Версия для печати

Заключение на отчёт премьер-министра В.Путина в Государственной Думе о деятельности Правительства Российской Федерации за 2011 год

11 апреля с.г. премьер-министр В.Путин выступил в Государственной Думе с отчётом о деятельности Правительства Российской Федерации за 2011 год. В пространном выступлении В.Путин охарактеризовал достижения правительства и задачи, стоящие перед страной в ближайшие годы.

Главный показатель, который В.Путин в выступлении приводил неоднократно – это рост ВВП, составляющий 4,3%. Премьер-министр указал, что это "самые высокие темпы роста экономики среди государств «восьмёрки» и одни из самых высоких среди крупнейших экономик мира", приведя соответствующие показатели в США (1,7%), еврозоне (1,5%) и в странах БРИКС – Индии (7,4%) и Китае (9,2%). Но экономическая реальность такова, что в развитых странах темпы роста всегда ниже, чем в развивающихся, к которым и относятся страны БРИКС. В странах с развитой и стабильной экономикой и не может быть высоких темпов роста, они всегда обычно остаются на уровне нескольких процентов. А вот среди стран БРИКС, т.е. развивающихся, мы находимся на третьем месте из пяти, значительно уступая Китаю и Индии, и опережая Бразилию, темпы роста ВВП которой составили в 2011 г. 3% (причем в 2010 г. темпы роста составляли там 7,5%) и Южную Африку (3%). Кроме того, в отличие от других стран БРИКС, рост ВВП у нас достигается в основном за счет увеличения объемов добычи сырьевых ресурсов, а не реальных успехов в промышленном производстве.

В.Путин отметил и другие достижения. Главным он назвал "стабилизацию и рост численности населения России: по итогам 2011 года она превысила 143 млн. человек". Но дело в том, что, начиная с 2000 г., когда В.Путин стал главой государства, численность населения неуклонно уменьшалась, и только в 2011 г. впервые слегка подросла. При этом премьер-министр не упомянул, что в 2011 г. прирост рождаемости замедлился и составил всего 0,2%. Не упомянул он и об очень раннем среднем возрасте смертности в России, высоком уровне насильственных смертей, ранних смертей, связанных с нарко- и алкогольной зависимостью и т.д. – все это совсем не обнадеживает специалистов в демографических прогнозах на будущее.

Рост "общего числа городов-миллионников" связан, в первую очередь, с массовой безработицей в сельских районах и малых городах, вследствие чего и наблюдается массовая миграция в крупные города, а также с огромным наплывом мигрантов с Кавказа и азиатских республик.

В.Путин немалую часть своего выступления посвятил тому, что Россия легче пережила кризис, чем другие европейские страны. Он привел данные по безработице, по инфляции, по реальным доходам населения.

Россия легче пережила кризис по двум причинам: она не была вовлечена в полной мере в единое экономическое пространство развитых стран (что приносило для России и немало проблем) и в силу, опять же, счастливого обладания полезными ископаемыми, доход от которых, по настоянию тогдашнего министра финансов А.Кудрина, накапливался в стабилизационном фонде: последний и сыграл главную роль смягчившей кризис "подушки". Отметим, что в дальнейшем А.Кудрину пришлось покинуть пост министра финансов, поскольку он возражал против популистской предвыборной политики резкого увеличения расходов на армию – и это обстоятельство не внушает оптимизма в плане будущего экономики.

Отметив значительный рост реальных доходов населения с 2008 г., В.Путин не отметил весьма тревожных фактов, что, по данным Общественной палаты, продуктовая инфляция в России составила за 2011 г. около 30%, в то время как самые популярные продукты питания – картофель, овощи и подсолнечное масло – подорожали за год на 55%. Россияне же в среднем тратят на еду около 30% семейного бюджета, а в бедных семьях этот показатель доходит и до 50%, что в несколько раз больше, чем в благополучных европейских странах. По выводам Общественной палаты, «достигнут пик покупательской способности российского населения. В случае дальнейшего увеличения цен россияне будут вынуждены менять структуру потребления в сторону более простых продуктов или меньшего потребления традиционного меню».

В.Путин отметил, что по уровню дифференциации доходов населения Россия занимает хотя и не лучшее место, но вполне приемлемое, "примерно то же самое в Штатах: там в 15 раз разрыв". Однако при этом не отмечена, опять же, разница в структуре потребления: если в России 10% населения, признанного самым бедным, тратит на продукты питания в городской местности 50% семейного бюджета, а в сельской – 55%, то в США у бедных семей эти траты достигают не более 30%. Иначе говоря, наши бедные гораздо "беднее" американских. А если учесть непрозрачность доходов богатых в России и лукавый подсчет доходов бедных, то дифференциация будет намного больше.

Говоря о рекордном объеме инвестиций, премьер-министр ничего не сказал ни об источнике этих инвестиций, ни об их структуре. Печальный факт состоит в том, что зафиксирован рекордный массовый отток капитала из России в 2011– начале 2012 гг. Что же касается иностранных инвестиций, то по подсчетам специалистов, только 15% от общей суммы пришедших прямых инвестиций приходится на участие иностранцев в акционерном капитале, т.е. и могут быть названы прямыми иностранными инвестициями. Остальное - это возвратные ресурсы, не ориентированные на долгосрочную перспективу, и реинвестированные доходы, вложенные иностранными компаниями в свой бизнес. Подлинного интереса зарубежных капиталистов к нашим активам как не было, так и нет, отмечают эксперты: около 70% всех накопленных с 2009 г. иностранных инвестиций в российский акционерный капитал пришли с Кипра, Виргинских островов и из Нидерландов, куда встречным курсом шли деньги из России. И, скорее всего, это просто репатриированные капиталы российских предпринимателей, ведущих бизнес через оффшоры. Вовсе не случайно Всемирный банк в своем докладе Doing Business ставит Россию по уровню инвестиционной привлекательности на 120-е место из 183: неуклюжие экономические законы, всеобъемлющая коррупция, высокий уровень криминалитета делают инвестиции очень рискованными, и лишь высокая доходность огромного российского рынка несколько уравновешивает ситуацию.

К сожалению, премьер-министр не упомянул об актуальных проблемах, раздирающих общество и являющихся предметом общественных дискуссий: о гигантской коррупции, о падении уровня образования, о межнациональной напряженности, о высочайшем уровне преступности, в т.ч. в структуре МВД, о неудачах в испытании новейшего вооружения и при запусках космических аппаратов. Ничего не было сказано и о политической ситуации в России, которая накалилась после думских и президентских выборов, сопровождаемых фальсификациями.

Ситуация в России в условиях возможного нового кризиса объективно потребует перемен, и, соответственно, реальной работы правительства. Победоносными реляциями тут не отделаешься.