Версия для печати

Заявление в связи с усилением террористической деятельности в ряде северо-кавказских республик

Северный Кавказ становится хронической болевой точкой в Российской Федерации, вопреки многолетним уверениям властей, что ситуация находится под полным контролем и неизменно улучшается.

В самом деле, с известной долей уверенности можно говорить лишь об улучшении ситуации в Чечне, к которой было приковано особое внимание на протяжении последних 15 лет. В настоящее время количество преступлений в Чечне сократилось, республика восстанавливается. И несмотря на то, что этот результат достигнут прежде всего за счет гигантских финансовых вливаний из центра, несмотря на все еще имеющиеся серьезные проблемы, в частности, с соблюдением прав человека, ситуация в Чечне явно изменилась к лучшему.

Можно утверждать и об определенных экономических успехах применительно к Северному Кавказу в целом. Так, в регионе удалось запустить программу госгарантий по приоритетным инвестпроектам, которая уже вызвала интерес иностранных компаний к вложениям в регион. Однако это не отменяет общего бедственного положения в регионе, где высок уровень коррупции, безработицы. И главное – остается высоким уровень террористической активности в округе.

При этом распределение террористической активности происходит неравномерно. Общие цифры обнадеживают: по данным информагентства "Кавказский узел", общая численность жертв вооруженных конфликтов на Северном Кавказе в прошлом году снизилась примерно на четверть по сравнению с 2010 г. (хотя число погибших практически не изменилось), число терактов снизилось в полтора раза. Силовики сумели подавить вспышку террористической активности в Кабардино-Балкарии. Заметное снижение напряженности наблюдалось в Ингушетии, где численность жертв сократилась втрое, Северной Осетии и Ставропольском крае. Но, к сожалению, речь здесь может идти только о смещении центра террористической активности – отчасти в Кабардино-Балкарию и, прежде всего, в Дагестан.

Несмотря на активную деятельность силовиков в Дагестане, где за последнее время были уничтожены несколько влиятельных фигур в бандитско-террористической иерархии, изменить ситуацию к лучшему не удается. В республике регулярно совершаются убийства знаковых общественных фигур – журналистов, политических деятелей, священнослужителей. Так, за последнее время были убиты начальник управления по информационной политике и пресс-службы главы Дагестана Гарун Курбанов, основатель независимой махачкалинской газеты «Черновик» Хаджимурат Камалов, глава администрации с.Чувек Хивского района Салман Алаев, авторитетный исламский проповедник Ахмед Османов. И это лишь малая часть убийств в республике.

В 2010-2011 гг. резко возросло количество террористических актов, в т.ч. с участием террористов-смертников. Только в 2011 г. из крупных террористических актов в Дагестане можно отметить следующие:

- В январе неизвестные подорвали автомобиль возле кафе "Караван" на окраине Хасавюрта. В результате происшествия четыре человека погибли и шестеро пострадали.

- В феврале двойной теракт произошел в с.Губден. Смертница, опознанная как Мария Хорошева, находившаяся в розыске в связи со взрывом в московской гостинице 31 декабря, подорвала себя у поселкового отделения милиции. Второй взрыв прогремел чуть позднее на въездном посту. Бомбу, по данным республиканского МВД, также привел в действие смертник. В результате двойного теракта три человека погибли, и, по меньшей мере, 25 человек были госпитализированы.

- В августе двойной взрыв произошел в гипермаркете в Махачкале. В результате взрывов 18 человек получили повреждения различной степени тяжести, в т.ч. были ранены трое малолетних детей и один сотрудник полиции.

- В сентябре в центре Махачкалы прогремели два взрыва, в результате которых один человек погиб, и десятки обратились за медицинской помощью.

К сожалению, активная работа силовиков порождает ответное насилие. Буквально на днях стало известно, что в Дагестане подорвавшая себя в при въезде в с.Карабудахкент смертница, в результате чего погибли пятеро и ранены двое полицейских, была вдовой ликвидированного в феврале 2011 г. главаря каспийской диверсионно-террористической группы Заура Загирова.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «Замкнутый круг насилия можно преодолеть не только и не столько силовыми методами (хотя без них, разумеется, не обойтись), сколько мобилизацией всего экономического, социального потенциала республик Северного Кавказа и Федерального центра, проведением масштабных реформ в сфере политики, правосудия, экономики, напряженной целенаправленной работой по снижению безработицы, искоренению коррупции, резкого имущественного неравенства граждан, развитию программ в сфере культуры и образования. Только тогда возникнет доверие основной массы населения к власти, и начнет исчезать питательная среда для террористической деятельности».