Версия для печати

Заявление к Международному Дню толерантности

16 ноября 1995 г. резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО была утверждена Декларация принципов толерантности, которая, в частности, гласит:

«1.1 Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

1.2 Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

1.3 Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных актах в области прав человека.

1.4 Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим».

Международный День толерантности, который ежегодно отмечается 16 ноября – это попытка обратить внимание человечества на тяжелейшую и опаснейшую проблему нетерпимости, существующую в нашем мире. Пережитые за тысячи лет войны, гибель миллионов людей, казалось бы, должны человека научить ценить мир, уважать друг друга, совместно пытаться сделать жизнь лучше. Однако человек мало изменился: все так же с подозрением или ненавистью он часто относится к людям, имеющим иной цвет кожи, иные религиозные убеждения, иные политические взгляды.

Особенно наглядно это проявилось в XX в., когда, казалось бы, технический прогресс, опасность ядерного оружия, экологические проблемы требовали единства, взаимопонимания для продолжения жизни на нашей планете, звериная составляющая в человеке особенно проявилась.

В России по многим причинам до построения полноценной демократии и развитого гражданского общества еще далеко. Еще не искоренены психологические, экономические, социальные последствия десятков лет коммунистического режима, постоянно дают о себе знать объективные проблемы экономики, гигантский уровень коррупции, несовершенство законодательства, слабость демократического движения и либеральных партий.

Социологи уже много лет фиксируют рост ксенофобских настроений в российском обществе: по данным Левада-Центра, на протяжении последних лет большинство россиян поддерживает националистическую идею "Россия для русских": в настоящее время 19% россиян заявляют, что ее давно пора осуществить, 35% тоже хотели бы ее осуществить. Ксенофобия подчас становится консолидирующим элементом части общества – как, например, в событиях на Манежной площади. За январь – середину ноября 2011 года, по данным мониторинга Московского бюро по правам человека, зафиксировано 90 случаев нападений на почве агрессивной ксенофобии, итогом которых стали 26 погибших и 110 раненых. Среди жертв дагестанцы (5 погибших), армяне (2 погибших, 5 пострадавших), узбеки (2 погибших, 5 пострадавших), киргизы (1 погибший, 4 пострадавших), азербайджанцы (1 погибший, 4 пострадавших), таджики (1 погибший, 1 пострадавший), грузины (1 погибший), африканцы (7 пострадавших), евреи (3 пострадавших) и другие.

Лидер «Памяти» и один из лидеров движения «Русские» Г.Боровиков в интервью, опубликованном 26 октября, призвал националистов «приступить к формированию очагов, общин, советов, охранных отрядов и народных дружин, в полномочия которых войдет весь комплекс функций низовой народной власти», «создавать свою независимую информационную, экономическую, милитарную сеть из разных структур, объединенных одной верой и одной целью». В дальнейшем он расширил этот призыв до указания на необходимость создавать «государство в государстве» и создавать районы, «в которых действует люди, признающие исключительно Русскую Власть».

2 августа, в День ВДВ, когда десантникам море по колено, осуществляются мечты самых крайних националистов – а именно погромы кавказцев. Благодаря националистической пропаганде, в головах бывших служащих ВДВ идея защиты Родины отождествляется с избиением рыночных торговцев-кавказцев, о чем свидетельствуют сводки этого лета:

- в Астрахани произошел погром на городском рынке "Большие Исады", где торгуют, в основном, выходцы с Кавказа; госпитализированы 12 человек;

- в Казани по итогам драки на овощном рынке в Ново-Савиновском районе задержаны около 40 человек из участвовавших в погроме 70 десантников, преимущественно последних годов демобилизации. Помощь понадобилась 9 пострадавшим.

Только что правозащитники высказали тревогу, что российские власти начали выборочную "охоту" на приезжих. Лидер Союза таджиков России А.Давлатов заявил: "Это действительно охота, они избирательно задерживают и увозят таджиков. То есть, они стали так называемыми мальчиками для битья. Таджикские мигранты стали игрушкой в руках российских политиков. Причина в том, что вопрос пилотов приобрел политический характер в преддверии предстоящих парламентских выборов. На самом деле им всем плевать на пилотов, это просто предвыборная кампания".

По оценкам экспертов Организации экономического сотрудничества и развития, показатель толерантности в России – т.н. "индекс толерантности" – составил 31, что вдвое ниже среднего уровня.

К сожалению, российские власти уделяют недостаточно внимания столь опасным тенденциям. Высокий уровень толерантности обеспечивается справедливым и беспристрастным законодательством, соблюдением судебно-процессуальных и административных норм. Но, несмотря на это, по делам, связанным с национальной рознью, нередко выносятся судебные приговоры или условные, или минимальные. Почти не обращается внимания на сотни книг, брошюр, газет самого отвратительного античеловеческого толка, свободно распространяемых в стране. Серьезно мешает эффективно борьбе с ксенофобией усиление шовинистической и антизападной риторики советского образца, дефицит объективной информации на ведущих телевизионных каналах и заполнение их подчас низкопробной продукцией, отсутствие подлинной политической дискуссии, соревновательности политических партий, "карманное" правосудие, социальное неравенство. Все это служит не воспитанию человека в духе уважения к другому, а наоборот, развивает в нем безразличие к общественным процессам, а то и подогревает националистическую агрессивность.

