Версия для печати

Заявление в связи с беззакониями, допущенными при проведении митингов 4-7 декабря в Москве и других городах

Все мы недавно стали участниками или свидетелями массового митинга на Болотной площади 10 декабря против фальсификаций выборов. Суть происходящего и резко возросшая гражданская активность россиян сейчас является предметом анализа и острых дискуссий среди политиков, политологов. Обратим внимание на другой, не менее важный, аспект произошедших событий: как они были организованы.

Большое количество людей, собравшихся на Болотной площади и прилегающих территориях, участие в митинге самых разных политических сил, в т.ч. радикальных националистов, требовало четкой организации и взаимодействия правоохранительных органов. Возможны были любые провокации, которые могли бы, с учетом скученности людей, привести к самым непредсказуемым последствиям. И надо отметить, что полиция проявила себя должным образом, не мешая людям выражать свое мнение, подчас очень неприятное для властей и, вместе с тем, обеспечив безопасность людей и спокойное проведение митинга. Инцидентов практически не было, если не считать брошенной национал-радикалами дымовой шашки и попытки зажечь файеры, тут же пресеченные самими участниками митинга.

Однако не стоит забывать события, произошедшие несколькими днями  ранее, в Москве и в других городах – на предшествующих митингах и демонстрациях протеста против фальсификации на выборах. Можно спорить о том, оправданы ли действия некоторых участников митингов, изменивших их формат или место проведения, взамен согласованного с властями. Безусловно, надо стараться в любом случае следовать закону. Но, к сожалению, порой сами власти провоцируют митингующих, под разными предлогами лишая их конституционной возможности выразить свою волю. Так, омбудсмен Самарской области И.Скупова, критикуя действия властей по разгону несогласованного мероприятия, считает, что «изменение формата мероприятия было вызвано не только послевыборными настроениями отдельных групп населения, но и регулярными надуманными предлогами различных органов власти для отказов согласования митингов, что совершенно естественно воспринимается населением как препятствия в выражении общественного мнения».  В итоге граждански активное население прибегает к формально незаконным способам выражения своего мнения, а полиция – к жесткому, а часто и непропорционально жесткому разгону митингов и демонстраций. Причем во многих случаях жесткость полиции не оправдана никакими причинами, даже незаконными формами проведения акций протеста.

Ярче всего эти печальные факты проявились в Москве 4-7 декабря, в частности, в событиях на Триумфальной площади. Многочисленные участники акций свидетельствуют, как полицейские избивали митингующих, волокли их по асфальту, бросали в скученные автозаки. Стражи порядки не разбирались, кто есть кто, и хватали всех подряд – и активных оппозиционеров, и журналистов, освещающих митинг. В частности, был жестоко избит журналист "Коммерсанта" Александр Черных. На журналистское удостоверение, представленное Боженой Рынской, также не обратили внимания; ее погрузили в автозак и два часа возили по городу с другими задержанными. Корреспондент сайта Forbes Алексей Каменский был также задержан полицией, несмотря на наличие служебного удостоверения; в ОВД ему стало плохо, и за ним прибыла машина скорой помощи.

Задерживали, избивали и других журналистов, о чем сделал специальное заявление Союз журналистов России: "Массовые задержания и избиения журналистов, выполнявших свои профессиональные обязанности во время проходящих в Москве акций протеста оппозиции, считаем попыткой заткнуть обществу рот, запугать его, продемонстрировав силу и возможность открыто и безнаказанно нарушать закон".

Большой шум вызвала история задержания Федора Амирова, известного молодого пианиста, который пришел на митинг со своим другом. Ему присудили 10 суток административного ареста, и только вмешательство общественности, ходатайство крупнейших музыкальных организаций и союзов заставило власти отпустить его через четыре дня. По сообщению прессы, известному актеру Алексею Девотченко при задержании сломали руку. Людей задерживали только за то, что они оказывались в непосредственной близости от площади, всех подряд заталкивая в автозаки, не представляясь и не объясняя причин.  

Подобное же происходило в других городах. Налицо явное беззаконие властей – причем беззаконие, которое угрожало жизни и здоровью людей. СМИ сообщают о 17 обращениях к врачам скорой помощи и госпитализации девяти протестовавших.

Глава организации  Human Rights Watch по Европе и Средней Азии Хью Уильямсон призвал российские власти к скорейшему освобождению задержанных участников митингов и заявил, что "задержания участников мирных акций протеста и заключение их под арест едва ли говорит в пользу правительства. Это неприемлемо в демократическом обществе». Организация Amnesty International заявила о неправомерном обращении полицейских с задержанными. Власти Британии порекомендовали своим гражданам всячески избегать мест массового скопления людей и политических демонстраций.

Вызывает возмущение факт отчисления из вуза пятикурсника Мурманского государственного технического университета Антона Костерина, который в одиночку пикетировал администрацию Мурманской области в связи с фальсификациями на выборах. В Рязани  журналист, член партии "Яблоко" Константин Смирнов был арестован решением суда на семь суток якобы за оказание сопротивления сотрудникам полиции. Однако на предоставленной видеозаписи задержания Смирнова видно, что никакого сопротивления полиции он не оказывал, но суд не принял это в качестве доказательства невиновности Смирнова.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «Все эти события не только в очередной раз позорят нашу страну (а многие задержанные до сих пор находятся под административным арестом), но являются прямым нарушением закона. В условиях острой политической ситуации подобное беззаконие может стать катализатором очень опасных явлений. Необходимо тщательно разобраться с беззаконием, допущенным правоохранительными и судебными органами 4-7 декабря и строго наказать виновных. Московское бюро по правам человека требует от Генерального прокурора Юрия Чайки в оперативном порядке дать оценку этому произволу».