На протяжении почти двадцати лет трагедия Бабьего Яра замалчивалась советскими властями. Тема трагедии была под запретом, советская риторика ограничивалась всегда общими размытыми фразами о жертвах, понесенных советским народом, мало заботясь о памяти конкретных людей, народов, социальных групп. Вместе с Бабьим Яром хотели стереть и память о нем. Братскую могилу превратили в городскую свалку. На месте расстрела десятков тысяч людей планировали построить танцплощадку, стадион, разбить парк. В итоге на месте Бабьего Яра проложили шоссе, построили телецентр и автозаправку. Но все это время не прекращались попытки горстки советской интеллигенции остановить кощунство. В сентябре 1961 г. публикуется стихотворение Е.Евтушенко "Бабий Яр", вызвавшее широчайший резонанс и использованное в 13-ой симфонии Дм.Шостаковича. В 1966 г. был воздвигнут первый, хотя и официозный памятник погибшим. В 1966 г. выходит повесть Анатолия Кузнецова «Бабий Яр». Наконец, в 1966 г. в Бабьем Яре прошел первый неофициальный митинг памяти, на котором собралось не менее тысячи человек.
Траурные митинги стали регулярными. Они запрещались властями, участники могли подвергнуться избиениям, арестам, их снимали с поездов. Но это не останавливало людей, которые стремились почтить память погибших и восстановить страшную историческую правду. Так Бабий Яр стал местом национального самосознания для евреев и местом взросления и выражения духа подлинной интеллигенции.
Но Бабий Яр – это место не только массовых расстрелов евреев, которые продолжались несколько дней. С 1941 по 1943 г. здесь расстреляли больных психиатрической больницы, тысячи советских военнопленных, несколько цыганских таборов, партизан, священников – всего, по разным подсчетам, от 70 тысяч до 200 тысяч человек. Таким образом, Бабий Яр стал братской могилой для людей разных народов, разных религий, социальных групп, убеждений, еще раз напоминая о том, насколько страшен нацизм и как важна всеобщая память о трагическом прошлом.
И вот, после многих лет бюрократической волокиты и ведомственных раздоров, 3 октября в Бабьем Яре состоялась церемония закладки первого камня мемориально-музейного комплекса "Бабий Яр". В эпохальном событии приняли участие известнейшие раввины, политические лидеры Украины и Израиля, представители многих государств, послы ведущих стран в Украине, крупнейшие бизнесмены, общественные деятели, бывшие узники гетто и концлагерей. Ранее, 30 сентября, в Бабьем Яре отслужила молебен группа видных священнослужителей во главе с патриархом Филаретом. Столь представительное собрание дает основание надеяться, что мир будет помнить о трагедии.
Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «Но только помнить – мало. Мы живем во время разгула ксенофобии, шовинизма, неонацизма. Каждый день к нам приходят сообщения об избиениях и убийствах людей на почве национальной ненависти, о вандализме на кладбищах. Мы слышим чудовищные сообщения, как на Вечном огне жарят яичницу и даже сжигают людей. В России действуют банды неонацистов. В Латвии маршируют легионы ветеранов-эсэсовцев. В Украине, где покоятся тысячи расстрелянных в Бабьем Яре, присваивают звания героев и ставят памятники пособникам нацистов, а 9 мая с ветеранов срывают георгиевские ленточки. И власти недостаточно активно пресекают деятельность наследников фашизма, а порой и не обращают на нее внимание. То, что происходит через 70 лет после Бабьего Яра, заставляет не только помнить, но и активно действовать и бороться. Фашизм еще не побежден».