Версия для печати

Заявление в связи с делом С.Магнитского

Дело Сергея Магнитского получило новый виток и представляется уже не только трагически-скандальным, но и довольно необычным в юридической практике.

Напомним, что в начале октября 2008 г. СК при МВД РФ предъявил обвинение в уклонении от уплаты налогов на сумму более 500 млн. рублей 37-летнему юристу Сергею Магнитскому, руководителю отдела налогов и аудита в британской фирме Firestone Duncan, оказывавшей юридические услуги фонду Hermitage Capital.

24 ноября 2008 г. С.Магнитский был помещен в СИЗО "Матросская тишина" и заявил, что его уголовное дело является местью за показания о возможной причастности сотрудников правоохранительных органов к хищению бюджетных средств в размере 4,5 млрд. рублей.

16 ноября 2009 г. С.Магнитский скончался. По официальной версии, причиной его смерти стала острая сердечно-сосудистая недостаточность. Родственники Магнитского обвинили тюремных врачей, не оказавших заключенному своевременную медицинскую помощь. Правозащитники считают, что юриста забили насмерть сотрудники правоохранительных органов, которых он обвинял в мошенничестве, а врачи не оказали помощь сознательно.

После смерти юриста дело в отношении него было прекращено. Однако в июле 2011 г. Конституционный суд РФ отменил нормы Уголовно-процессуального кодекса, позволявшие следствию и судам прекращать уголовные дела в связи со смертью подозреваемых и обвиняемых без согласия их родственников. В конце августа 2011 г. расследование возобновили по заявлению Генпрокуратуры. Следователи пояснили это позицией вдовы и матери погибшего, которые отказались дать согласие на прекращение уголовного дела, требуя реабилитации С.Магнитского. Сами же родственники Магнитского, по сообщениям прессы, были возмущены беспрецедентным решением российских властей судить умершего человека.

В итоге Следственный департамент МВД России завершил расследование дела, и как заявил замглавы следственного департамента министерства Александр Ягодин, покойный С.Магнитский "не вскрывал и не выявлял никаких коррупционных скандалов", а сам участвовал в махинациях с налоговыми декларациями, благодаря чему, по версии следствия, вывел из-под уплаты налогов сотни миллионов рублей. Суд должен окончательно признать виновность или невиновность С.Магнитского, но дело может быть прекращено по заявлению близких покойного. Однако, как утверждают в МВД, они не требуют прекращения дела.

Дело С.Магнитского получило огромный международный резонанс. Десяткам российских чиновников, обвиненных в причастности к делу С.Магнитского, американские власти запретили въезд в США. Страны ЕС также призвали принять санкции в отношении шестидесяти российских чиновников, причастных к делу Магнитского: рекомендуемые санкции включают запрет на въезд в страны Евросоюза, а также арест банковских счетов и иных активов этих чиновников. В свою очередь, российские власти и законодатели обвинили западные страны во вмешательстве во внутренние дела.

В настоящий момент С.Магнитский может быть обвинен посмертно, в связи с чем уже поступают очередные протесты. Американский Госдепартамент осудил возобновление дела: "Продолжение уголовного преследования Сергея Магнитского не служит никакой другой цели, кроме как отвлечь внимание от обстоятельств этого трагического дела".

Таким образом, в "деле Магнитского" фактически сосуществуют три разных дела, окончательных выводов по которым пока нет:

1. Обвинение, выдвинутое С.Магнитскому в отмывании денег и хищении сотен миллионов рублей, которое и должно быть окончательно разрешено после передачи дела в суд.

2. Дело о смерти С.Магнитского, вследствие которой дело и получило свою печальную известность. Обвиняемыми по нему проходят врач СИЗО Лариса Литвинова и ее непосредственный начальник Дмитрий Кратов.

3. Обвинение, выдвинутое С.Магнитским в адрес следователей МВД о краже из бюджета 4,5 млрд. рублей. В отношении инициировавшего дело С.Магнитского подполковника милиции Артёма Кузнецова проводится проверка в департаменте собственной безопасности МВД РФ: согласно документам, представленным руководством компании Firestone Duncan, семья Кузнецова потратила около $3 млн. в течение 3-х лет при зарплате А.Кузнецова, не превышающей 850 долларов.

Дело против врачей, лечивших С.Магнитского, еще не завершено. Пока неизвестно, сознательно ли они отказывали в помощи заключенному или же это пример обычной российской практики бесчеловечного отношения к заключенным. По крайней мере, действия сотрудников СИЗО по отношению к С.Магнитскому признаны неправомерными, несколько из них были уволены. В диагнозе о смерти Магнитского указывались разные диагнозы, правозащитники утверждают о наличии следов его избиения.

Внутреннее расследование против подполковника А.Кузнецова также не завершено. От его результатов очень многое зависит и в деле самого С.Магнитского.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «Итоги расследования дела С.Магнитского, которое сейчас передается в суд, вызывают много вопросов: представители фонда Hermitage Capital предъявляют документы, прямо противоречащие версии следствия; мнения о невиновности С.Магнитского придерживаются и многие правозащитники, объясняя возобновление дела желанием чиновников МВД скрыть собственные преступления. Поэтому делать какие-либо выводы рано. Необходимо продолжить тщательное исследование всех обстоятельств дела С.Магнитского».