Версия для печати

Заявление в связи с предложением Совета при Минобрнауки РФ по изменению механизма преподавания в школах предмета "Основы религиозных культур и светской этики"

Состоялось заседание совета при Минобрнауки РФ, на котором было выработано важное общее предложение по изменению механизма преподавания в школах предмета "Основы религиозных культур и светской этики". Это предложение является закономерным итогом эксперимента по введению в школах блока предметов по преподаванию отдельных предметов из курса "Основы религиозных культур и светской этики".

Необходимость решить вопрос о просвещении школьников в сфере истории и содержания основных религий возникла давно – хотя бы по той причине, что религиозные сюжеты пронизывают всю мировую культуру, и образованный человек обязан быть знаком с ними. Подавляющее же число россиян и, в частности, школьников безграмотны в вопросах религии. Около 10 лет назад Русская православная церковь стала настаивать на включении в школьную программу предмета "Основы православной культуры" (ОПК). Однако это предложение вызвало резкую критику части общественности, справедливо посчитавшей, что в многонациональной стране нельзя навязывать изучение основ какой-то одной религии. В 2009 г. Президент России Д.А. Медведев выступил с предложением ввести в школах три альтернативных курса, которые могли бы выбирать учащиеся – основы одной конкретной религии, основы мировых религий, светская этика – и провести эксперимент в девятнадцати российских регионах.

Однако это несомненно более целесообразное предложение все равно вызывало ряд вопросов, которые были озвучены экспертами, и, в частности, Московским бюро по правам человека:

- где найдется огромное число светских преподавателей, которые смогут компетентно рассказать об истории религии (религий), при общей нехватке преподавателей?

- В силу неравномерного распределения религиозных конфессий по территории РФ, с явным преобладанием одной или двух конфессий (православие, ислам) очень трудно будет выбрать предмет для изучения представителям других конфессий (католикам, протестантам и т.д.);

- введение подобных курсов ведет к расслоению учащихся и может привести к возрастанию межнациональной и межрелигиозной розни;

- почему учащиеся, интересующиеся историей какой-то определенной религии, не могут получить соответствующие знания в воскресных школах? Почему надо вводить такие курсы в светской школе, при том, что религия у нас по Конституции отделена от государства?

МБПЧ выступило тогда с конкретным предложением: "Почему, если уж вводить обязательный просветительский курс, нельзя ограничиться общим светским курсом по истории основных религий и этических учений, а не вводить три альтернативных курса?"

Предыдущие обсуждения вопроса и обсуждение итогов эксперимента на Совете при Минобрнауки подтвердило некоторые из высказанных опасений. Более того, статистические данные показывают, что почти 60% школьников и их родителей предпочли изучать предметы, не связанные с какой-либо отдельной религией.

В итоге участники заседания Совета посчитали неправильной нынешнюю практику разделения школьников по конфессиям. Но конкретные предложения на этот счет поступили разные.

Представители РПЦ и главный редактор "Эха Москвы" А.Венедиктов предложили добавить в каждый религиозный курс дополнительные часы, посвященные остальным конфессиям. Безусловно, такое предложение улучшает ситуацию, но вряд ли за эти несколько часов можно преподать столь сложный и многообразный материал; кроме того, это предложение не исключает тех проблем, с которыми школа уже столкнулась на практике. Мы по-прежнему предлагаем ввести преподавание общего светского курса по истории основных религий – такое же предложение внесли на Совете заместитель Совета муфтиев России Рушан Аббясов и руководитель общественной организации "Право ребенка" Борис Альтшулер.

