Версия для печати

О докладе Московского бюро по правам человека "Антисемитизм в современной России"

Экспертная группа МБПЧ подготовила доклад "Антисемитизм в современной России". Он будет презентован в ближайшее время. Публикуем выдержки из этого доклада.

Среди прочих радикальных идеологий в России, антисемитизм продолжает оставаться заметным явлением. При этом следует отметить, что в последние годы его влияние на общественно-политическое пространство, в сравнении с мигрантофобией, кавказофобией, существенно снизилось. Свою роль в этом сыграла и определенная активизация властей по пресечению экстремистской деятельности (за осквернение кладбищ, например, судебные инстанции стали давать реальные наказания).

Однако данное обстоятельство не должно создавать иллюзий. Далеко не всегда антисемитские настроения фиксируются мониторингом. Широко распространенный латентный (а иногда и «просвещенный») антисемитизм, не декларируемый в СМИ или в ходе общественных акций, может проявиться там, где этого никто не ожидает. Антисемитизм в России не является чем-то целостным, и в этом плане 2011 г. не стал исключением. По-прежнему можно утверждать о нескольких типах антисемитизма. В анализируемый период себя снова проявили:

- «анонимный антисемитизм», связанный с акциями вандализма (граффити и надписи нацистского содержания),

- общественный антисемитизм (не имеющий четкой политической привязки, относящейся к рефлексиям относительно роли евреев в российской и мировой истории, а также политики государства Израиль),

- политический антисемитизм (попытки использовать «еврейский вопрос» для мобилизации электората и привлечения дополнительных симпатий к той или иной партии или движению),

- религиозный антисемитизм (при котором объектом вражды выступает иудаизм),

- различные действия, изначально не имеющие антисемитской мотивации, но способные спровоцировать антисемитизм.

Преступления на антисемитской почве против евреев и еврейской общины


К счастью, столь трагических инцидентов, как например, во Франции, в последние несколько лет в России не зафиксировано. По данным Московского бюро по правам человека, в 2011 г. было отмечено три нападения на евреев на почве антисемитизма. Случаев осквернения еврейских могил в 2011 г. не зафиксировано вовсе. Имели место четыре нападения на помещения, занимаемые еврейскими организациями, одно – на квартиру, занимаемую евреем,  и один случай разрушения памятника  жертвам Холокоста.

Значительным продолжает оставаться количество случаев распространения антисемитских листовок и граффити: в 2011 г. зафиксировано 38 таких случаев. Всего отмечено 44 случая антисемитского вандализма  – что составляет более 30% от общего числа случаев вандализма на почве ксенофобии.  

Серьезное недовольство в среде еврейской общины вызвало установление в месте массового расстрела евреев под Ростовом-на-Дону, в Змиевской балке, новой мемориальной доски с упоминанием об убитых  "27 тысячах мирных граждан". При этом  подавляющее число убитых составляли евреи, о чем гласила прежняя доска, установленная в 2004 г. и теперь замененная на новую. Несмотря на широкие протесты еврейской общественности, вернуть на место прежнюю мемориальную табличку пока не удалось.   

Публичные акции антисемитского характера


По-прежнему имеют место публичные акции антисемитского характера, сопровождающиеся прямыми антисемитскими лозунгами, – как, например, 1 мая в Москве, когда участники организованного националистами «Русского марша труда» несли растяжку «Долой жидовское иго!», и во время митинга оппозиции на пр. Сахарова в Москве, когда колонна националистов скандировала "Россия без жидов!",  – либо заявлениями с антисемитским подтекстом, о "мировой закулисе" и "поработителях русского народа".

Все эти факты, наряду с большим количеством случаев нанесения антисемитских граффити, свидетельствуют о том, что антисемитизм остается важной составной частью идеологии русских националистов, – даже несмотря на то обстоятельство, что сейчас на первый план выходят антикавказская и исламофобская риторика.

Антисемитизм в массовом сознании


Антисемитизм широко распространен в массовом сознании, являясь наследием исторического православного антииудаизма, бытовых антисемитских предрассудков и атавизмом государственного антисемитизма советской эпохи.  

Так, по данным опроса, проведенного 21-24 января 2011 г. Левада-центром, представление о евреях, как о враждебной силе, все еще остается достаточно сильным: при этом наблюдается смещение от прежних советских «антисионистских» штампов к современному конспирологическому антисемитизму. Евреи представлены в списке "врагов России", хотя занимают в этом списке далеко не первые места. 8% опрошенных считает "врагами России" "сионистов", 20% – «олигархов, банкиров» (эвфемизм, который для современных антисемитов подразумевает тех же евреев). Еще 6% объявили «врагами» неких «русофобов», а 5% – демократов-реформаторов (те и другие также часто отождествляются с евреями).

Согласно опросу, проведенному в апреле 2011 г. Липецким центром изучения общественного мнения, 12% опрошенных липчан признались, что негативно относятся к евреям.

Антисемитизм в политической жизни


Антисемитскую риторику можно встретить в политической жизни; особенно она усиливается в периоды предвыборной борьбы. Некоторые кандидаты в депутаты на местных и региональных выборах (или их сторонники) прямо заявляют о еврейском происхождении  соперников, чтобы снизить в глазах националистически настроенного и люмпенизированного электората их рейтинг. Так, кандидат в депутаты Самарской губернской думы от КПРФ С.Игуменов сделал в двух своих блогах несколько записей антисемитского характера, а в своем телеобращении к избирателям призывал бороться с «инородными олигархами». Некоторые политические партии выдвигали кандидатов-антисемитов на выборы: например, одним из кандидатов в краевую думу от КПРФ стал лидер Союза славянских организаций Ставрополья, участник «Русских маршей» Владимир Нестеров, а в состав предвыборного списка «Единой России» был включен известный своими антисемитскими эскападами  перебежчик из КПРФ А.Багаряков. Никто из них депутатом не стал.

