Версия для печати

Заключение на заявление МИД РФ в связи с утверждением бюджета военного ведомства США на 2012 г.

МИД России выступил с заявлением, что новое законодательство США в сфере противодействия терроризму не соответствует международным нормам и сулит негативные международные последствия.

Недовольство наших дипломатов вызвали положения, содержащиеся в подписанном президентом США Бараком Обамой закона о бюджете Пентагона на 2012 г. По мнению наших дипломатов, суть нововведений закона состоит в том, что соответствующие федеральные ведомства и гражданские суды США фактически отстраняются от выполнения процессуальных действий с лицами, подозреваемыми в терроризме, в частности, в связях с "Аль-Каидой". Полномочия в этих случаях фактически передаются военным трибунала и тюремным комиссиям. Российские дипломаты полагают, что эти положения закона и расширительные его толкования могут привести к достаточно негативным последствиям: наделенные новыми правами, военные могут на свое усмотрение арестовывать подозреваемых в терроризме, по существу, в любой точке земного шара и бессрочно подвергнуть заключению. По сути, судебную власть будут осуществлять "военно-полевые" трибуналы и тюремные комиссии, а не конституционные органы юстиции. В этом случае могут возобладать субъективность подхода и некомпетентность, в результате чего люди (как американские граждане, так и граждане других стран) могут подвергнуться беззаконию  и пострадать, будучи обвиненными по ошибке.

Новое законодательство уже подвергли резкой критике американские и международные правозащитные организации.

Указанные положения закона фактически представляют собой законодательное оформление двух поправок, внесенных администрацией Обамы в законопроект по бюджету и вызвавших серьезную дискуссию в Конгрессе, и одновременно отражают политическое противостояние демократов и республиканцев. По сути дела, они были связаны с желанием администрации закрыть тюрьму в Гуантанамо и поправками к бюджету обеспечить соответствующее финансирование и законодательную базу. О незаконности внесудебного содержания заключенных в Гуантанамо уже много лет говорят как ряд официальных лиц в США, так и американские, и международные правозащитные организации. Нельзя не признать, что президент Обама настойчиво стремится выполнить свое обещание о закрытии тюрьмы, но это решение наталкивается на ряд серьезных вопросов, в т.ч. относительно будущей  судьбы почти 180 чел., находящихся в Гуантанамо и подозреваемых в терроризме.

После ожесточенных дискуссий в конгрессе поправки были включены в закон о бюджете в компромиссном варианте. Ранее Белый дом заявлял о том, что неприемлемо содержать американских граждан в военных тюрьмах на территории страны, однако соглашался с тем, что отсутствие такого законодательного разрешения существенно тормозит процесс расформирования тюрьмы в Гуантанамо. С принятой поправкой созданы предпосылки для разрешения этой проблемы. Критика закона в части перехода к "военно-полевым судам" представляется не совсем справедливой: согласно закону, генпрокурор и глава Минобороны США могут принять совместное решение о том, кто будет рассматривать дело обвиняемого в терроризме: гражданский суд или военный трибунал. Но, разумеется, нельзя не признать, что подобные нормы несут в себе потенциальную опасность, и в этом критики правы.