Версия для печати

О военных провокациях на востоке Украины

Как сообщает novorosinform.org, количество обстрелов территорий ДНР и ЛНР за последние дни уменьшилось, но говорить о полном прекращении не приходится. С 7 на 8 ноября обстрелам подвергся район села Логвиново в ЛНР. На донецком направлении украинские боевики 22 раза нарушили режим прекращения огня, выпустив по ДНР почти 300 боеприпасов. Обстрелян район Калиново под ЛНР.

Напомним, 1 октября в Минске членами международной контактной группы по Украине была подписана т.н. «формула Штайнмайера», предполагающая наделение непризнанных республик особым статусом после проведения на их территориях выборов в ноябре с.г. В соответствии с утвержденными договоренностями, с 7 октября в селах Петровское и Золотое должно было начаться разведение боевых сил и средств.

Несмотря на соглашение о прекращении огня и отводе военной техники и личного состава, обстрелы мирных объектов непризнанных народных республик к 8 октября только усилились. Днем ранее командование ДНР сообщило о резком «обострении ситуации по всей линии фронта».

По данным военного руководства ДНР, от обстрелов пострадали порядка 12 домов в 3 населенных пунктах. (novorosinform.org).

Как следует из «Обзора социально-гуманитарной ситуации, сложившейся на территории Донецкой Народной Республики вследствие военных действий» Уполномоченного по правам человека в ДНР (имеется в распоряжении МБПЧ), с 18 по 24 октября 2019 года на территории Донецкой Народной Республики ранения различной степени тяжести в результате вооруженной агрессии со стороны Украины получили 4 человека, все они военнослужащие Республики.

С 1 января по 24 октября 2019 года на территории Донецкой Народной Республики ранения и травмы различной степени тяжести в результате вооруженной агрессии со стороны Украины получили 193 человека, из которых 125 военнослужащих Республики, 24 гражданские женщины, 39 гражданских мужчины и 5 несовершеннолетних.

С 1 января по 24 октября 2019 года на территории Донецкой Народной Республики в результате вооруженной агрессии со стороны Украины погибли 144 человека, из которых 135 военнослужащих Республики, 6 гражданских женщин и 3 гражданских мужчины.

Всего с начала вооруженного конфликта в Донецкой Народной Республике погибли 4873 человека, в том числе 81 ребенок.

Между тем, 8 октября представитель пресс-службы Народной милиции Луганской Народной Республики Иван Филипоненко заявил об обнаружении в населенном пункте Золотое подразделений полка «Азов», которые планируют сорвать процесс разведения сил и от линии соприкосновения.

9 октября эти опасения подтвердились: боевики-националисты — бывшие участники т.н. Антитеррористической операции (АТО) — во главе с полевым командиром Андреем Билецким прорвались через блокпост украинской полиции в районе Золотого. Один сотрудник МВД Украины получил ранение. Как сообщают СМИ, в акции радикалов по срыву разведения конфликтующих сторон были задействованы свыше 200 человек. В составе колонны насчитано 7 автобусов, 15 микроавтобусов и несколько легковых автомобилей (anna-news.info).

Кроме того, 9 октября продолжились обстрелы мирных объектов Новороссии. Отвод вооружений не состоялся. Сообщается, что в село Петровское для анализа ситуации прибыли сотрудники специальной мониторинговой миссии ОБСЕ и представительства ДНР в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня.

10 октября представитель Народной милиции ДНР сообщил о силовом конфликте в рядах ВСУ в районе Петровского.

«Военнослужащие 35-й бригады морской пехоты, занимающие позиции в данном районе, придерживающиеся крайне радикальных националистических взглядов, отказались выполнять приказ своего командования отойти от занимаемых позиций, мотивируя это недопустимостью “сдачи украинской земли противнику“, — говорится в сообщении, распространенном РИА Новости. — Между украинским спецназом и националистами из 35-й бригады произошло боестолкновение».

По данным Народной милиции ДНР, для усмирения праворадикалов был задействован спецназ.

В полдень 10 октября ополченцы обеих непризнанных республик запустили белые сигнальные ракеты, информирующие противника о готовности отвести войска. Этот призыв, как и в предыдущие дни, был проигнорирован украинской стороной.

