Версия для печати

Заключение на ежегодный доклад российского омбудсмена В.Лукина на положение с правами человека в РФ в 2011 г.

Предвыборные общественные потрясения конца 2011– начала 2012 гг. не могли не найти отражения в ежегодном отчетном докладе российского омбудсмена В.Лукина. И весьма примечательно, что автор доклада отчетливо выделил их, хотя прямо и не коснулся декабрьских митингов: уже введение начинается с недвусмысленно позитивной характеристики общественных настроений. В.Лукин указывает на "заметно возросший общественный запрос на реализацию конституционного права граждан на участие в управлении делами своего государства". Мало того, автор доклада видит серьезные перспективы в усилившейся гражданской активности россиян и полагает, что Уполномоченному в будущем году придется уделить повышенное внимание " вопросам реализации основных конституционных прав – на равенство перед законом и судом, на достоинство и неприкосновенность частной жизни, на свободу совести, мысли и слова, на объединения и собрания, в конечном счете, на участие в управлении делами государства". И в этом он, несомненно, прав – только с либерализацией политической жизни страны, реализацией в полной мере политических прав граждан возможны подлинные социальные и экономические изменения. 
 
Омбудсмен указывает, что попытки проверить жалобы на фальсификации в ходе выборов, в частности, организацию "каруселей", встретили резкое противодействие. В частности, в ответ на запрос В.Лукина о получении копии протоколов об итогах голосования в Москве и копии списков избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям, Мосизбирком его просьбу «категорически отклонил», сообщив, что рассматривает ее как «попытку недопустимого вмешательства в свою деятельность». В декабре омбудсмен пожаловался на МГИК в прокуратуру Москвы, но ответа, по его словам, еще не получил.

Видимо, омбудсмену приходится тщательно подбирать словесную форму выражения своего несогласия с властными  структурами, однако его оценка событий последних месяцев однозначна: по мнению омбудсмена, в ответ на «взросление нашего общества» и «подъем общественной активности» власти проявили «повышенно нервную реакцию».  
 
Переходя к общим оценкам ситуации с правами человека в стране, автор приводит сравнительные цифры жалоб, поступивших из разных регионов, сразу отметив, что "отчетный год вполне может считаться среднестатистическим. Общее количество жалоб осталось на уровне последних лет". Больше всех жалоб поступало из Центрального и Приволжского федеральных округов (соответственно, 31,5% и 18,3% от общего количества). Любопытно, что чуть ли не наименьшее количество жалоб (5,5%) поступило из Северо-Кавказского федерального округа (меньше поступило только из Дальневосточного федерального округа – 4,2%) , который в криминальном и социально-экономическом отношении считается наиболее неблагополучным. Отчасти объяснить это можно, по-видимому, страхом граждан перед репрессиями местных властей за жалобы в центр. Среди субъектов Российской Федерации по количеству жалоб на 100 тысяч человек населения лидирует Чукотский автономный округ (36).

Как и в прошлом году, наибольшее количество жалоб (57,7% от их общего количества) было посвящено нарушению личных (гражданских) прав и свобод, хотя их доля и уменьшилась на 5,8%. Заметно увеличилось количество жалоб на уровень жизни и здоровья (на 7,3%). Практически не изменилось количество жалоб на нарушение политических прав и свобод в отчетном году (по отношению к общему количеству жалоб), но как отмечает автор доклада, "внутри этой категории на 10,5% возросло количество жалоб на нарушение права на обращение". 

Очень резко снизилась доля жалоб на нарушение права на образование (на 25,1%), но она по-прежнему составляет значительную часть (61,9%) от жалоб на нарушение культурных прав.  

Существенно возросло (почти в два раза – с 5,05% в 2010 г. до 9.9% в 2011 г.) количество дел, по которым Уполномоченному удалось добиться полного восстановления прав заявителей.

