Версия для печати

Заявление в связи с уничтожением исторических памятников

Смена московского мэра, по всеобщему мнению, принесла, по крайней мере, один хороший результат: Сергей Собянин приостановил действие целого ряда строительных проектов в центральных районах Москвы.

Любая застройка в центре Москвы сопряжена со сносом старых зданий и сооружений, которых осталось очень мало. В Москве, в отличие от прочих крупных европейских столиц, и так плохо уцелела древняя архитектура, а сейчас и здания XVIII в. можно буквально пересчитать по пальцам. И при мэре Лужкове исторические здания безжалостно сносились, уступая место дорогостоящим гостиницам, парковкам, торговым центрам и фешенебельным жилым домам. По скромным подсчетам, за годы правления прежнего мэра снесено не меньше 2 тысяч старых зданий. В варварском разрушении российской столицы были задействованы все возможные инструменты, в т.ч. и незаконные: выдача справок о якобы "ветхом" и потому опасном для жизни граждан состоянии зданий, отсутствии у них исторической ценности, лукавые обещания перестроить их с бережным сохранением исторического облика.

Письма и обращения "Архнадзора", демонстрации и пикеты москвичей мало помогали. Слишком большие деньги стояли на кону, и для власть предержащих вместе с бизнесменами это обстоятельство, с учетом высокой коррупционной составляющей в городском строительстве, было гораздо весомее уничтожаемого исторического городского ландшафта.

Один из самых заметных скандалов последних лет, благодаря включенности в них крупных публичных фигур, имел место в связи со строительством сначала в Малом, а потом и в Большом Козихинском переулках.

Ситуация вокруг строительства отеля в Малом Козихинском переулке, инвестором которого является студия Никиты Михалкова "Тритэ", обострилась с октября 2010 г. Жители и общественные организации заявляли, что новое здание испортит исторический облик района, а также может плохо повлиять на состояние соседних домов. После длительных судебных тяжб, протестов и столкновений протестующих с полицией (в которых пострадала и известная актриса Татьяна Догилева), в феврале этого года московские власти согласовали новое строительство.

Теперь уже и жители Большого Козихинского переулка протестуют против строительства на месте бывшего доходного дома семиэтажного здания с двухуровневой подземной парковкой, из-за опасений, что это повредит близлежащим домам. Конфликт разгорался давно. Власти Москвы, разрешив снести старое здание, не раз заявляли, что оно не является памятником архитектуры, не представляет собой культурно-исторической ценности, и все строительные работы на его месте законны. И хотя поначалу ордер на его снос был отозван, в августе 2011 г. рано утром строители, заблокировав территорию, дом снесли.

В результате жители обоих соседних переулков теперь объединились в борьбе за свои права.

Ситуация в Большом и Малом Козихинских переулках отражает общую чрезвычайно болезненную ситуацию в московском строительстве и судьбах архитектурного наследия Москвы. По мнению профессора Московского архитектурного института Вячеслава Глазычева, "…учитывая то, как мало осталось в Москве старого, любое сооружение, уцелевшее от великого сноса (от Кагановича до Лужкова), обладает ценностью. Это как историческая ценность, так и коммерческая, поскольку для гостя в современном городе атмосфера присутствия давнего в новом является объектом интереса, и здесь важно не только здание как таковое, но историческое разнообразие городской среды". Но вопреки этим разумным соображениям сносу все еще подвергаются не только здания, грозящие реальным обрушением, но чаще всего здания, объявляемые таковыми.

Схожая ситуация наблюдается в последние годы и в других местах Москвы, и в других регионах, о чем свидетельствуют сообщения СМИ:

- Общественная палата Екатеринбурга обсуждает судьбу здания "Пассажа". Хотя построение нового здания на месте "Пассажа" названо "реконструкцией", это будет совершенно новое здание, как утверждают эксперты. Представитель Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры также отметил, что здание, предусмотренное проектом реконструкции "Пассажа", после его постройки уже нельзя будет назвать памятником. Он подчеркнул, что разрушение здания и строительство на его месте нового с сохранением элементов прежнего не соответствует законодательству об охране памятников истории и культуры;

- как отмечает руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований, "нынешняя реконструкция историко-культурных комплексов Болгара и Свияжска сопровождается уничтожением археологического культурного слоя центров ислама и православия в Поволжье";

- по заключению участников совместного заседания президиума областного ВООПИК и Общественной палаты Ленинградской области, степень разрушения дворянских усадеб Ленинградской области можно сравнить только с разрушениями Великой Отечественной войны, а ситуацию с охраной уникальных памятников, ряд из которых имеет федеральное значение и некоторые входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО – катастрофической;

- в Санкт-Петербурге в доме, построенном Д.Кваренги в 1720 г., памятнике федерального значения, ведется разрушительное незаконное строительство мансардных квартир с грубыми нарушениями Жилищного, Гражданского Кодексов РФ;

- в Санкт-Петербурге снесено старейшее здание на территории комплекса "Дома ветеранов сцены им. М.Г.Савиной" на Петровском острове;

- Союз архитекторов России выступил с протестом против уничтожения исторического здания универмага "Детский мир" на Лубянской площади и стадиона "Динамо";

- активистами "Архнадзора" обнаружено исчезновение трех памятников архитектуры, входивших в состав ансамбля Московской окружной железной дороги.

И это лишь малая часть из исчезающих зданий, связующих прошлое с настоящим, и таким образом, лишающих людей и чувства Родины, и исторической преемственности.

Варварство частично можно остановить – например, введя абсолютный запрет на снесение зданий, построенных до 1917 года, как полагает губернатор Санкт-Петербурга Г.Полтавченко. Но такое решение будет явно недостаточным, и особенно в Москве – поскольку на произвол властей будут оставлены выдающиеся памятники архитектуры советского периода – шедевры конструктивизма, те же стадион "Динамо" и "Детский мир", и многие другие. Эксперты полагают, что московские власти должны утвердить, наконец, полный список памятников прошлого. Но, опять же, никто не гарантирует, что за хорошую мзду памятники на выгодных для строительства местах в такой список включаться не будут.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «Пока не будет снижена коррупция, не будет четко работать независимая судебная система, и, наконец, пока у власть предержащих просто не проснется совесть и любовь к своим городам, к своей стране вряд ли положение существенно изменится. Общественные организации не должны допустить, чтобы гражданам оставалось с бессильной грустью наблюдать, как разрушаются последние островки архитектурного прошлого».