Кандидатами в президенты в декабре 2011 г. выдвинулись известные антисемитской риторикой Л.Ивашов, Н.Левашов, Б.Миронов, но ЦИК и Верховный суд отказали им в допуске к выборам.

В последнее время наметилась опасная тенденция альянса либеральной оппозиции и оппозиционеров-националистов, среди которых в большой степени распространены антисемитские настроения. Националисты входили в оргкомитет протестных акций, в состав демонстрантов. В целом они отделывались общими лозунгами, нейтральными по отношению к евреям и другим народам, но время от времени позволяли себе и антисемитские эскапады, особенно в Интернете.

Антисемитизм в религиозной сфере


Хотя в религиозной сфере антисемитизм сейчас присущ  в основном периферийным слоям православного духовенства, он порой находит свое проявление и в выступлениях известных деятелей Церкви. Так, на встрече с представителями «Молодой Гвардии» «Единой России» в Санкт-Петербурге, диакон А.Кураев заявил, что национализм является здоровым протекционизмом по отношению к своему народу: ярким примером подобного протекционизма Кураев назвал черту оседлости для евреев Российской империи.

По-прежнему широко распространена антисемитская литература авторов, называющих себя православными, причем подобная литература продается и в церковных лавках, и в крупных книжных магазинах. Так, последовательно демонстрирует антисемитские взгляды околоправославный публицист М.Назаров, отстаивая версию ритуального убийства в деле Бейлиса и в трагической гибели царской семьи. Открыто продается и самая одиозная антисемитская литература, вроде "Протоколов сионских мудрецов", издающихся под обложкой трудов С.Нилуса.

Существует немало сайтов в Интернете, ведущих оголтелую антисемитскую пропаганду и называющих себя "православными".

Антисемитизм в СМИ и книгоиздании


Антисемитская литература не ограничивается "православными" изданиями. Многие сайты и форумы отличаются своей открыто расистской антисемитской риторикой. Выпускается значительное количество антисемитской литературы, как старой, так и новой, выпускаются маргинальные газеты антисемитского содержания в Москве и регионах. Регулярно на Московской международной книжной ярмарке представлены издательства, выпускающие книги антисемитского, ксенофобного содержания, – «Русская правда», «Алгоритм», «Институт русской цивилизации» и др. При этом руководство ярмарки по обыкновению предпочитает не обращать внимания на этот факт.

Реакция властей на антисемитизм


Представители власти обычно не выделяют антисемитизм из других видов ксенофобии, поэтому практически не выступают с заявлениями, направленными непосредственно против антисемитизма. Также и борьба с антисемитизмом является частью общей борьбы государства с проявлениями экстремизма и ксенофобии. Необходимо признать, что эта борьба в последние годы усилилась. Приговорены к длительным срокам тюремного заключения десятки членов неонацистских банд, не остаются без внимания ксенофобские акции, в т.ч. и антисемитские – нанесение граффити, осквернение кладбищ и т.д.

Впрочем, есть и примеры неоднозначной реакции властей на общественные требования. Так, инициатива Российского еврейского конгресса о внесении Дня памяти жертв Холокоста в перечень официальных памятных дат была названа «излишней» под предлогом наличия в календаре общего Дня памяти и скорби (22 июня – день начала войны).  

Религиозные конфессии против антисемитизма


В настоящее время сложились цивилизованные отношения между лидерами религиозных конфессий, которые находятся в регулярном контакте и взаимодействии. Соответственно, на проявления антисемитизма реагируют не только сами евреи, но и представители других конфессий. В частности, в конце апреля 2011 г. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл направил письмо еврейской общине России в ответ на обращение ФЕОР об антисемитских письмах, подписанных клириками РПЦ: «Свидетельствую, что Русская Православная Церковь всегда выступала против любых проявлений вражды и ненависти на национальной почве, будь то антисемитизм, русофобия, оскорбления в адрес выходцев с Кавказа или Средней Азии. Все это провоцирует конфликты, очень опасные для мирного течения жизни в нашей стране».

Вместе с тем, случается, что некоторые мусульманские деятели, мягко говоря, не всегда корректно характеризовали евреев, рассуждая  о палестино-израильском конфликте.

Правоприменительная практика


В 2011 г. за преступления на почве антисемитизма были осуждены 53 человека (13% от общего числа осужденных за преступления по почве ксенофобии): 14 человек приговорены к лишению свободы на срок от 1 до 5 лет, 2 – к лишению свободы на срок менее года, 14 – к условным срокам лишения свободы, 7 – к исправительным и обязательным работам, 16 – к штрафу.

Антисемитизм – одна из застарелых болезней человечества, и в России многие поколения евреев с ним сталкивались в полной мере. Задача построения современного демократического государства требует сделать все возможное, чтобы пресекать любые проявления расизма и ксенофобии, и в т.ч. антисемитизма. Хотя в целом масштаб антисемитских проявлений в стране значительно снизился, а государственный антисемитизм исчез, вражда, а иногда и ненависть к евреям существуют. Развитие законодательной системы, образования, улучшение общего социально-экономического климата в стране, повышение общекультурного уровня граждан неизбежно снизят уровень шовинистических настроений и межнациональной вражды. Но для этого нужно проявить волю и решимость властям, правозащитникам, общественности – всем, кому небезразлично будущее многонациональной России.