Версия для печати

Заявление в связи с завершением президентских выборов в Туркменистане

В результате завершившихся президентских выборов в Туркменистане президентом вновь избран ныне действующий президент Гурбангулы Бердымухамедов, набравший 97% голосов. Явка избирателей составила более 96% голосов.

В череде выборных марафонов, происходящих в республиках бывшего СНГ, выборы в Туркменистане занимали особое место в связи с особенностями исторического развития этой республики в постсоветское время.

В течение более чем 20 лет бессменным президентом (получившим статус пожизненного президента) Туркмении был Сапармурат Ниязов. В годы его правления президенту не только принадлежала абсолютная власть в жесткой системе вертикального управления государством, но и массированная пропаганда приписывала ему чуть ли не божественные черты. Статус Президента в Туркмении сильно напоминал статус руководителей Северной Кореи.

После кончины С.Ниязова в 2006 г. казалось, что наступает оттепель – обстановка в республике несколько либерализовалась. Однако новый президент постепенно восстанавливает абсолютную власть, объявив о продолжении прежнего "Золотого века туркмен" эпохой "Великого возрождения". Явно ущемляется в республике и многочисленное русскоязычное население: так, на русских непрерывно оказывается давление с требованием отказаться от двойного гражданства в пользу одного – туркменского.

В нынешних президентских выборах Г.Бердымухамедов баллотировался на второй срок; на предыдущих выборах он набрал около 90% голосов. По мнению местных правозащитников, состоявшуюся процедуру уместнее было бы назвать не выборами, а имитацией выборов, и честнее было бы просто «проголосовать за продление срока Бердымухамедова». Они напоминают, что судьба всех конкурентов Бердымухамедова на предыдущих выборах оказалась довольно печальна: из них только один был отправлен на пенсию, остальные оказались в тюрьме или были уволены с работы.

Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ отказалось послать своих наблюдателей на выборы, «не находя это полезным» на том основании, что в Туркмении «по-прежнему нарушаются основные свободы и сложившаяся ситуация ограничивает свободный выбор политических альтернатив». Были посланы лишь четыре технических эксперта, которые должны были составить личные впечатления о выборах и помочь ашхабадскому Центру ОБСЕ в составлении отчета.

В результате, помимо 2,5 тысяч местных наблюдателей, международный мониторинг выборов осуществляла Миссия наблюдателей от СНГ в составе 63 человек. Уже в самом начале своей работы она определила выборы как "свободные и демократические". По мнению наблюдателей, «мероприятия в рамках избирательной кампании проходили в спокойной обстановке», «при подготовке к выборам был обеспечен высокий уровень организации и слаженность в работе избирательных комиссий», «процедуры выдвижения и регистрации кандидатов в президенты проходили в соответствии с законом». Таким же был и заключительный вывод о ходе выборов: как заявил исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев, "выборы президента Туркменистана проходят организованно, в праздничной обстановке". Никаких нарушений наблюдатели не зафиксировали, никаких жалоб тоже не поступало. Выводы С.Лебедева подтвердила делегация российской Государственной Думы, также не зафиксировавшая нарушений.

Вместе с тем, по рассказам голосовавших, на участках повсеместно сохранилась практика семейного голосования, когда один человек голосует за всех членов семьи, – что есть очевидное нарушение закона. Поскольку члены избирательных комиссий отвечают за явку, то они всегда одобряют такой порядок голосования. Выдача бюллетеней никак не контролировалась, а фотографировать участки журналистам запрещали, хотя в законе такого запрета нет.

Что касается предвыборной агитации, то по телевизионным каналам ведущие накануне единодушно призывали голосовать за действующего президента.

По мнению директора Международного института политической экспертизы (МИПЭ) Евгения Минченко, «власти Туркменистана, пытаясь при помощи псевдоконкурентных выборов создать за рубежом видимость демократических преобразований в стране, приняли все меры для того, чтобы в политическом режиме ничего, по сути, не изменилось». В представленном МИПЭ докладе отмечено, что «за первые пять лет своего президентства Гурбангулы Бердымухамедов отказался лишь от наиболее гротескных черт прежнего режима. Вопреки обещаниям либерализации в стране на деле произошло усиление авторитаризма и репрессивной политики».