Версия для печати

Заявление в связи с внесением в Госдуму законопроекта о парламентском контроле и поправок в КоАП о повышении штрафов за нарушения при организации уличных мероприятий

Уже давно велись разговоры об ужесточении парламентского контроля за прохождением законов, другими законодательными процессами, за деятельностью исполнительной власти. И вот в Госдуму в ближайшее время будет внесен немаловажный законопроект, который разработала председатель комитета по безопасности и противодействию коррупции единоросс Ирина Яровая. Тем самым, предполагается, что российский парламент будет реализовывать еще одну свою необходимую функцию, помимо законодательной, – функцию общего контроля за реализацией законов.

Фактически, подобный законопроект – абсолютно новое дело для России. До сих пор отсутствовал не только базовый закон о парламентском контроле, но даже не были сформулированы его основные понятия, поэтому в законопроекте, прежде всего, зафиксирована терминология закона.

Согласно концепции законопроекта, парламентский контроль будет осуществляться в нескольких направлениях:

1. Контроль за деятельностью правительства через участие в этой деятельности членов Госдумы – документом предлагается правительству РФ направлять по факту формирования комиссии информацию на имя председателя Госдумы с тем, чтобы нижняя палата парламента могла принять участие в деятельности комиссии и делегировать в нее представителей профильных комитетов. Тем самым укрепляется взаимодействие парламента и правительства в решении наиболее важных задач.

2. Вводится обязательная процедура направления в адрес Госдумы со стороны Счетной палаты материала-уведомления по факту выявленных нарушений. Кроме того, правоохранительные органы будут обязаны сообщать Госдуме о результатах проверок по материалам Счетной палаты. Предполагается, что тем самым пресекается разобщенность работы главного контролирующего органа – Счетной палаты и Госдумы. Если раньше заявления Счетной палаты могли носить спонтанный характер и порой являлись неожиданными для самих депутатов, то теперь депутаты будут регулярно получать данные о нарушениях и при необходимости начинать их расследование – не случайно в документе специально оговаривается, что по результатам рассмотрения на заседании комитета выводов Счетной палаты депутаты могут инициировать вопрос о парламентском расследовании.

3. Устанавливается контроль за реализацией различных федеральных целевых программ. Кроме того, доклад главы правительства об исполнении бюджета предлагается дополнить аналогичными ежегодными отчетами профильных министров на профильных парламентских комиссиях. Закрепляется участие министерств при обсуждении нулевого чтения бюджета, а представители госкорпораций и компаний с госучастием должны будут периодически отчитываться о своей деятельности на заседаниях профильных комитетов.

4. Предполагается введение обязательной процедуры направления в Госдуму в трехмесячный срок отчета или информации о том, разработаны ли соответствующие подзаконные акты или нет, и насколько они соотносятся с ранее принятыми законами. Такая процедура позволит снизить неразбериху в законодательстве и придать ему стройность: нередки случаи, когда подзаконные акты противоречат ранее принятым законам.

5. Депутаты будут проводить антикоррупционную экспертизу по всем представленным в Думе законопроектам – в правительственном отзыве на любой законопроект будет содержаться раздел по поводу антикоррупционной оценки. Возможно, это наиболее важный с точки зрения пункт, исходя из того, что главное нынешнее препятствие в развитии страны – это именно коррупция. По мнению председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, сейчас экспертиза непублична и необязательна, а значит, оставляет вероятность принятия заведомо коррупционноемких норм. Но и реализация этого пункта сопряжена с наибольшими трудностями. Тут слишком велик человеческий фактор: кто и с какой целью будет составлять правительственный отзыв на законопроект, не окажется ли автор законопроекта в правительстве в сговоре с лоббистскими группами в Госдуме, придадут ли этому отзыву должное значение депутаты, незаинтересованные во вскрытии коррупционной составляющей?

Еще не будучи внесен на рассмотрение в Госдуму, законопроект уже вызвал критику. С точки зрения юриста Елены Лукьяновой, законопроект вносит избыточные процедуры: так, Счетная палата является подконтрольным органом парламента, ему уже сейчас никто не мешает активнее пользоваться этим инструментом и инициировать расследования, но депутаты этим не пользуются. Несомненно, возникнет вопрос, почему лежал без движения альтернативный закон о парламентском контроле, разработанный группой депутатов во главе с эсером Геннадием Гудковым и внесенный в Госдуму в январе 2010 г. Однако в любом случае принятие такого закона будет делом полезным – если, конечно, он окажется работоспособным.

Группа депутатов Госдумы от «Единой России» во главе с первым зампредом комитета по ЖКХ Александром Сидякиным внесла на рассмотрение палаты проект изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Предлагается значительно повысить штрафы за нарушения при организации уличных мероприятий: от 10 тыс. до 100 тыс. рублей для организаторов акций, и от 1 тыс. до 10 тыс. рублей – для участников. Сейчас максимальный штраф за такие правонарушения не превышает 2 тыс. рублей.

