Версия для печати

Заявление к 70-й годовщине трагедии Бабьего Яра

В эти дни исполняется 70 лет одной из страшных трагедий Второй мировой войны – массовых расстрелов в Бабьем Яре. Годовщина Бабьего Яра уже в течение многих десятилетий является тем страшным уроком прошлого, который не должен повториться.

29-31 сентября 1941 г. фашисты расстреляли в Бабьем Яре больше 33 тысяч евреев.  Происходившее здесь не поддается человеческому разумению. Людей раздевали, били и расстреливали. По воспоминаниям чудом уцелевших очевидцев, люди на глазах сходили с ума, становились за несколько минут седыми. Грудных детей вырывали у матерей и бросали живыми в ямы, полные трупов. Бабий Яр – это даже больше, чем только место чудовищного геноцида.

На протяжении почти двадцати лет трагедия Бабьего Яра замалчивалась советскими властями. Тема трагедии была под запретом, советская риторика ограничивалась всегда общими размытыми фразами о жертвах, понесенных советским народом, мало заботясь о памяти конкретных людей, народов, социальных групп. Вместе с Бабьим Яром хотели стереть и память о нем. Братскую могилу превратили в городскую свалку. На месте расстрела десятков тысяч людей планировали построить танцплощадку, стадион, разбить парк. В итоге на месте Бабьего Яра проложили шоссе, построили телецентр и автозаправку. Но все это время не прекращались попытки горстки советской интеллигенции остановить кощунство. В сентябре 1961 г. публикуется стихотворение Е.Евтушенко "Бабий Яр", вызвавшее широчайший резонанс и использованное в 13-ой симфонии Дм.Шостаковича. В 1966 г. был воздвигнут первый, хотя и официозный памятник погибшим. В 1966 г. выходит повесть Анатолия Кузнецова «Бабий Яр». Наконец, в 1966 г. в Бабьем Яре прошел первый неофициальный митинг памяти, на котором собралось не менее тысячи человек.

Траурные митинги стали регулярными. Они запрещались властями, участники могли подвергнуться избиениям, арестам, их снимали с поездов. Но это не останавливало людей, которые стремились почтить память погибших и восстановить страшную историческую правду. Так Бабий Яр стал местом национального самосознания для евреев и местом взросления и выражения духа подлинной интеллигенции.

Но Бабий Яр – это место не только массовых расстрелов евреев, которые продолжались несколько дней. С 1941 по 1943 г. здесь расстреляли больных психиатрической больницы, тысячи советских военнопленных, несколько цыганских таборов, партизан, священников – всего, по разным подсчетам, от 70 тысяч до 200 тысяч человек. Таким образом, Бабий Яр стал братской могилой для людей разных народов,  разных религий, социальных групп, убеждений, еще раз напоминая о том, насколько страшен нацизм и как важна всеобщая память о трагическом прошлом.

И вот, после многих лет бюрократической волокиты и ведомственных раздоров, 3 октября в Бабьем Яре состоялась церемония закладки первого камня мемориально-музейного комплекса "Бабий Яр". В эпохальном событии приняли участие известнейшие раввины, политические лидеры Украины и Израиля, представители многих государств, послы ведущих стран в Украине, крупнейшие бизнесмены, общественные деятели, бывшие узники гетто и концлагерей. Ранее, 30 сентября, в Бабьем Яре отслужила молебен группа видных священнослужителей во главе с патриархом Филаретом. Столь представительное собрание дает основание надеяться, что мир будет помнить о трагедии.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «Но только помнить – мало. Мы живем во время разгула ксенофобии, шовинизма, неонацизма. Каждый день к нам приходят сообщения об избиениях и убийствах людей на почве национальной ненависти, о вандализме на кладбищах. Мы слышим чудовищные сообщения, как на Вечном огне жарят яичницу и даже сжигают людей. В России действуют банды неонацистов. В Латвии маршируют легионы ветеранов-эсэсовцев. В Украине, где покоятся тысячи расстрелянных в Бабьем Яре, присваивают звания героев и ставят памятники  пособникам нацистов, а 9 мая с ветеранов срывают георгиевские ленточки. И власти недостаточно активно пресекают деятельность наследников фашизма, а порой и не обращают на нее внимание. То, что происходит через 70 лет после Бабьего Яра, заставляет не только помнить, но и активно действовать и бороться. Фашизм еще не побежден».