Версия для печати

О докладе «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2019 год»

Очевидно, что со стороны российского общества все более укрепляется запрос на активное вовлечение в решение внутренних проблем, будь то экономика, социальная политика, конфликты на этнической, конфессиональной и бытовой почве. Имеется ощущение, что в течение последних пяти лет эти острые проблемы были вытеснены на второй план. И важно вернуться к их решению, сделать такими же важными приоритетами, как и вопросы национальной безопасности. Тем более, что укрепление позиций страны на международной арене невозможно без крепких тылов. Но достижение высокого качества внутриполитических решений, как минимум, проблематично без широкого диалога власти и гражданского общества.

Между тем, в последние годы мы наблюдаем определенный рост социального недовольства, вызванного изменениями пенсионного законодательства, возрастанием налоговой нагрузки. Далеко не всегда чиновники соответствуют тем задачам, которые возлагает на них государство. Это проявлялось не раз в ходе различных чрезвычайных ситуаций. Нередко президент и федеральные органы власти вынуждены подчищать те огрехи, которые допущены на региональном и местном уровнях.

В этом контексте активная роль гражданского общества предельно важна и актуальна. В противном случае государственный аппарат рискует оказаться оторванным от нужд и чаяний простых людей. Именно такая ситуация становится питательной почвой для потрясений и смут. И для укрепления страны ее необходимо всячески избегать. В диалоге между государством и гражданами особую роль играет Общественная палата Российской Федерации (ОП). За все время своего функционирования этот институт уже доказал способность выступать в роли аккумулятора свежих идей и их транслятора на все уровни государственной власти.

Уже стало традицией обобщать результаты работы ОП в формате ежегодного доклада. Такие доклады обозначают приоритеты кооперации между гражданами и государством, а также имеющиеся узкие места. Материалы Общественной палаты, как правило, выполнены на высоком экспертном уровне. И хотя ОП — не академический институт, выводы, подбор ключевых тем докладов выполнены на высоком уровне, с привлечением не только гражданских активистов, но и представителей научного сообщества.

Есть еще один важный момент, на который стоит обратить внимание. Речь о готовности авторов ежегодных докладов прислушиваться к критическим замечаниям. Так, по итогам публикации доклада за 2018 год отмечалось, что различные формы гражданской активности по таким сюжетам, как внешняя политика, национальная безопасность, недостаточно прописаны. Прошел год, и уже в представленном материале за 2019 год есть специальный раздел «Сфера публичной дипломатии: мягкая сила России». Вообще, если сравнивать структуру докладов за два последних года, то она существенно отличается. И это говорит о том, что авторы подходят к подготовке своих материалов, ответственно, учитывая замечания, а также динамические изменения в различных сферах.

В докладе за 2019 год особое внимание уделено формированию «народной повестки» и институтам общественного контроля. Его первая глава посвящена этому направлению. Авторы справедливо отмечают, что «основной задачей в сфере развития общественного контроля является повышение прозрачности процесса принятия решений чиновниками, укрепление обратной связи между государственными и муниципальными органами власти и населением и, как следствие, повышение уровня общественного доверия государству в целом». В главе рассматриваются приоритеты работы с обращениями граждан, деятельность региональных общественных палат. Фокусировка на региональных ОП крайне важна. Она позволяет рассматривать их деятельность на добротной компаративистской основе. Многое из опыта общественников одного региона можно творчески использовать в другом. Не исключается и заимствование позитивных начинаний регионального уровня и на уровне федеральном. Отдельное внимание авторы уделяют общественной экспертизе наиболее важных законодательных инициатив. Наверное, здесь следует оговориться, что мы считаем наиболее важной инициативой. И есть ли в принципе инициативы не важные. И если да, то как минимизировать поток таких инициатив, повысить их значимость и эффективность.

Второй раздел доклада посвящен динамике российского «третьего сектора». Авторы фиксируют, что в этой сфере имеется «кардинальное изменение общественных стереотипов. Если в 2013 году всего три процента россиян причисляли себя к волонтерам, то сегодня, спустя всего шесть лет, уже 17% россиян заявляют о том, что являются волонтерами, а каждый третий имеет опыт волонтерской деятельности. Почти все население страны — 88% — одобряет волонтерскую деятельность». Крайне важно, что раздел снабжен богатым статистическим материалом, показывающим, с каких стартовых позиций начиналась деятельность активистов на том или ином направлении (особое внимание уделено волонтерству как инструменту вовлечения граждан в различные социальные проекты). Подчеркивается особая роль некоммерческого сектора как новой отрасли социально ориентированной рыночной экономики.

В третьем разделе дается взгляд гражданского общества на реализацию приоритетных национальных проектов. Эти проекты рассматриваются сегодня не просто как инструмент, но и индикаторы роста, укрепления позиций страны внутри и на международной арене. Авторы фиксируют такой важный момент, как «низкую осведомленность населения о нацпроектах и их непрозрачность. Более половины граждан России даже не слышали о том, что власти страны реализуют какие-то национальные проекты, а в чем состоит их смысл, понимают лишь 7% россиян». Очевидно, что данная ситуация требует исправления. Остается пожелать, чтобы в будущем году статистика по этому вопросу была бы принципиально иной, а авторам следовало бы сосредоточиться более подробно на описании тех методик, с помощью которых они могут исправить имеющиеся негативные тренды.

Четвертый раздел доклада посвящен роли и месту общественной дипломатии в российской внешней политике. «Общественная палата активно налаживает международные связи и сотрудничество, выстраивая системную основу для восстановления доверия между народами, формирования благоприятной̆ среды для развития межгосударственных отношений и поддержки российских граждан и соотечественников за рубежом», — констатируют авторы доклада. Этот тезис не вызывает принципиальных возражений. Действительно, во многом именно стараниями общественников актуализированы такие проблемы, как правовая и информационная поддержка тех россиян и соотечественников, кто оказался не по своей вине, часто по сфабрикованным делам, в местах заключения или подвергся дискриминации и диффамации за рубежом. В то же самое время, тезис о переломе в отношении России со стороны западных партнеров выглядит как некоторое преувеличение. Действительно, растет число голосов в поддержку прагматических подходов в отношении к России, необходимости снятия санкционного режима. В этом контексте можно вспомнить инициативу французского президента Эмманюэля Макрона о строительстве европейской безопасности с Россией. Но пока что такие идеи не стали доминирующими. И для этого еще много предстоит сделать, в том числе, и руками общественных активистов.

В прошлом году в ежегодном докладе ОП был специальный раздел, посвященный роли российского гражданского общества в разрешении конфликтов. И хотя он был ограничен лишь социальной сферой, сама идея, показать роль третьего сектора в снижении общественной напряженности, была продуктивной. Между тем, и сегодня сохранились проблемы ксенофобии, нетерпимости на почве национальности и религии. Можно говорить о снижении экстремистской опасности. Но ведь не о полном же ее элиминировании! При этом накоплен значительный опыт правозащитников, представителей религиозных структур, некоммерческого сектора по урегулированию возникающих проблем. Этот опыт достоин того, чтобы получить систематическое изложение.

Сразу оговоримся, высказанные критические замечания — это приглашение к полемике. Она крайне важна и для Общественной палаты, и для активных граждан России в целом. Авторы проделали огромную работу, которую следует всячески приветствовать. И дополнения к этому труду — не указание на их ошибки, а попытка дополнить его новыми темами и деталями.

Остается надеяться, что подобные доклады будут издаваться большими тиражами и по большему количеству острых социально-политических вопросов, не только по итогам года, но и тематически.