Версия для печати

Заявление в связи с первым приговором по делу о массовом убийстве в станице Кущевской

Спустя год после того, как вся Россия была взбудоражена сообщениями о чудовищном преступлении в станице Кущевской (Краснодарский край), вынесен первый приговор одному из подсудимых.

Напомним, что станица Кущевская Краснодарского края стала печально известной на всю страну после того, как в ноябре 2010 г. там было совершено жестокое убийство 12 человек в доме семьи Аметовых. Среди убитых были хозяин дома – фермер, его супруга, невестка и внучка, двое соседей, а также гости из Ростова-на-Дону – финансовый директор ОАО "Астон" Владимир Мироненко, его жена, две дочери и тесть с тещей.

На примере Кущевки всем стало понятно, что целые районы в стране живут в страхе перед бандитскими группировками и в "доле" участвуют все: районные власти, милиция, прокуратура.

Выяснилось, что банда Цапко, обвиняемая в убийстве, жестоко и безнаказанно правила в станице уже много лет, отнимала земли у фермеров, совершила немало убийств и ранее. В частности, первый приговоренный, Андрей Быков, до этого убил четырех человек. Все знали, какие порядки царят в станице. Убийства, избиения, изнасилования оставались безнаказанными, несмотря на то, что о банде уже давно писали.

Банда закрепила за собой в станице "право первой брачной ночи"; бандиты насиловали студенток десятками каждый год. Ольга Богачева девять лет назад потеряла мужа и сына, их убили на пороге собственного дома. Фермер Николай Гордик лишился предприятия, переписал его на подставных лиц, опасаясь за жизнь родных. Маму Евгения Юшко посадили в тюрьму после того, как она публично обвинила банду Цапко в массовых изнасилованиях студенток. На ферме самого Цапко жили рабы из Украины, а местные крестьяне были на положении крепостных.

Милиции все эти ужасы были известны, но она была либо "прикормлена", либо просто боялась связываться с бандитами. Не случайно для расследования дела прислали специальную бригаду из Москвы. И не случайно многие считают, что у Цапко были влиятельные покровители во властных структурах (не считая того, что его ближайший подельник сам был депутатом местного совета). Никто из них не оказался на скамье подсудимых, разве что сменили начальника ГУВД края, и лишился погон начальник районного отдела милиции. Завели дело только на единственного милиционера Кущевской, подполковника Ходыча, про которого говорили, что его служащие косили коноплю вместе с бандитами (!), а сам он вместе с Цапко занимался рейдерскими захватами, контролировал нелегальный рынок нефтепродуктов.

Атмосфера преступности, коррупции и безнаказанности характерна не только для отдельно взятой станицы Кубани, но и для всего края. Не случайно в ноябре в Москву приехал целый автобус с жителями Кубани – из Краснодара, Сочи, Новороссийска, Анапы, Тимашевска, Славянского, Кавказского, чтобы на пресс-конференции поведать  о рейдерстве, коррупции, фальсификации уголовных дел у них на родине. Участники пресс-конференции рассказали, на примере своих конкретных бед, что «Краснодарский край погряз в коррупции и лжи органов государственной власти… Трагедия в станице Кущевской – вспоротый нарыв на теле региона, но это лишь один из случаев, который получил широкую общественную огласку и вызвал некоторую реакцию». После пресс-конференции южане устроили пикет с требованиями отставки губернатора, прокурора и начальника ГУВД Краснодарского края.

Но конечно же, подобная обстановка не ограничивается одним Краснодарским краем. После событий в Кущевской название станицы для жителей многих регионов стало символом беспредела, царящего в их родных местах, а страницы газет запестрели названиями "Новая Кущевка".

Так, по сообщениям из Ставропольского края, руководитель администрации Шпаковского района лишает колхозников земель, переоформляя их на сына и жену. Сын главы администрации, ранее судимый за крупное мошенничество, стал одним из крупнейших землевладельцев края. Сотрудники ГУВД откровенно саботируют ход расследования и покрывают преступников. Жители края написали открытое письмо главе СКП А.Бастрыкину, в котором говорится о «необходимости недопущения повторения кущевских событий».

Пресса сообщает о беспределе  в Тюмени, когда адвокат  (и, что характерно, бывший майор милиции) Рахматуллин стал отнимать земли у местных фермеров, откровенно их предупреждая: "Даже не рыпайтесь, там все схвачено!". В самом деле, любые жалобы фермеров где-то теряются: ничего удивительного в этом нет, поскольку руководитель Управления Федеральной регистрационной службы, занимающейся вопросом  юридического оформления земель – тоже бывший правоохранитель, ранее работавший с Рахматуллиным. Корреспондент "Комсомольской правды", рассказавший об этих событиях, охарактеризовал складывающуюся ситуацию как зарождение "новых станиц кущевских".

О бесчинствах правоохранителей и криминала в Гусь-Хрустальном и Александрове Владимирской области неоднократно писали СМИ, но воз и ныне там.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «И это только немногие примеры синдрома "кущевской" в разных регионах страны. Властным структурам, правоохранительным органам, всему обществу надо принимать радикальные меры, чтобы вся страна не превратилась в одну большую станицу Кущевскую».