Глава МИД ДНР Наталья Никонорова считает, что продолжающиеся обстрелы Новороссии и военные провокации могут являться результатами двух обстоятельств: «Представители Киева или не удосужились ознакомиться с теми условиями, на которых стороны договорились осуществлять устранение нарушений по разведению на пилотных участках «Петровское – Богдановка» и «Золотое», или же намеренно срывают выполнение данных договоренностей» (russian.rt.com).

В ЛНР срыв перемирия справедливо считают результатом самоуправства националистов.

«Самообстрелы — это давняя тактика Киева для срыва выполнения договоренности о разведении… Главная причина — радикалы, мешающие разведению. Что с ними делать, у Зе (Владимира Зеленского — RT) еще не решили, но решать придется», — заявил представитель ЛНР Родион Мирошник (russian.rt.com).

Демарш украинских националистов в Новороссии прокомментировал на своей странице в соцсети сенатор Совета Федерации Алексей Пушков: «Россия давно говорила ЕС: именно на Украине всячески блокируют продвижение к миру в Донбассе. Сегодня это подтвердил представитель полка “Азов“ и ветеранов АТО: они не согласны на отвод войск и никогда не покинут Золотое. Встреча 4-ки под угрозой. Прямой вызов власти Зеленского».

Между тем, в Киеве, начиная с 1 октября, проходят массовые акции против условий «формулы Штайнмайера». Несогласные с решением президента Владимира Зеленского поддержать алгоритм наделения особым статусом непризнанных республик Донбасса, предложенный действующим президентом ФРГ, считают соглашение «капитуляцией Украины».

Многочисленная манифестация прошла 6 октября. Участники митинга численностью до 10 тыс. человек вышли на площадь Независимости с наклеенным на рукава желтым скотчем — символом «сопротивления капитуляции и федерализации страны» — и выразили резкое недоверие политике действующего руководства Украины. В числе лидеров протеста ожидаемо оказался экс-президент Петр Порошенко, выдвинувший Зеленскому обвинения в «российском реваншизме». Также в «майдане желтых повязок» приняли участие практически все националистические организации Украины, включая партию «Свобода» Олега Тягнибока и созданный на базе батальона «Азов» «Национальный корпус».

В создавшейся ситуации внутриполитического кризиса министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко видит три основных сценария развития ситуации в Донбассе: продолжить процесс урегулирования, предельно затянуть его либо вовсе отказаться от претензий на восточные области.

«Можно попробовать договориться в рамках того несправедливого процесса, в который мы влезли много лет назад. Вторая тактика — тянуть бесконечно долго, пока будут убивать наших солдат и пока люди по ту сторону линии соприкосновения окончательно не возненавидят нас. И никогда мы не сможем их вернуть. И третий вариант — никогда больше не возвращаться к этой части Украины»», — заявил чиновник в эфире украинского телеканала ICTV.

Кроме того, В. Пристайко добавил, что Украине, нужна «миссия по поддержанию мира между нами, а лучше — на всей оккупированной территории», однако на текущий момент страна к этому не готова.

По мнению политолога Ивана Мезюхо, речь министра иностранных дел была направлена на то, чтобы «успокоить радикальную часть украинского общества и разъяснить позицию офиса украинского президента».

«Мы видим, что новая украинская власть идет по пути несоблюдения Минских соглашений, и сам глава государства высказывает мысли, противоречащие реализации формулы Штайнмайера», — отметил аналитик в интервью RT.

Стоит напомнить, что договоренности, названные «формулой Штайнмайера», были достигнуты еще в 2016 году, и подписал их лично Петр Порошенко, ныне выступающий активным противником «капитуляции». Примечательно, что на откровенное лицемерие экс-президента Украины указал и сам Франк-Вальтер Штайнмайер, занимавший в 2016 г. пост главы внешнеполитического ведомства Германии. Немецкий политик также отметил, что 3 года назад переговоры по Донбассу постоянно затягивались, и целью предложенного им алгоритма стал переход от глобальных решений к небольшим, легко реализуемым движениям в сторону урегулирования конфликта.

«Формула содержит не что иное, как попытку превратить большие шаги, которые обе стороны конфликта не были готовы предпринимать, в серию маленьких», — передает слова Штайнмайера RT.

Также действующий президент ФРГ опроверг тезисы о причастности Кремля к созданию данной «формулы» (russian.rt.com).

В данном контексте нельзя не упомянуть резонансное заявление, сделанное президентом Белоруссии Александром Лукашенко. 8 октября на форуме «Минского диалога», проходящем в белорусской столице, бессменный лидер республики заявил, что противостояние в Донбассе является результатом «конфликта России и Украины».

