Версия для печати

Заявление в связи с проявлениями русофобии в постсоветских государствах

В эпоху после распада Советского Союза новообразованные государства стали спешно выстраивать свою национальную идентичность, которая легла бы в основу их идеологии и притязаний на индивидуальный путь развития. В свою очередь, национальная идентичность не может родиться на пустом месте, она требует культурно-исторической легитимации. Поэтому новообразованные государства пристально вглядываются в свое далекое прошлое, вспоминают периоды своей независимости. Но обычно эти периоды у большинства постсоветских государств длились не так долго или отсутствовали вообще, поэтому взгляд национальных историков устремляется в совсем далекое прошлое, создавая историческую иллюзию "золотого века", который и надо заново возрождать. Кроме того, все немалые прошлые и нынешние проблемы в экономике, культуре, социальной сфере заставляют молодые государства выявлять внешних и внутренних исторических "врагов", наличием которых удобно эти проблемы объяснять.

Но в отличие от опыта построения национальной идеологии других молодых государств мира, в стратегии постсоветских государств есть серьезная специфика – им удобно объяснять все свои беды советским режимом. И в самом деле, советский режим, сталинское правление нанесли тяжелейшие раны всем народам нашей страны, принесли им неисчислимые страдания. Огромные потери понесли и народы, населяющие Россию, – и, прежде всего, русский народ. Однако вместо объективной оценки прошлого, понимания, что сталинский режим был абсолютным злом для всех республик Советского Союза, новые постсоветские государства выстраивают национальную идеологию в значительной степени на отождествлении советского режима с современной Россией, а своих "врагов" – с русскими (русскоязычными) как из России, так и из собственных стран.

Соответственно нагнетается антирусская истерия, вплоть до того, что в ряде стран (прежде всего балтийских) нацистскому режиму приписываются чуть ли не преимущества перед советским, открыто прославляются бывшие нацисты, проводятся марши ветеранов-эсэсовцев. Только что, например, в Латвии поступил в продажу календарь на 2012 г. с изображением легионеров Ваффен СС и плакатами времен нацистской оккупации, призывающими бороться с большевистским режимом (и заодно намекающими на необходимость противостояния нынешней России). Хотя не так уж много людей в Латвии исповедуют неонацистскую идеологию, многие покупают столь необычный для стран европейского содружества календарь из чистого любопытства – и к магазинам выстраивается очередь. И это любопытство не безопасно, поскольку закладывает интерес к гитлеровской пропаганде. Латвия повторила опыт Эстонии, где в 2009 г. вышла сходная печатная продукция – календари под названием «Эстонский легион» с изображением нацистов, которым эстонские девушки дарят цветы.

В Украине улицы называют именами коллаборационистов, возводят памятники людям, у которых руки по локоть в крови, проводятся детские конкурсы «Узнай Бандеру и Петлюру». Там появились кафе, "паролем" на вход в которые служит «Смерть москалям!».

Борьба с "русской" экспансией очень часто ведется в форме борьбы с русским языком, использованием его в образовательных, культурных учреждениях, в деловой переписке. Нередко эта борьба приобретает абсурдные формы, с которыми, например, можно встретиться в Украине, особенно в ее западных областях. Несколько дней назад власти Львова запретили слушать песни на русском языке в общественном транспорте. Принятая областным советом Львова программа развития украинского языка на 2012-2014 гг. предусматривает создание электронной библиотеки украинской литературы, поддержку театральных постановок по произведениям украинских драматургов, проведение фестиваля украинской песни и пр. Сами по себе меры по развитию украинской культуры нельзя не одобрить, но не тогда, когда они реализуются за счет насильственного вытеснения русскоязычной культуры – как это обычно и происходит.

Не менее абсурдное решение было принято в Грузии: для студентов юридического факультета Тбилисского государственного университета введены ограничения на использование специальной литературы на русском языке.

Депутат киргизского парламента Урмат Аманбаева призвала лишить русский язык статуса официального: она убеждена, что иначе киргизский не выживет, хотя многочисленные народы Киргизии – а это узбеки, уйгуры, таджики, немцы, украинцы и другие – общаются меж собой на русском. Да и первый словарь киргизского языка составил выпускник Ташкентской учительской семинарии Константин Юдахин на русском языке.

Усиливаются антирусские тенденции в Молдове. Не так давно там активно проходил сбор подписей в поддержку переименования улицы Пушкина в честь активнейшего сторонника воссоединения с Румынией Григория Виеру, однако в итоге власти Кишинева пришли к компромиссу относительно переименования в честь Виеру другой улицы в центре молдавской столицы. Теперь же мэр Кишинева предлагает назвать одну из улиц молдавской столицы в честь недавно скончавшейся поэтессы Леониды Лари, соратницы Виеру. Ей принадлежит следующее заявление: "Пусть у меня будут руки по локти в крови, но я вышвырну оккупантов, пришельцев и манкуртов за Днестр, я их выброшу из Транснистрии, и вы - румыны - настоящие хозяева этой многострадальной земли, получите их дома, их квартиры вместе с их мебелью..." Отметим, что решение по переименованию улицы поддержали все фракции кишиневского муниципального совета, в том числе фракция партии коммунистов.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «Мы уже неоднократно выступали с заявлениями о многообразных формах антирусской политики в постсоветских странах. Эти притеснения выражаются не только в ограничениях в предоставлении гражданства, выдавливании русскоязычных из управления государством и ущемлении прав при приеме на работу, но и в прямых репрессиях, судах над русскоязычными журналистами и правозащитниками, тюремных приговорах гражданам России за надуманные преступления. Российские власти, правозащитники должны тщательно отслеживать происходящее в странах ближнего зарубежья и предпринимать все усилия для защиты своих соотечественников и всего русскоязычного населения».