Версия для печати

Заявление в связи с положением коренных малочисленных народов в России

Проблемы компактно проживающих малочисленных народов, особенно в зонах сурового климата – проблема для всех государств. Обычно эти народы с большим трудом поддаются аккультурации, стремятся сохранить свой язык и культуру, в т.ч. материальную культуру. Поэтому они могут, например, жить в ярангах, питаться исключительно продуктами оленеводства и рыбой, вести замкнутый образ жизни и т.д.

Кроме того, наступление цивилизации не всегда приводит к позитивным результатам. Происходит изменение климата, строятся дороги и большие объекты, что сокращает жизненное пространство для традиционного уклада жизни этих народов. Например, на Чукотке, в Амурской и Сахалинской областях серьезной проблемой для коренных народов, занятых оленеводством, стало сокращение площади пастбищ. Очень сильно загрязняется среда их обитания, исчезают традиционные промыслы.

Цивилизация принесла с собой ранее неизвестные малочисленным народам болезни, которые, в силу удаленности от медицинских центров, становятся очень опасными. Известно, как катастрофически действует спиртное на некоторые северные народы, у которых отсутствует фермент, расщепляющий алкоголь. В результате средняя продолжительность жизни коренных малочисленных народов Севера ниже средних показателей по России.

Все эти обстоятельства приводят к тому, что численность таких народов быстро сокращается, а некоторые народы близки к исчезновению. В результате почти перед всеми государствами, на территории которых проживают эти народы, стоит двойная задача: попытаться спасти их от исчезновения и помочь сохранить им самобытное культурное наследие.

Проблемам малочисленных народов был посвящен «круглый стол» «Вопросы сохранения и развития традиций и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», который провел 5 апреля Комитет Государственной Думы по делам национальностей. Собрание носило очень представительный характер: в нем приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, руководители законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ученые и специалисты в области изучения коренных малочисленных народов.

Открывший заседание председатель Комитета по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев напомнил, что «вопрос сохранения и развития традиций и культуры коренных малочисленных народов в такой многонациональной стране как Россия, объединяющей более 190 народов, говорящих на более 230 языках остается одним из важнейших вопросов российской внутренней политики». Выступавшие отмечали тяжелое положение, в котором оказались малочисленные народы. По мнению члена Комитета Государственной Думы по делам национальностей Г.Ледкова, кризисное положение их культуры и экономики вызвано развалом традиционных отраслей хозяйствования, безработицей, обнищанием населения, угрожающими размерами алкоголизма и преступности. При этом он указал на тенденции, идущие откровенно вразрез с защитой прав и интересов малочисленных народов: «Последние годы в федеральном законодательстве происходит обратный процесс – изъятие норм гарантий и прав коренных малочисленных народов».

При обсуждении судеб малых народов специалистам приходиться сталкиваться с очень непростыми проблемами, не имеющими подчас однозначного решения. Так, традиционные промыслы некоторых народов включают охоту на морских животных, рыбные промыслы, которые запрещены природоохранными ведомствами или вызывают активные протесты экологов (например, забой бельков, который был разрешен в России до 2009 г., осуществлялся охотниками-поморами). В таких случаях сталкиваются разнонаправленные интересы, и найти компромисс очень нелегко.

Весьма специфические проблемы создают и специальные государственные постановления, обеспечивающие исключительные права на промыслы малочисленных народов, в соответствии с их историческими традициями. Так, в последние годы в камчатских СМИ публикуются многочисленные материалы, в которых упоминается, что к видам традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера относится, в т.ч., реализация водных биологических ресурсов, что «создает самые благоприятные условия для развития крупномасштабного браконьерства под видом традиционной хозяйственной деятельности». При этом коренные народы Камчатки в подобных публикациях называют браконьерами, родовые общины «липовыми», а их усилия по реализации прав коренных народов трактуется, как посягательство на права остального населения и угроза экономическому развитию Камчатки. Неудивительно, что такое положение дел приводит к развитию межнациональной розни. С другой стороны, коренные народы сами страдают от так называемых липовых «общин»: зачастую под такие «общины» маскируется хорошо организованный рыбный бизнес. В силу этих проблем на федеральном уровне пришлось принимать специальный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» (в котором предложения Камчатского края нашли свое воплощение), вносящий изменения в федеральные законы № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и № 52-ФЗ «О животном мире», в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Однако закон так и не разрешил все противоречия в этой действительно очень сложной проблеме, которая имеет как объективные причины, так и субъективные – коренящиеся в повальной коррупции и воровстве, уровень которых чрезвычайно высок именно в рыбной отрасли.

Несмотря на все усилия депутатов и экспертов, существенным образом решить проблемы коренных малочисленных народов Севера не удается. К основным из них, по мнению экспертов, относятся:

  • Продолжающийся процесс разрушения национальной культуры, традиций, обычаев, языка и других важнейших составляющих культурного и духовного развития коренных народов;
  • Низкий уровень и низкое качество жизни;
  • Неразвитость социальной инфраструктуры, затрудняющая получение качественных услуг, в том числе, в области здравоохранения и образования;
  • Несовершенство правовых и организационных механизмов, необходимых для развития самоуправления коренных малочисленных народов Севера;
  • Неразвитость инфраструктуры, необходимой для сохранения и развития традиционных форм ведения хозяйства.

Для того, чтобы помочь коренным малочисленным народам выжить и сохранить свой традиционный уклад, а значит, и культуру, нужно предпринять целый комплекс мер. Основной принцип, к которому сейчас склоняются эксперты в разрешении трудной проблемы – это не "цивилизовывать" малочисленные народы, а, не вмешиваясь в их жизнь, дать им возможность развивать свой традиционный уклад, всемерно в этом помогая, – например, предоставляя материалы для постройки чумов, обеспечивая регулярную покупку оленины, устраивая ярмарки предметов народного промысла и распродаж добываемой ими продукции. И самым жестким образом необходимо пресекать все потуги промышленников, которые хотят прибрать к рукам их места обитания, особенно те, что богаты лесом, золотом и другими полезными ископаемыми.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «У нас есть, у кого учиться: эксперты считают одной из эталонных модель взаимодействия с коренными народами в Канаде, модель Дании по отношению к иннуитам в Гренландии. Хороший опыт есть у Новой Зеландии в работе с маори. Нужно привлекать представителей самих коренных народов для решения их проблем: по словам председателя рабочей группы по развитию отдаленных территорий Севера, Сибири и Дальнего Востока Общественной палаты РФ Павла Суляндзиги, если в канадском министерстве по делам индейцев и развитию Севера Канады работает около 3,5 тысяч человек, около 1,5 тысяч человек из них – представители коренных народов, то в Государственной Думе, в Совете Федерации, в министерствах и даже департаменте, где решаются эти вопросы, нет ни одного представителя коренных малочисленных народов, – при том, что в России насчитывается 41 коренной малочисленный народ Севера, Сибири и Дальнего Востока. А конкретно вопросами малочисленных народов занимается вообще один человек (!). Безусловно, для радикального исправления ситуации требуется изменение экономической ситуации в стране в целом – тогда появится возможность оказывать широкую финансовую и социальную поддержку коренным малочисленным народам. Но пока все равно надо делать все возможное, чтобы улучшить их положение – иначе в скором будущем просто некому будет помогать».