Аналогичного мнения придерживаются член Общественной палаты Алла Гербер и директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян. По словам Аллы Гербер, школьные педагоги не полностью готовы к преподаванию нового предмета. Кроме того, уровень развития детей зачастую не позволяет им полностью понять смыл тех терминов, которые они слышат на уроках. Алла Гербер уверена: для того чтобы сплотить общество, нужно преподавать историю всех религий, а не идти по модульному подходу, когда родители выбирают для детей отдельные религии. Александр Чубарьян считает, что в каждом пособии – по светской этике, мировым религиозным культурам, православной, исламской, буддийской и иудейской культурам – содержится информация только в рамках данного предмета: "Люди должны обладать синтетическим восприятием. В учебнике по истории религии тем более должны быть основы светской этики".

По итогам состоявшихся 1 декабря 2010 г. в Общественной палате РФ слушаний «Изучение религиозной культуры в школе: первый год эксперимента», был принят целый ряд рекомендаций, и мы полагаем, что они должны стать основой формирования концепции преподавания предмета "Основы религиозных культур":

– в качестве первоочередной цели введения образовательного курса религиозных культур и светской этики необходимо утверждать идею общегражданских ценностей. Ценности, связанные с культурным, религиозным и прочим выбором, должны рассматриваться в контексте общегражданских ценностей. Посредством нового учебного курса должны изучаться культурные традиции всего российского народа, а общая цель данного курса должна быть ясно определена как воспитание российской гражданской идентичности через приобщение к общероссийскому культурному наследию;

– необходимо организовать "горячую линию", проводить мониторинг внедрения курса в школах, чтобы эксперты, родители учащихся, педагоги имели возможность высказать замечания и предложения; полученная информация должна обобщаться и обсуждаться в органах управления образованием, иных заинтересованных государственных ведомствах, в Общественной палате РФ, в СМИ, а также в общественных организациях;

- предельно осмотрительно, без нажима и принуждения важно распространять опыт преподавания курса, полученный в 19 регионах страны;

- внедрять системный подход в решении проблем преподавания религиозных культур в системе общего образования. Преподавание курса не должно быть изолированным по отношению к другим предметам и образовательной программе в целом. Курс, даже на стадии эксперимента, должен в полной мере соответствовать федеральным государственным стандартам образования и не причинять ущерба субъектам образовательного процесса;

- отказаться от метода насаждения массового преподавания основ той религии, которая преобладает в данном регионе;

- отказаться от практики коллективного выбора религиозного «модуля» для обучения и предоставить возможность учащимся (старших классов) и родителям учащихся осуществлять индивидуальный выбор;

- пересмотреть концепцию курса и ввести обязательное преподавание основ всех (а не каких-либо отдельных) религий;

- вводить в учебный процесс культурологический курс, а не курс основ конкретной религии или религий. В рамках культурологического курса преподавать основы религий;

- уделять большее внимание дисциплине "религиоведение", прививать в обществе большее уважение к этому предмету;

- в преподавании ряда гуманитарных предметов (география, обществознание, история, литература) усилить внимание к темам о многообразии религий Российской Федерации;

- существенно повысить уровень подготовки преподавательских кадров. В настоящее время базовое педагогическое образование преподавателей (60% из них – преподаватели младших классов) не позволяет качественно преподавать модули, входящие в курс;

- приглашать для подготовки учителей в регионы специалистов по межрелигиозному и диалогу и общегражданскому развитию;

- отказаться в учебниках от наукообразного стиля изложения, добиться простоты и ясности подачи материала. Экспериментальные учебники перегружены терминами, сложными для восприятия детей, недостаточно литературных примеров и иллюстративного материала;

- необходимо издание сопроводительной литературы, хрестоматий для детей, рабочих тетрадей, методических пособий для учителей, книг для родителей. Эти книги должны быть изданы Министерством образования и не должны содержать религиозной апологетики;

- исправить большое количество фактологических ошибок в изданных пособиях;

- увеличить количество часов преподавания курса и более углубленно изучать предмет. Вместе с тем, необходимо учитывать меру загруженности школьников, в связи с чем следует более оптимально распределять часы нового курса;

- дополнить экспериментальный курс идеями мирного сосуществования религиозных культур, столь необходимого современному российскому обществу в рамках распространения идей толерантности.