Версия для печати

Заявление в связи с событиями в интернате для умственно отсталых детей в Кемеровской области

Критерий цивилизованности любой страны – отношение к детям, старикам и инвалидам. Понятно, что никто не хочет, да и не может создавать им условия, как в развитых странах. И вопрос даже не в мизерном финансово-материальном обеспечении детских домов (тех, разумеется, у которых не нашлись частные спонсоры). Речь идет просто о полном безразличии к их судьбам, о наплевательском отношении к ним властей, да и зачастую просто окружающих.

Но даже на этом фоне вопиющим является отношение к детям-инвалидам. Ясно, что любая материальная инвестиция в интернаты для детей-инвалидов не принесет никакой экономической прибыли. Умственно отсталые дети в лучшем случае могут прогрессировать в своем состоянии, но вряд ли примут участие в борьбе на рынке труда. Эти инвестиции могут быть только безвозвратные – и имя им: сострадание и любовь к людям, тем более к несчастным детям. Увы, мы не часто встречаемся с таким состраданием, зато волосы встают дыбом, когда в прессу просачиваются сведения о событиях в некоторых таких интернатах.

Последний вопиющий случай произошел в г.Мыски (Кемеровская область).    Выяснилось, что в течение 2,5 лет в местном интернате для умственно отсталых умерло 27 детей-инвалидов. Причины смерти угадать не сложно: по сообщению прокуратуры, дети были крайне истощены из-за нехватки питания, медицинский уход отсутствовал (у детей были опрелости и пролежни). Если воспитанникам и давали лекарства, то просроченные, с нарушенными условиями хранения. Медицинский персонал был неквалифицированным, да и его не хватало.

На основании прокурорских проверок в отношении директора интерната были возбуждены два уголовных дела по статьям "халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух или более лиц" и "превышение должностных полномочий". За обеими сухими формулировками скрываются очень простая для России вещь – воровство. Установлено, что в период 2009-2011 гг. со счетов воспитанников Мысковского интерната исчезло 670 тысяч руб. Небольшие пенсии, выделяемые государством несчастным детям, пошли на приобретение стройматериалов, бытовой техники и запчастей для автомобиля. Понятно, кто будет ездить на этом автомобиле.

Аналогичная история случилась в интернате г.Мариинска, где со счетов воспитанников также украдена немалая сумма – 1,2 млн. рублей.

Но оказывается, что воровство у детей и доведение их до смерти – это еще не верх цинизма. В июле 2011 г. стало известно о том, что администрация детдома в Екатеринбурге в течение 2009-2010 г. сдавала воспитанников в "аренду" местному предпринимателю-педофилу. Неизвестно, впрочем, получало ли за это руководство детдома вознаграждение или же формально действовало по закону, отдавая детей на уик-энд в "патронатные семьи". Но поскольку к настоящему моменту 10 малолетних мальчиков признаны жертвами педофила, то  вряд ли руководство детдома могло ни о чем не догадываться. Кроме того, по сообщению прессы, некоторые родители подавали заявления на педофила в милицию, которые там "терялись".

И, наконец, завершающим душераздирающим аккордом к этой череде отвратительных историй можно назвать фотографии могил умерших детей на территории  Разночиновского детского дома-интерната (Астраханская область). Это небольшие холмики, даже не подписанные. Фотографии сделала и разместила в своем блоге местная жительница Вера Дробинская, которая сама усыновила трех детей из этого детдома. Она предполагает даже, что там есть братские захоронения. Установлено, что от сердобольных граждан на имя детей приходили посылки и письма уже много позже их смерти и исчезали неизвестно куда, поэтому есть подозрение, что и даты смерти детей в отчетности намеренно искажены. О содержании детей в этом детдоме говорить не приходится: по мнению очевидцев, оно ужасное, так что не удивительно, что дети умирают в массовом порядке.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «Мы все хотим, чтобы нашу страну уважали. А уважение не завоюешь величиной территории, количеством нефти и газа. Для этого существуют другие критерии – это и отношение к каждому отдельному человеку, тем более немощному, это и уровень нашей культуры и цивилизованности. Надо, прежде всего, бросаться исправлять чудовищное положение с детьми и стариками, если мы хотим, чтобы россиян вообще считали за людей».