Версия для печати

Заявление в связи с давлением на бизнес в России

В российском обществе все – от коммунистов до монетаристов – согласны с тем, что важным двигателем экономики является частный, в особенности средний и мелкий, бизнес. Поэтому и конкурирующие на выборах партии, их кандидаты, а также кандидаты в президенты неизменно уделяют в своих программах много места тому, какие благоприятные условия они создадут для развития бизнеса.

Мало того, и депутаты, и нынешний и будущий президенты, многократно поднимая вопрос о создании нормальных условий для развития бизнеса, инициировали принятие десятков соответствующих законов и поправок к ним. Однако фактически положение дел стало еще хуже, чем было. И, в первую очередь, это связано с коррупцией, пронизавшей сверху донизу всю нашу государственно-управленческую систему. Десятки тысяч чиновников, судей, правоохранителей буквально перекрыли все пути бизнесу с тем, чтобы иметь свой куш. Им не уступает и государство, оказывающее мощнейшее давление на бизнес драконовской налоговой системой, неоправданными фискальными мерами. Совокупность этих двух факторов, плюс рейдерство, заказные уголовные дела приводят к тому, что наш бизнес развивается через пень-колоду, предпринимателям приходится придумывать массу нелегальных схем ухода от налогов. Крупный бизнес уводит капиталы за рубеж, регистрирует предприятия в оффшорах. Относительно невысок и приток иностранного капитала в Россию, где предприниматели сталкиваются с прямыми поборами, требованиями давать взятки и с постоянной неуверенностью в завтрашнем дне. Кроме того, административное давление, необходимость давать взятки значительно повышают расходы на ведение и развитие бизнеса. В итоге снижение рентабельности бизнеса увеличивает стратегические риски, что представляет угрозу для стабильности всей экономики. Да и потребители вынуждены гораздо больше платить за товары и услуги.

Вышесказанное прекрасно иллюстрируется обзором РСПП о состоянии предпринимательского климата в 2006–2011 годах.

Согласно данным опроса предпринимателей, число тех, кто испытывает давление власти регулярно, за 6 лет выросло с 5% до 19%, процент единичных случаев увеличился с 22% до 36%. Доля тех, кто не сталкивался с административным давлением, снизилась с 61% до 48%.

Труднее всего оказалось отстаивать интересы в спорах с региональными властями. Доля тех, кто считает, что шансов защититься практически нет, выросла почти в два раза – с 11% до 21%.

Отсутствие шансов на успех в спорах с налоговиками признают 20% компаний (рост на 2% за год).

Респонденты РСПП, в своем большинстве, самыми коррумпированными считают правоохранительные органы, на что указали более 50% респондентов (на 10% больше, чем в 2007 году). Небольшой позитивный сдвиг отмечен только за период 2010-2011 г., когда число предпринимателей, признавших, что МВД не мешает работе, выросло с 43% до 50%. Зато при этом доля бизнесменов, которым МВД «сильно мешает», выросла почти в два раза, до 7%.

Еще выше оказались темпы влияния налоговой службы на бизнес. Налоговую службу, в качестве активного препятствия, в 2011 г. указали 29% бизнесменов по сравнению с 20% в 2010 г. В 2007 г. их доля не превышала 7%.

Точно также сильно увеличилось давление на бизнес Роспотребнадзора, Ростехнадзора.

Доля тех, кто отметил значительное вмешательство пожарной службы, в 2010-2011 г. выросла с 15% до 23%.

Доля бизнесменов, которым не мешают лицензирующие органы, за 6 лет снизилась с 60% до 43%. Количество тех, кому ведомство очень мешает работать, за этот же период выросло почти в два раза.

Кроме того, часть представителей бизнеса заявляют, что им сильно мешает Росприроднадзор (5%), Федеральная таможенная служба (7%). За 2010–2011 г. в два раза больше бизнесменов отметили интенсивное влияние на бизнес Росздравнадзора, хотя абсолютные цифры здесь небольшие (1-2%).