Далее В.Лукин проанализировал обращения, в связи с которыми Уполномоченному пришлось отстаивать права россиян в конкретных сферах социально-политической, экономической, культурной жизни. В этом плане доклад технически не отличается от докладов предыдущих лет. В разделах "Право на неприкосновенность частной жизни", "Право на собственность", об обеспечении жильем, медицинской помощью и многих других разделах Уполномоченный приводит различные примеры обращений граждан и результаты их рассмотрения. Среди ряда разделов особое внимание привлекает раздел "Право на свободу и личную неприкосновенность", где Уполномоченный опять возвращается к событиям последних месяцев 2011 г., когда имели место много несанкционированных митингов, люди подвергались задержаниям и арестам, возникло немало непростых юридических коллизий. 

В частности, описывая историю с административным арестом У. в октябре 2011 г. и последующими судебными процессами над У., В.Лукин, несомненно, имеет в виду С.Удальцова, одного из лидеров несистемной оппозиции, некоторые меры в отношении которого омбудсмен считает незаконными.

  В.Лукин ратует за сокращение числа арестов и считает необходимым упростить механизм применения альтернативных мер пресечения. Для этого он предлагает законодательно предусмотреть норму о приоритете личного поручительства, если поручитель сам явился в суд, или залога, если залог уже внесен.
  
Автор доклада отмечает возросшие потребности граждан в своей официальной национальной идентификации. После того, как из основных документов были изъяты графы о национальной принадлежности, к омбудсмену стали поступать обращения с просьбой восстановить "историческую справедливость". Так, к В.Лукину обратилась жительница г.Партизанска Приморского края, с просьбой восстановить «историческую справедливость» и официально признать ее немкой, которой она себя ощущает, будучи дочерью немки. Разобравшись в ситуации, В.Лукин пришел к выводу о сложной юридически-нравственной коллизии: для "официального документирования сугубо личного выбора граждан пришлось бы вносить в паспорта также сведения об их вероисповедании,  политических взглядах, или, например, об их сексуальной ориентации, и любые другие характеристики, являющиеся результатом личного выбора. С другой стороны, как быть, если фиксация национальной принадлежности российского гражданина может иметь для него правовые последствия?"

Существенны и другие юридические вопросы, поднимаемые В.Лукиным, на основании разбирающихся обращений. В частности, омбудсмен отмечает, что "важно определить сами понятия «традиционный образ жизни» и «традиционная хозяйственная деятельность» применительно к коренным малочисленным народам, поскольку может возникнуть конфликт между самоидентификацией граждан и внешними критериями принадлежности к таковым народам, что, в свою очередь, может отразиться на распределении соответствующих льгот и преференций.

На основе анализа  некоторых социальных экспериментов омбудсмен пришел к выводу об их целесообразности, или, наоборот, нецелесообразности. Так, Уполномоченный "еще больше утвердился в своем мнении о том, что получение «Паспорта здоровья школьника», как и любых других подобных документов, допустимо только на строго добровольной основе. А отказ от их получения не должен быть сопряжен с какими-либо санкциями в отношении ребенка".
 
В.Лукин еще не раз обращается, прямо или косвенно, к событиям последних месяцев и демонстрирует свою позицию. Так, рассматривая обращение ассоциации "Голос", которую приговорили  к штрафу в 30 тысяч рублей на основании жалобы председателя Центризбиркома Владимира Чурова в Генпрокуратуру, В.Лукин выражает несогласие с обвинением "Голоса" в деятельности, направленной против «одной из партий», под которой, очевидно, подразумевалась "Единая Россия". 

Кроме того, В.Лукин вступился за проект «Гражданин наблюдатель», на который также поступила жалоба В.Чурова и отметил, что «рассматривает указанный общественный проект как весьма интересную и продуктивную попытку независимого контроля за выборами, достойную одобрения и поддержки».

В целом представляется, что в докладе всесторонне освещены многочисленные случаи нарушения прав человека и усилия Уполномоченного и его аппарата по защите этих прав. Но еще более важными представляются конкретные и содержательные выводы В.Лукина, его предложения в плане совершенствования правовой защиты граждан, законодательной системы, которые требуют внимательного анализа и оценки властными структурами, профессиональными юристами, институтами гражданского общества и правозащитниками.