Версия для печати

Заявление в связи с предложением Президента РФ о создании Общественного телевидения

Озвученное в президентском послании Федеральному собранию предложение об Общественном телевидении не является чем-то новым и неожиданным, но этот факт не делает предложение менее важным.

В последние недели споры об Общественном телевидении вспыхнули с новой силой, в связи с событиями после думских выборов. В Москве, Санкт-Петербурге, крупных городах прошли митинги с требованиями пересмотра результатов выборов. Одна из претензий митингующих справедливо заключалась в том, что на двух официальных  государственных каналах, хотя там и транслировались партийные дебаты, но оппозиционные деятели и партии присутствовали в дозированном виде.

Известно, что основной и наиболее популярный поставщик новостей для большей части российского населения – именно эти два телевизионных канала. Все остальные СМИ, включая печатные и электронные, пользуются гораздо меньшим спросом. В результате население получает информацию однобокую, в последние годы в новостных блоках преобладает оптимистически-слащавая риторика, близкая к советской. Остальные же телевизионные программы представляют собой по большей части ток-шоу и сериалы, о высоком качестве которых говорить не приходится.

В стране, которая строит демократическое общество, необходимо телевидение, которое отражало бы все точки зрения в этом обществе, а  не служило бы исключительно пропагандистским целям властей. «Я предлагаю в ближайшее время решить вопрос о создании общественного телевидения. Возможно, на базе одного из существующих федеральных каналов. В этом случае ни один из владельцев этого нового средства массовой информации не должен иметь определяющего влияния на принятие любых решений - ни государство, ни частный владелец. Уверен, что такое общественное телевидение может сделать нашу информационную среду более конкурентной и, соответственно, более интересной», - отмечалось в послании.

Президент указал только на один необходимый элемент функционирования Общественного телевидения: ни один из его владельцев не должен иметь определяющего влияния на политику канала. Но Общественное телевидение – достаточно сложный инструмент, и в разных странах его функционирование определяется строгими законодательными нормами. Согласно "Пояснительной записке к Типовому закону об общественном вещании", разработанному ЮНЕСКО и Международным союзом электросвязи в марте 1998 г., общественным следует считать вещание: а) предназначенное для общества, б) финансируемое обществом, в) контролируемое обществом. Обычно редакция общественного телевидения в западных странах подчиняется специальному совету, который представляет желания зрителей – граждан страны. Чтобы программная политика была неподконтрольна властям или коммерческим интересам, регламентируется особый порядок финансирования: по защищенной статье бюджета, или из повсеместного налога, собираемого с граждан. Общественное телевидение есть в Великобритании, Германии, Франции, скандинавских странах, странах Северной и Южной Америки, Австралии – всего более чем в 40 странах мира.

Конкретные механизмы устройства и финансирования Общественного телевидения в разных странах отличаются, и России придется выбрать наиболее оптимальную для себя модель с учетом самых разных факторов. Несомненно, на этом пути возникнут сложности и конфликты, которые неизбежно имеют место даже в странах, где идея Общественного телевидения реализовалась наиболее успешно: так, несколько лет назад группа английских граждан обвинила корпорацию Би-Би-Си в обслуживании интересов государства, а не граждан.

В России реализация идеи Общественного телевидения столкнется с еще большими трудностями, которые обусловлены многолетней цензурой и самоцензурой, отсутствием истинных традиций свободного телевещания и ответственности телекомпаний. И не случайно даже граждане, которые горячо поддерживают эту идею, высказывают некоторые опасения. В самом деле, напрашивается целый ряд вопросов:

– Не будут ли на новом телевидении работать те же люди, которые работали на прежних официозных каналах и просто не привыкли к другому роду работы, без оглядки на "высокое" начальство?

– Не будет ли оказываться давление властей уже на новое телевидение посредством финансовых или кадровых инструментов?

– Как будет формироваться совет Общественного телевидения, определяющий сетку вещания? Известно, что идея создания общественных советов предлагалась уже давно и всегда упиралась в идеологические и эстетические разногласия различных общественных сил.

- Как будет формироваться сам бюджет Общественного телевидения, требующего серьезных затрат, и будет ли он свободен от рисков коррупционных составляющих?

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «Все эти вопросы очень серьезны, но их неизбежно придется решать, поскольку сама идея Общественного телевидения назрела уже давно, и внедрение ее является необходимым шагом для формирования подлинно гражданского общества в России».