Версия для печати

Заявление в связи с мировой реакцией на трагедию в Тулузе

Мир всколыхнула недавняя трагедия в Тулузе.

Напомним, что 19 марта Мохаммед Мера на мотороллере подъехал к еврейскому колледжу в Тулузе и открыл стрельбу по группе учеников, родителей и учителей. Погиб 30-летний преподаватель, двое его малолетних детей и дочь директора колледжа. Также был тяжело ранен 17-летний подросток, ученик колледжа.

Ранее, 11 марта и 15 марта он же расстрелял военнослужащего в штатском в Тулузе и двоих военных в форме в г. Монтобан, в 50 км от Тулузы.

Известно, что убийца, француз алжирского происхождения, проходил обучение в лагерях международной террористической сети "Аль-Каида" в Афганистане и Пакистане. Он заявил, что, расстреливая еврейских детей и солдат французской армии, тем самым мстил за гибель маленьких палестинцев под израильскими бомбардировками и за участие Франции в афганской войне.

Позже французский спецназ блокировал дом, где находился Мера, и при штурме преступник был убит.

Разумеется, людей потрясло, прежде всего, убийство ни в чем не повинных детей. Многочисленные деятели Франции и других стран немедленно отозвались на это событие.

Николя Саркози, заявив, что французское общество не несет ответственности за убийство, назвал Мера "чудовищем и фанатиком, который может добить раненого и убить плачущего ребенка". Он вновь подтвердил свое намерение ввести тюремное заключение для тех, кто проходит идеологическую подготовку в террористических лагерях за рубежом, а также для регулярных посетителей экстремистских и террористических сайтов.

В письменном заявлении официального представителя совета национальной безопасности США Томми Витора говорится: "… Мы осуждаем этот жестокий акт насилия в самых жестких выражениях".

От имени Еврокомиссии преступление осудил ее председатель Жозе Мануэл Баррозу: "Я решительно осуждаю это одиозное преступление, мы испытали ужас перед этим слепым насилием. Нет ничего более нетерпимого, чем убийства невинных детей".

Жестко отозвался о преступлении и премьер-министр России Владимир Путин, направивший соболезнования своему французскому коллеге Франсуа Фийону: "Глубоко потрясен чудовищным и хладнокровным преступлением, произошедшим в Тулузе, в результате которого погибли дети и их учитель. Примите мои самые искренние соболезнования. Прошу также передать слова сочувствия и поддержки родным и близким жертв варварского террористического акта".

Информационные агентства подчеркивают, что теракт в Тулузе осудил премьер-министр Палестинской национальной администрации (ПНА) Салам Файяд: "Это террористическое преступление осуждается нашим палестинским народом и его детьми самым решительным образом, невозможно принять такие преступления против невинных людей для оправдания своих действий" и призвал преступников прекратить "прикрываться Палестиной".

Разумеется, осуждает убийцу и скорбит по погибшим еврейская общественность разных стран. Однако и французские мусульмане в массе своей осудили убийство: по сообщениям СМИ, убийство произвело на них "страшное и ошеломляющее впечатление". Во Франции состоялись многочисленные марши протеста против террора и антисемитизма, где приняли участие самые разные группы населения. Память убитых в Тулузе детей почтили во многих школах по всей Франции.

Вместе с тем, наряду со словами скорби, прозвучали и заявления, вызвавшие серьезнейший скандал.

В самой Франции (как и во всем мире) есть люди, вполне одобряющие теракты. Разумеется, удовлетворение выразили террористические организации: ответственность за подготовку убийств в Тулузе взяла на себя группировка "Солдаты Халифата" ("Джунд аль-Халифат"), связанная с террористической организацией "Аль-Каида в странах исламского Магриба". Однако и немало антисемитов, а также тех, кто поддерживает радикальный исламизм, несомненно, одобрили происшедшее.

Некоторые люди выстраивают собственные концепции случившегося, подозревая СМИ и президента Франции в заговоре. Так, учительница английского языка в одной из школ Руана заставила своих учеников почтить память "тулузского стрелка", назвав его "жертвой". Учительница заявила, что связи предполагаемого убийцы военных и детей в Тулузе с "Аль-Каидой" были выдуманы средствами массовой информации и президентом Франции Николя Саркози. По словам учеников, призыв учительницы вызвал у них "шок": многие из них сразу же покинули учебную аудиторию, другие остались, "чтобы попытаться понять, что имеет в виду" их преподаватель. Учительницу тут же отстранили от работы и запретили ей появляться в стенах школы.

На более высоком уровне скандальным оказалось выступление верховного представителя Европейского Союза по внешней политике и безопасности Кэтрин Эштон, которая уже не первый раз вызывает резкую критику в свой адрес со стороны еврейских лидеров, прежде всего, тенденциозной позицией в отношении палестинско-израильского конфликта. На этот раз Эштон сравнила происшедшее в Тулузе с событиями в Газе, что возмутило израильских политиков. Министр обороны Эхуд Барак призвал Кэтрин Эштон отказаться от своих слов, а заместитель премьер-министра Израиля, глава МВД Элияху Ишай призвал к ее отставке. Позже Эштон заявила, что ее неправильно поняли, а ЕС опубликовал исправленный вариант ее речи, но серьезный осадок все равно остался.

Вместе с тем, вызывает сожаление отсутствие массовой, по-настоящему всеобщей реакции на трагедию. В связи со страшной гибелью еврейских детей как-то отошло на второй план, что были убиты и три солдата французской армии – все трое магрибского происхождения. Убийца с равным хладнокровием убивал и евреев, и мусульман. Чтобы защититься от подобных террористических акций, в борьбе со злом общество должно сплотиться воедино, забыв о разделяющих их религиозных и национальных перегородках. Как заявил французский философ Бернар-Анри Леви, "это предупреждение для защитников "национальной идентичности", понимаемой как закрытая, ксенофобская, питаемая ненавистью и обидой сущность: при подобных убийствах убивается общественный договор; когда происходит подобное безумие, само основание нашего сосуществования колеблется".

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «Особенно урок Тулузы должен быть важен для России, где уровень ксенофобии необычайно высок, где происходят убийства и избиения на почве национальной нетерпимости. Не допускать трагедий, подобных тем, что произошли в Тулузе, – задача власти и всего российского общества».