прав и свобод. Сразу вспоминается знаменитая древнеримская формула «Voxpopuli  voxDei» («Глас народа — глас божий»). Данный раздел доклада снабжен богатым социологическим материалом. В нем показываются базовые маркеры того, как граждане страны воспринимают права, свободы человека и гражданина. Также анализируются обращения граждан с их тематической разбивкой. Пожалуй, главный вывод — это растущий запрос общества на социальную справедливость. Думается, никто не станет спорить с необходимостью появления такой главы в докладе. Но Уполномоченный по правам человека представляет государство. И, наверное, было бы целесообразно первый раздел посвятить базовым государственным приоритетам в области правозащиты. В этом случае было бы легче верифицировать эффективность государственной политики в данной области. Все ее успехи и недочеты выглядели бы нагляднее. В первом разделе имеется широкая эмпирическая база по результатам рассмотрения обращений граждан. И это важно в контексте усилий власти и управления всех уровней. Однако, некая фундаментальная глава, посвященная принципам и основным приоритетам государства, не была бы лишней в ежегодном докладе о состоянии правозащитной сферы в стране.

Последующие четыре главы (со второй по пятую) касаются защиты различных категорий прав. В отдельные разделы выделены защита гражданских, политических, социальных, экономических прав, прав человека в уголовном процессе и в пенитенциарной системе, а также отдельных категорий граждан (женщин, инвалидов, ветеранов, военнослужащих). Стоит отметить серьезное внимание доклада к проблеме соблюдения прав граждан РФ и соотечественников за рубежом. К сожалению, в последнее время их права все чаще стали нарушаться, а «холодная война-2» превращает их по сути в ее заложников — со всеми вытекающими последствиями. Шестая глава посвящена деятельности Уполномоченного в сфере правового просвещения и совершенствования законодательства. Седьмая — касается международной кооперации в деле защиты прав человека. Восьмая — дает представление о взаимодействии омбудсмена с различными органами власти и управления в России, институтами гражданского общества, а девятая — посвящена деятельности рабочего аппарата Уполномоченного.

Возможно, стоило бы выделить в отдельную главу (не параграф, каковой имеется в пятой главе) положение с правами человека в армии. Ранее эта сфера была объектом жесткой критики. В то же самое время правозащитники в последние годы констатировали значительный прогресс в этой сфере. Возможно, стоило бы подробнее показать причины этого прогресса, наработанные технологии взаимодействия власти, армии, общества. И дело не только в улучшении внешнего имиджа. Вооруженные Силы по-прежнему остаются одним из наиболее уважаемых институтов государства внутри страны. Крайне важно показать, какие успехи (и в то же время проблемы) в нем имеются, не говоря уже о рекомендациях по преодолению имеющихся «узких мест».

То же пожелание можно отнести и к такому разделу, как взаимодействие Уполномоченного со СМИ. Такой тематический параграф имеется в восьмой главе. Но, возможно, самостоятельная глава не была бы в докладе лишней. Все-таки это направление стоит рассматривать не только как институт гражданского общества, а гораздо шире, учитывая растущую роль информационного фактора в РФ и в мире. Думается, помимо традиционных средств массовой информации, следует анализировать и феномен «новых» СМИ (социальные сети, интернет-каналы, блогеры). Сегодня по охвату аудитории (особенно молодежной) они опережают (как минимум, не уступают) газеты, журналы, ведущие ТВ-каналы и радиостанции. Сегодня институт государственного правозащитника ведет официальные аккаунты в соцсетях «Фейсбук», «ВКонтакте», «Твиттер», а также представлен на видеохостинговом сайте «Ютьюб». Кроме того, Уполномоченным ведутся личные аккаунты в «Инстаграме», на «Фейсбуке», в «Твиттере», «Одноклассниках» и «ВКонтакте». «Суммарная аудитория Уполномоченного в социальных сетях составляет 338 млн человек, вовлеченность — 259 млн человек», — констатирует доклад. Все эти усилия можно только приветствовать. Но в докладе ощутимо не хватает оценок именно взаимодействия (а не собственного позиционирования в «новых СМИ»).

В Ежегодном докладе по итогам 2018 года представлены обстоятельные рекомендации органам российской госвласти. Адресатами выступают и Администрация Президента, и Правительство, и Федеральное Собрание, и ряд министерств, а также региональные властные структуры. Однако среди адресатов нет ФАДН (Федерального агентства по делам национальностей), Главного управления по вопросам миграции МВД РФ (и всего министерства в целом), между тем, как все, что связано с «национальным фактором», крайне важно в правозащитной деятельности.