Версия для печати

Заявление в связи с антитаджикской истерией

Мы уже неоднократно обращали внимание общественности на тот факт, что российские граждане за рубежом нередко становятся объектом несправедливых преследований, а российский МИД и другие организации, призванные защищать наших соотечественников, прикладывают очень мало усилий по их защите.
 
В качестве примера приводилась история с двумя летчиками, гражданином России Владимиром Садовничим и Алексеем Руденко из Эстонии, которых таджикские власти обвинили в нарушении границы и контрабанде. Суд приговорил их по явно надуманному обвинению к 9 годам лишения свободы. По свидетельству друзей и родственников В.Садовничего, в ходе процесса российская сторона не предпринимала никаких усилий, чтобы помочь ему и другому летчику, работавшему на российскую авиакомпанию.
 
Уже после того, как был вынесен приговор и история получила широкую огласку, МИД объявил приговор "суровым и политически ангажированным", а обвинение - построенным на "домыслах и необоснованных предположениях". Россия стала предпринимать решительные действия в защиту летчиков.
 
И это радует: лучше поздно, чем никогда. Но инструментарий для защиты своих сограждан и отстаивания своего достоинства можно выбрать разный – и выбран был, кажется, наихудший.
 
Вместо того, чтобы через дипломатические каналы, политическое давление и возможные адресные экономические санкции воздействовать на власти Таджикистана, в качестве объекта мести были избраны таджики-гастарбайтеры, тысячи которых трудятся в России.
 
Все последние дни поступали похожие друг на друга пугающие сообщения: 
 
- глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко запретил таджикским гастарбайтерам работать в России, так как они являются главными разносчиками туберкулеза и СПИДа. Он привел данные, согласно которым за минувший год с территории РФ было выдворено 188 граждан Таджикистана, из них 40 – с заболеванием ВИЧ, 103 – с туберкулезом, остальные – с другими опасными инфекциями: "Каждый пятый из выдворенных из нашей страны иностранных граждан был представителем Таджикской Республики". При этом таджикский Минздрав утверждает, что за последние два года Душанбе официально получил из российских больниц только 11 таких извещений о выявлении туберкулеза у гастарбайтеров. Что же касается ВИЧ-инфекции, то по данным Минздрава Таджикистана, в республике вообще самый низкий уровень заболеваемости ВИЧ среди стран СНГ – 47 человек на 100 тыс. населения;
- сразу после вынесения приговора летчикам глава ФМС К.Ромодановский заявил, что таджики совершают больше преступлений, чем другие мигранты;
- российские власти обвиняют таджиков-гастарбайтеров, как основных поставщиков наркотрафика;
- Госдума начала готовить специальный визовый режим для таджиков;
 
- граждане Таджикистана, работающие в Москве, стали жаловаться на усилившееся давление правоохранительных органов в оперативный штаб помощи соотечественникам при таджикском посольстве. По словам одного из сотрудников посольства, "люди сообщают нам о том, что повсеместно идут рейды, наших граждан задерживают, доставляют в приемники-распределители, предупреждают, что будут депортировать";
- началась повсеместная высылка таджикских мигрантов из России, хотя данные о точном числе высланных разнятся: председатель общероссийского движения "Таджикские трудовые мигранты" Каромат Шарипов заявил, что только с 11 по 14 ноября из России выслали более 300 граждан Таджикистана. Он же утверждает, что на таджиков идет настоящая облава. По его словам, с 11 ноября только в Москве и области было задержано до 500 таджикских граждан. А президент Федерации мигрантов России Мухаммад Амин Маджумдер заявил, что, по его данным, российские власти готовятся в скором времени выслать еще несколько сотен граждан Таджикистана.
 
Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «Даже если предположить, что обвинения российских властей в адрес таджиков-гастарбайтеров отчасти справедливы, то можно задать резонный вопрос: а где власти были раньше? Почему они не ставили те же вопросы уже давно? И нет никаких сомнений, что как когда-то имели место гонения на грузин после осетино-грузинского конфликта, так и нынешнее начало гонений на таджиков имеет явно политизированный характер, и, конечно же, связано с делом российских летчиков».
 
Подобная реакция сомнительна с нравственной точки зрения: более чем миллион таджиков (по данным Миграционной службы Таджикистана, всего на территории РФ в данный момент проживает около 1 млн. 33 тысяч граждан Таджикистана), многие из которых честно работают, чтобы прокормить свои семьи, лишатся средств к существованию. Но в результате таких безответственных действий значительно пострадает и сама Россия. Например, все москвичи знают, какой чистой стала Москва благодаря таджикам. В Интернете уже появляются картинки под названием "Москва без таджиков", на которых изображены здания, заваленные мусором под самую крышу...
 
Таджикистан занимает серьезнейшее место в геополитических интересах России, являясь форпостом на пути наркотрафика из Афганистана в Россию. Ухудшение отношений с Таджикистаном (признаки чего уже появляются) очень осложнит положение России. В Таджикистане находятся российская военная база, военная космическая оптическая станция "Окно", деятельность которых может быть остановлена. Может последовать ответное выдавливание русских из Таджикистана, в результате чего республика имеет все возможности стать сферой радикального исламского влияния, что, опять же, плохо для России.
 
В конце концов антитаджикская истерия усиливает и без того запредельную ксенофобию, нетерпимость в российском обществе, играет на руку многочисленным национал-радикалам, политикам, бесстыдно играющим на теме шовинизма в период предвыборной кампании.
Интересы межгосударственного сотрудничества, интересы самой России требуют намного более мудрых и взвешенных подходов к защите своих соотечественников.
 
В итоге Владимир Садовничий и его эстонский коллега Алексей Руденко освобождены из-под стражи. Суд все же признал пилотов виновными по двум статьям – контрабанде и незаконном пересечении границы. Но, учитывая проходящую сейчас в Таджикистане амнистию и тот факт, что Садовничий и Руденко уже провели под стражей более полугода, их освободили прямо в зале суда.
 
Завершится ли после этого антитаджикская истерия в России и где гарантии, что подобные сомнительные и опасные методы не будут использованы снова? В любом другом удобном случае?