Версия для печати

Заявление в преддверии первого тура президентских выборов во Франции

Франция пребывает в ожидании первого тура президентских выборов, которые состоятся 22 апреля.

Опросы общественного мнения показывают, что нынешний президент Николя Саркози проигрывает социалисту Франсуа Олланду. Этого можно было ожидать: последние годы Европу сотрясает экономический кризис, в стране проходят непрерывные забастовки и волнения – а за все всегда отвечает высшее лицо государства.

Не помогли Саркози ни жесткие заявления о пресечении распространяющегося исламизма, ни решительные меры по запрету носить в общественных местах религиозную одежду – хотя эти меры должны были быть по душе право-консервативному электорату, а также части центристского электората. Не помогли и сенсационные заявления Саркози, направленные на ограничение иммиграции, – обещание сократить эмиграцию в два раза, даже угрозы выйти из Шенгенской зоны, если не будут приняты согласованные меры по борьбе с нелегальной миграцией.

Трагедия в Тулузе, казалось бы, должна была поднять рейтинг Саркози – полиция за несколько дней нашла убийцу, а потом провела аресты нескольких исламистов. Но временное повышение рейтинга Саркози тут же сошло на нет. Собственно, трагедию в Тулузе и убийство до этого французских солдат избиратели могли поставить и в вину Саркози – у него под носом действуют боевики Аль-Каиды, несмотря на все принимаемые им громогласные меры. К тому же спецназ, захватывавший убийцу, действовал, мягко говоря, не слишком профессионально, что могла наблюдать вся Франция.

Ставка на международную поддержку, в частности, со стороны Ангелы Меркель, тоже мало что дала, – в Германии экономическое положение намного лучше, чем во Франции, и в этом дуэте Саркози не выглядит ведущей фигурой, что не мог не отметить электорат.

Настаивая на принятии закона о криминализации отрицания турецкого геноцида, Саркози, несомненно, заработал голоса крупной французской армянской диаспоры, но зато потерял голоса турецкой общины.

Саркози пришлось отвлекаться на борьбу не только с левыми, но и конкурировать на правом фланге, с главой "Национального Фронта" Марин Ле Пен, когда очень кстати и пришлись его антииммиграционные меры. Лидер же крайне правых, наоборот, в этой предвыборной кампании старалась выглядеть респектабельно, отказавшись от многих традиций ее отца – в частности, от антисемитской риторики. В свою очередь, цепь грандиозных скандалов, связанных с главным соперником Олланда на левом фланге, Домиником Стросс-Каном, наоборот, вовремя расчистила ему путь (что некоторые комментаторы не считают случайным совпадением).

Жесткая социальная политика, которую проводил Саркози и традиционно привлекавшая правых, оттолкнула от него часть электората: в подавляющей массе французы хотят улучшения жизненных условий, которое обещает Олланд.

Сыграло свою роль и отношение к популярной сейчас в мире теме узаконивания гомосексуальных браков – Саркози ограничился предложением регистрировать "пакты гражданской солидарности" гомосексуальных пар в мэриях, а Олланд заявил, что в случае его прихода к власти пары геев и лесбиянок получат право на вступление в брак и усыновление детей до весны 2013 г., – что, несомненно, прибавило ему голосов ЛГБТ-сообщества. Согласно опросам общественного мнения, большинство французов поддерживают легализацию однополых браков и усыновления детей парами геев и лесбиянок.

Как всегда, пристальное внимание общества привлечено к поступкам Саркози, частной жизни его и членов его команды. Французов раздражает пристрастие Саркози к роскоши, связи с миллионерами. В марте в прессе появились документы с подробностями о незаконном финансировании предвыборной кампании Саркози 2007 г., в частности, получении 800 тыс. евро от самой богатой женщины Европы Лилиан Бетанкур; французская полиция тогда задержала по подозрению в причастности к незаконному получению денег бывшего управляющего делами Бетанкур. Немало шума вызвало скандальное поведение младшего сына Саркози, закидавшего бильярдными шарами и помидорами женщину, дежурившую у Елисейского дворца.

Как отмечают комментаторы, даже сама гиперактивность Саркози, – то, что принесло ему успех в 2007 г., его желание оказаться всегда и всюду на виду стало раздражающим фактором.

Не способствовал популярности Саркози скандал с министром его правительства: в прессе министра внешней торговли Пьера Лелюша обвиняют, что он нанял домработницу из числа нелегальных иммигрантов и платил ей наличными, чтобы избежать оплаты налогов и отчислений в пенсионный фонд. Несмотря на все оправдания и опровержения Лелюша, штаб Франсуа Олланда обвинил команду Саркози в обслуживании "богатой и вульгарной" элиты в ущерб простым людям, а "Национальный Фронт" призвал Лелюша уйти в отставку, назвав его поступок символом всей политики нынешнего правительства – делать все возможное, чтобы у граждан Франции не росли зарплаты.

В результате, по оценкам французских социологов, основанных на опросах, второй тур выборов неизбежен, причем Саркози и Олланд придут с близкими результатами (около 27% голосов у каждого), а во втором Олланд победит, набрав 54-57% голосов. Саркози отстанет на 10-14% голосов.

Во втором туре за Олланда готовы голосовать коммунисты (их лидер Жан-Люк Меланшон очень удачно провел избирательную компанию), часть центристов. Как это не удивительно, и часть избирателей Национального Фронта будут голосовать за Олланда – лишь бы досадить Саркози, которого они терпеть не могут. Саркози во втором туре, по оценкам экспертов, удается собрать лишь половину голосов, отданных за Марин Ле Пен.

Характерно, что даже бывший президент, 79-летний Жак Ширак, однопартиец Саркози, заявил, что будет голосовать за Олланда. Впрочем, ирония заключается в том, что его супруга, сторонница консерваторов, собирается поддержать Саркози.

Какие же стороны сильнее у главных соперников накануне первого тура?

Антииммиграционная риторика и, главное, действия Саркози на посту президента все же сыграли свою роль: французы считают, что Саркози гораздо лучше борется с нелегальной иммиграцией (45% Саркози против 14% Олланда), лучше обеспечивает безопасность Франции (42% Саркози против 20% Олланда). Респонденты полагают, что и в целом он лучше способен руководить страной (41% Саркози против 33% Олланда).

В аспекте социальной политики зато явно выигрывает Олланд: лучше защищает общий интерес – 37% против 30% у Саркози, объединяет французов – 37% против 10%, способен больше увеличить уровень жизни и покупательную способность – 36% против 16%.

Но здесь надо учитывать, что проблемы социальной сферы, особенно в условиях наступающего кризиса сейчас волнуют французов куда больше, чем проблемы иммиграции, поэтому и удельный вес обещаний Олланда оказывается гораздо выше.

В случае проигрыша Саркози страну впервые после 15 лет ждет левое правительство. Эксперты утверждают, что для победы во втором туре Саркози надо совершить чудо.