В целом снизилось влияние на бизнес только двух ведомств – миграционной службы и Роструда, хотя и раньше оно было невысоким – в 2009 г. его отметили 3% опрошенных. Кроме того, и это отрадно, число фирм, отметивших случаи противоправных действий в отношении своего бизнеса со стороны правоохранительных органов, сократилось с 15% до 10%. Впрочем, по словам главы "Всероссийского движения за честный рынок" Ильи Хандрикова: «За время так называемой реформы МВД такого беспредела, как раньше, не было. Но после того, как реформа закончилась, я и мои коллеги отмечаем новый всплеск появления незаконных мелкорозничных объектов, которые «опекает» полиция. То есть, прошла инвентаризация, и пошла новая волна «крышевания» и кормления».

Таким образом, тенденция складывается крайне неутешительная: все больше предпринимателей жалуются, что их бизнесу мешают многочисленные ведомства, хотя, казалось бы, хуже быть уже не может. Разумеется, подходить к этим данным следует осторожно. Формальной целью ведомств является заставить бизнесменов действовать в правовом поле, и, несомненно, некоторые из бизнесменов нарушают все возможные правила и соцобеспечения своих работников, и пожарной безопасности, и скрывают доходы, и пользуются незаконными схемами оборота капиталов. Все это прекрасно известно. Тем не менее, вряд ли столь очевидную тенденцию можно объяснить только раздражением недобросовестных предпринимателей: зампред комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Андрей Назаров отметил, что за последние 10 лет по экономическим статьям Уголовного кодекса РФ было осуждено порядка 3 млн. человек., что составляет 30-40% от 7 млн. предпринимателей! И это не считая того, что, по оценкам главы организации малого и среднего бизнеса "Деловая Россия" Бориса Титова, лишь 60% дел, возбужденных по экономическим преступлениям, доходят до суда. По остальным правонарушениям этот показатель не ниже 90%, откуда Б.Титов делает вывод, что бизнесмены под давлением идут на уступки коррупционерам, т.е. попросту дают взятки. Фабрикуется и множество заказных дел, позволяющих нечистоплотным правоохранителям и судебным органам делить барыши.

На первый взгляд, положительным моментом является общее сокращение числа арестов: по словам председателя Верховного суда России Вячеслава Лебедева, в 2011 г. общее число арестов значительно сократилось, а предпринимателей, заключенных под стражу до решения суда, оказалось всего несколько десятков. Однако эксперты объясняют этот факт тем, что многих предпринимателей арестовывают просто по другой статье, например, за "мошенничество", и "суды упорно пишут в своих постановлениях о заключении таких лиц под стражу, что обвинение не связано с предпринимательской деятельностью".

Немало проблем предпринимателям приносит и несовершенство законодательства: крайняя размытость понятия "конкурентной цены", механизм двойного контроля со стороны ФАС и Роспотребнадзора, а именно легально закрепленный механизм наложения двух санкций за одно правонарушение, другие многочисленные противоречия в статьях законов.

Конечно, подобная ситуация не может продолжаться, если российские власти хоть сколько-то заинтересованы в обещанной модернизации экономики. В июле 2010 г. Президент России Д.Медведев утвердил поправки в уголовное законодательство, ужесточившие наказание за рейдерство. В феврале 2011 г. премьер-министр В.Путин потребовал провести экспертизу статей УК в части возбуждения уголовных дел в отношении предпринимателей, чтобы убрать все возможности давления на бизнес и прекратить самоуправство и произвол. Организация малого и среднего бизнеса "Деловая Россия" обратилась к предпринимателям с просьбой сообщать о попытках вымогательства и захвата фирм со стороны коррумпированных чиновников и представителей правоохранительных органов.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «Премьер-министр в целом ряде статей и выступлений обрисовал будущие пути развития социально-экономической сферы, в т.ч. уделив внимание мерам, которые защитили бы предпринимателей, обеспечили бы свободную, конкурентную и стимулирующую среду для развития мелкого, среднего и крупного бизнеса, минимизировали бы вмешательство государства. Действительно ли следует ждать перемен, или опасные тенденции по-прежнему будут нарастать, покажет уже ближайшее будущее».