Террористический акт Андерса Брейвика в Норвегии стал трагической вехой в истории Европы. И дело здесь не только в масштабности злодеянии (теракт стал самой крупной атакой в Европе на мирное население после терактов в Лондоне летом 2007 г.). Если все предыдущие крупные теракты были трагическими для Европы, но уже знакомыми звеньями в цепи исламского терроризма, то акция Андерса Брейвика имеет совершенно иную подоплеку и в этом смысле может быть названа не только вехой, но и поворотным пунктом в истории Европы. Мы имеем дело с хладнокровно спланированным, точно подготовленным и идеологически обоснованным массовым убийством на праворадикальной почве.

Прецедент Брейвика крайне опасен. Его праворадикальные идеи защиты "белой Европы" имеют сотни тысяч и миллионы сторонников – от крайних до умеренных. Опросы общественного мнения в Европе показывают, что огромное число европейцев недовольно наплывом иммигрантов. Его радикальные идеи воспроизводятся на десятках и сотнях неонацистских, расистских сайтах. Не случайно и в Европе, и в России ультраправое подполье одобрило действия Брейвика. Не случайно праворадикальные партии добиваются все больших успехов на национальных выборах в Европе, и их представители заполняют европейский парламент.

Акция Брейвика стала закономерным итогом тенденций в общественной жизни Европы и мира:

- кризис идеи мультикультурализма, положенной несколько десятков лет назад в основу иммиграционной политики европейских стран;

- исламский террор, недовольство наплывом иммигрантов, возникающие культурные и экономические проблемы порождают праворадикальный контр-террор;

- широкое проникновение в общество шовинистических и расистских идей, наличие многочисленных неонацистских группировок служат питательной почвой для праворадикальных акций.

Таким образом, действия Брейвика стали предельным выражением общественных настроений и, в свою очередь, провоцируют их на еще больший радикализм. И этот радикализм продемонстрировали недавно беспрецедентные беспорядки в Англии. По сути дела, на улицы английских городов выплеснулась агрессия молодежи из бедных кварталов, которым нечем себя занять, которые ищут любого повода, чтобы покуражиться, сорвать злобу, весело и отчаянно провести время, да еще и пограбить. Толпа поджигала автомобили, грабила и мародерствовала, нападала на полицейских. Итоги нескольких дней шабаша впечатляющи: четыре жертвы, больше 400 арестованных, травмы получили 26 полицейских, десятки гражданских лиц. Это не считая материального ущерба, который оценивается в 100 млн. фунтов.

В последний раз погромы в Европе подобных масштабов имели место в Париже в конце октября 2005 г., когда в трансформаторной будке убило током двух подростков, которые якобы скрывались от преследующих их полицейских. Это произошло в северных пригородах города, в бедных кварталах, где живут в основном выходцы из Северной Африки.

В Тоттенхеме – районе, где проживают преимущественно этнические меньшинства, темнокожий пассажир машины в ответ на требование полицейских показать документы начал стрелять и был убит. Представители этнических меньшинств начали погромы, которые перекинулись на юг Лондона, в Бристоль, Манчестер, Ливерпуль и Бирмингем. Но показателен тот факт, что здесь уже их участники были отнюдь не только темнокожими. Из телевизионных новостей хорошо видно, что мародерствуют и многочисленные белые подростки в возрасте 14-16 лет.

Корреспондент Би-би-си привел показательные ответы двух девочек из южного Лондона, которые распивали украденное в разгромленном магазине вино. Они пребывали в эйфории: "Хорошо, здорово, мы им показали, на что способны!". При этом виновным в происходящем они называют богатых ("у кого есть свой магазин"), правительство "консерваторов… или кто там они, не знаю". На вопрос корреспондента, продолжатся ли беспорядки, они ответили: "Будем надеяться". Подросток из Манчестера объяснил свое воровство, тем, что все так поступают: "Все воруют, и я ворую… Тут и помладше нас ребята всю ночь орудуют, а мы что, рыжие, что ли?", также обвиняя в происходящем правительство. Он совершенно не боится наказания: "Что они могут сделать? Арестовали 10 человек? Мне наплевать, я буду грабить, пока меня не поймают".

И в этом плане западный "цивилизованный" мир вряд ли может подать хороший пример России, о чем нередко мечтают идеалисты либеральных убеждений. Люди, и особенно молодые, везде похожи. Агрессия может принимать самые разные формы – это и футбольного фанаты, и неонацисты, и просто бесцельно шатающиеся пьяные хулиганы, ищущие повода, чтобы подраться. Идеология нередко служит лишь формой выражения такой агрессии.

Искать какие-то сформулированные цели в агрессии, как у "рассерженной молодежи" в 50-х, студенческих беспорядках 70-х, четко ориентированных социальных протестах 80-х, вряд ли стоит. Группы подростков превращаются в неуправляемую толпу, которые начинают крушить все вокруг. И причины здесь – в общем состоянии умов, образования, воспитания, в общекультурном кризисе современного мира, в экономических кризисах, неуверенности в завтрашнем дне и отсутствии у людей смысла бытия.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «Межцивилизационные столкновения ложатся на общую почву бедности, отчаяния, скуки, агрессии, неподготовленности к беспорядкам властей и полиции, расширяясь и охватывая новые слои населения. И стихийными настроениями, по-видимому, умело пользуются в своих целях радикальные политические группы и организации – да и сами погромщики, возможно, уже сознают преимущества организованности. Остается учиться на допущенных ошибках, но прогресса в учебе пока не видно – ни в мире, ни в России.

Чтобы преодолеть эти явления и не допустить развития событий по самому худшему сценарию, надо всему обществу – властям, общественности, правозащитникам – встать на пути ксенофобии и нетерпимости, заложить в российское общество ростки уважения к личности, государству, труду. Толерантность требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации.

Этой задаче должен быть посвящен и Международный День толерантности, 16 ноября, и все последующие дни».