За воспрепятствование проведению митингов, проходящих без нарушений, либо за принуждение к участию в митингах штраф также увеличивается: сейчас это 300 рублей, а предлагается от 10 тыс. до 100 тыс. рублей для граждан и от 50 тыс. до 200 тыс. рублей — для должностных лиц.

Законопроект вводит и альтернативное наказание — обязательные работы. Сейчас они предусматриваются только Уголовным кодексом (от 60 до 480 часов) для лиц, совершивших нетяжкие преступления. В КоАП предлагается установить срок обязательных работ от 20 до 200 часов.

Ясно, что депутаты "Единой России", внесшие законопроект, пошли по простому пути: оппозиция устраивает несанкционированные митинги, так надо резко взвинтить штрафы, чтобы они поостереглись это делать. И как обычно бывает, простые решения оказываются крайне неудачными.

Прежде всего, законом о повышении штрафов никакие несанкционированные мероприятия остановить не удастся. Более того, они еще больше сплотят протестующих и выставят власти в смешном виде. Ряд оппозиционеров и экспертов уже выразили к нему достаточно ироническое отношение. Один из лидеров движения «Солидарность» Илья Яшин заявил, что гражданские активисты легко соберут средства на оплату штрафов через Интернет. Лидер незарегистрированной партии «Другая Россия» Э.Лимонов заявил, что меры, прописанные в рамках законопроекта, лишь будут способствовать пиар-кампании оппозиционеров: "Давайте представим такую историю – приговорен я к общественным работам. На работы я не пойду. Явится полиция, меня будут куда-то вести, и все это выльется в грандиозный скандал и конфликт. И пусть выльется. Это даже внесет оживление в нашу общественную жизнь". Директор Института политики и государственного права Виталий Иванов также выразил сомнение в действенности такой меры наказания, как общественные работы: "Вы можете себе представить, чтобы какого-нибудь Вову Рыжкова заставили улицы мести или чтобы Алексея Навального заставили отмывать памятник в Астрахани, который он вроде как изгадил?».

Кроме того, этот законопроект никак не скоординирован с другими нормами Административного кодекса, в результате чего достигается абсурдный перекос в системе штрафов: за пропаганду и публичную демонстрацию нацистской символики сейчас полагается штраф не более 1 тыс. рублей, за нарушение режима контртеррористической операции — 500 рублей, а, например, за несанкционированный пятиминутный митинг, да еще по какому-нибудь анекдотическому поводу, придется платить по 10 тыс. рублей участникам, и 100 тысяч – организаторам.

Опыт митингов оппозиции показывает, что полиция нередко арестовывала случайных прохожих, зевак – но вот тогда уже вообще невиновным людям будут грозить непомерно высокие штрафы, а доказать свое неучастие в митинге почти невозможно.

Юристы и правозащитники полагают также, что предлагаемые меры по ужесточению административного наказания для организаторов и участников митингов будут использоваться не только для репрессий оппозиции, но и для наказания граждан, выступающих против злоупотреблений в регионах. По мнению правоведа Дмитрия Качанова, «достаточно будет приколоть на пиджак белую «розочку» или ромбик с цифрой «31» и пройтись рядом с местной администрацией, и тут же в глазах сотрудников органов правопорядка вы станете хулиганом и смутьяном. Со всеми вытекающими последствиями". Иначе говоря, закон будет бить не по тому, для кого предназначен.

Помимо этого, некоторым экспертам законопроект представляется крайне неудачным и с политической точки зрения. По мнению правового эксперта МБПЧ и Общественной палаты РФ Бориса Пантелеева, законопроект о многократном повышении штрафов идет вразрез с той концепцией политической реформы, которую провозгласил Президент Дмитрий Медведев: "Это некий откат к репрессивным мерам давления. Такой откат непродуктивен, он плохо скажется на тех лидерах малых партий, которые хотели бы заявить о себе митингами и шествиями. Если для Москвы сто тысяч рублей не столь серьезная сумма – можно скинуться и решить проблему, то для регионов это большое бремя, способное подорвать бюджет любой только что родившейся партии".

Сопредседатель незарегистрированной Партии народной свободы Борис Немцов не сомневается, что Госдума примет этот законопроект еще до инаугурации Владимира Путина, чтобы запугать оппозицию. А организатор петербургских "маршей несогласных", бывший депутат Законодательного собрания Сергей Гуляев считает, что подобный закон только еще больше расколет общество: "Чем больше будут штрафы, чем больше будет репрессий по отношению к митингующим, тем быстрее у нас произойдет революция. Мы эти штрафы платить не будем… А когда выйдут сотни тысяч, я посмотрю, как они эти штрафы соберут. После таких поправок, думаю, на улицы выйдут сотни тысяч, а может, и миллионы".