«Ключевой вопрос безопасности в Европе — решение конфликта в Донбассе, — сказал А. Лукашенко. — В братской Украине продолжают гибнуть люди. Регион не может выбраться из трясины социального, экономического и гуманитарного хаоса. Вот мы — европейцы и не европейцы — здесь собрались обсуждать некие проблемы Европы. Вот нам тест: если мы можем что-то, ну давайте в нашем доме разберемся и решим эту проблему. Украинский конфликт — это не просто нам вызов, украинский конфликт требует от нас его решения. Если мы его решим, значит, мы на что-то способны. Если нет, будем собираться и разговаривать, а толку будет мало».

Вслед за этим президент Белоруссии добавил: «Если Россия и Украина договорятся, мы готовы сыграть ту роль, которая ими будет определена. Если двое братьев дерутся, всегда подключался третий. Всегда так было. Мы из этого исходим. Не надо только тут говорить, что это не конфликт России и Украины. Тут осведомленные люди, и эти заявления никому не нужны. И не надо игнорировать сегодня руководителей ЛНР и ДНР непризнанных. Да, непризнанные, но они есть, их тоже избегать нельзя» (kommersant.ru).

В свою очередь, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков напомнил, что «Москва не была и не будет стороной противостояния в Донбассе», отметив, что «важнее помочь Украине справиться с этой жизненно важной для нее проблемой, чем определять роль Москвы в ней» (ТАСС).

По мнению главы Центра украинских исследований Института Европы РАН Виктора Мироненко, поляризация украинских политических сил относительно «формулы Штайнмайера» закономерна. Но как бы то ни было, предложенная «рамка» открывает путь к диалогу (echo.msk.ru).

В интервью порталу ukraina.ru политолог Денис Денисов обозначил механизмы поддержания перемирия в регионе: «Необходимо создание подлинного Совместного центра координации и контроля, в который бы входили офицеры ЛДНР и Украины в первую очередь, и при необходимости — офицеры России. Надо организовать совместные комиссии по расследованию инцидентов на линии соприкосновения. Подобный механизм применяется уже более 20 лет в рамках Приднестровского конфликта. Создать совместные группы разминирования территорий в серой зоне и совместные проекты по созданию систем тотального видеонаблюдения на линии соприкосновения. Так делается в рамках целого ряда конфликтов. Таких методик множество, но для их внедрения нужна политическая воля всех сторон конфликта... Другого выхода нет. Если этого не сделать, конфликт на Донбассе будет продолжаться и дальше. Чтобы конфликт был урегулирован, необходимы компромиссы со всех сторон. Существует альтернативный вариант — продолжать войну до победы одной из сторон. Но в нынешних условиях полагать, что такая модель реализуема, безосновательно».

Директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков, близкий к процессу переговоров по Донбассу, заявил, что считает «формулу Штайнмайера» «позитивным сигналом в правильном направлении», но не «поводом для восторгов».

«"Формула Штайнмайера" описывает процедуру ввода в действие закона об особом статусе, — поясняет политолог. — Остается вопрос — каким именно будет этот закон. Тем более что закон этот рамочный — из него вытекает необходимость принятия других законов, которые наполнят содержанием особый статус Донбасса... Все эти вопросы еще нужно согласовывать с представителями Донбасса в минской контактной группе. А потом это должно найти отражение в других законах Украины. Закрепиться в них. В том числе, и в Конституции. Это огромная и долгая работа — подготовить корпус законов, фиксирующих особый статус Донбасса. Украинская сторона должна понять, что прекращение с ее стороны огня и уход украинских вооруженных сил из зоны конфликта — важный элемент снижения напряженности. Но этим дело урегулирования только начинается, а не заканчивается» (ТАСС).

Украина должна выполнить достигнутые ранее договоренности, если действительно хочет установления мира. Об этом заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова на полях конференции "Свобода СМИ и безопасность журналистов в России и в регионе ОБСЕ: вызовы и возможности в эпоху цифровых технологий".

«Если есть желание на Украине, если есть ощущение необходимости, наконец, начать движение в сторону мира, то нужно выполнять то, под чем, собственно, и подписались, - сказала она. - Это и минские договоренности, "формула Штайнмайера"» (ТАСС).