Версия для печати

Заявление в связи с ходом выборов во Франции

Приближается первый тур президентских выборов во Франции, назначенный на 22 апреля.

Нынешний президент Николя Саркози, как и поступает подавляющее число высших руководителей государств мира в таких случаях, выразил желание баллотироваться на второй срок, объясняя это своим долгом пред страной: "Не пытаться завоевать доверия сограждан в такой сложный момент для Франции и Европы в целом было бы предательством".

А положение действительно очень непростое. Франция, вместе с Германией, является одним из главных игроков на экономическом поле стран ЕС, пытающихся преодолеть серьезный кризис. Именно от решений, принимаемых Николя Саркози и Ангелой Меркель, во многом зависит стратегия и тактика экономических решений в вопросах помощи Греции, реструктуризации банковской системы и других важнейших мер, призванных поддержать финансово-экономическую систему Европейского Союза на плаву.

Другая серьезнейшая проблема для Франции, как и для остальных стран – это кризис мультикультурализма и иммиграция, легальная и нелегальная. Напомним, что Саркози, сам из семьи иммигрантов, еще будучи министром внутренних дел при президенте Шираке, демонстрировал довольно жесткую позицию в этом вопросе – в частности, в дни "городской герильи" – молодежных бунтов во Франции в 2005 г. Уже в его президентскую каденцию именно во Франции были приняты наиболее жесткие законы, запрещающие носить мусульманским женщинам хиджабы и паранджи в общественных местах. При Саркози была инициирована депортация из Франции несколько сотен цыган – акция, вызвавшая возмущение международных правозащитных организаций.

В нынешней президентской гонке основными соперниками Саркози являются социалист Франсуа Олланд, который пока, по данным социологических опросов, является лидером симпатий избирателей, и Марин Ле Пен – глава ультраправой партии "Национальный фронт". Противостояние с Олландом, по крайней мере, вписывается в традиционное противопоставление правых и левых ценностей: у обоих политиков есть свой "родной" электорат. Но положение Саркози очень сильно осложняет соперничество с Марин Ле Пен. Дочь знаменитого Жана Мари Ле Пена старается дистанцироваться от привычного образа лидера "Национального Фронта", расиста и антисемита, – образа, который олицетворял ее отец, выглядеть более респектабельной в глазах умеренных французских правых и попытаться завоевать голоса центристов.

В итоге Саркози вынужден играть не только на правом фланге против левого, но бороться и на правом фланге. И если Марин Ле Пен сдвигается (по крайней мере, в предвыборной риторике) к центру, то Саркози избрал иную тактику, в известной мере последовательно продолжающую его прежнюю политику. Он сдвигается вправо.

Так, во время телевизионных дебатов в эфире France 2 он выступил с громким заявлением относительно иммигрантов в стране: "Вы спросите – почему же наша иммиграционная система работает все хуже и хуже? Потому что на территории нашей страны слишком много иностранцев, и мы больше не можем обеспечивать их жильем, рабочими местами и школами". По его словам, иммигранты тяжело ассимилируются, а их содержание затратно для страны. Президент предлагает в течение пяти лет сократить число иммигрантов вдвое. Кроме того, он предложил ввести ограничения для доступа иностранцев к системе социальной помощи малоимущим. Пособие по старости президент предлагает предоставлять иностранцам только после десяти лет легального проживания и пяти лет работы на территории Франции; получение минимального социального пособия, по его словам, должно контролироваться каждые 18 месяцев. Исходя из "логики прав и обязанностей", он заявил, что "тем, кто не проходит обучение и не работает, мы будем навязывать семь часов общественно-полезного труда, оплачиваемого по тарифам, сопоставимым с минимальной зарплатой".

Одновременно Саркози предполагает поставить вопрос об иммиграции на международном уровне – что естественно, поскольку Шенгенское соглашение предусматривает единую визу для всех стран-участниц, а также свободное передвижение между ними. Он пригрозил вывести страну из Шенгенского соглашения, если Евросоюз в течение года не примет срочных мер по борьбе с нелегальной иммиграцией.

В экономической сфере Саркози ратует за протекционистское отношение к продукции европейских стран: он призвал к введению соответствующего законодательного акта, – по аналогии с принятым в США законом "Покупай американское".

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «Все эти предложения Саркози вполне вписываются в традиционную правую риторику и, несомненно, повысят его рейтинг в глазах активного правого электората. Однако при этом он рискует окончательно настроить против себя часть электората – граждан, которые еще сами недавно были иммигрантами. Особенно это относится к мусульманам, у которых, впрочем, и так нет особых оснований любить нынешнего президента – гораздо выше риск у нынешнего президента потерять часть голосов центристов».

Как сообщила «Новая газета», во Франции «прошли общенациональные шествия против колониализма, расизма и исламофобии в политике. Причиной для шествий, как говорят организаторы, стало то, что некоторые кандидаты нарочно разыгрывают мигрантскую карту, дабы свалить на приезжих вину за экономический кризис… Поэтому правительство принимает законы, ужесточающие правила въезда и получения вида на жительство. Например, массовые акции протеста вызвал закон Клода Геанта, ужесточающий правила смены статуса для иностранных студентов».