Версия для печати

Заявление в связи с давлением на НКО и гражданских активистов

Общеизвестно, что без ответственных и влиятельных гражданских объединений и организаций нарушается динамичный баланс "общество-государство", государство теряет обратную связь с обществом. Как правящая политическая партия нуждается в оппозиции для собственного же блага, так и государство для собственного успешного функционирования нуждается в независимых СМИ, правозащитных организациях, профессиональных объединениях, отстаивающих культурные ценности, рациональное использование природных богатств, занимающихся иными вопросами – все, что объединяется под названием "некоммерческие организации" (НКО).

Для цивилизованного и развитого государства НКО должны стать источником информации о пороках и недостатках государства. Поэтому в демократических странах НКО, их права, возможность быть услышанными защищаются законодательством. В странах же авторитарного и тоталитарного толка НКО или вообще не регистрируются, или периодически подвергаются давлению: авторитарные режимы не терпят критики.

В Российской Федерации, находящейся только на пути построения гражданского общества, существует уже немало НКО, сотрудники которых честно и ответственно отстаивают права граждан в самом широком смысле. Положение НКО непростое: в нашей стране еще не существует развитой сети попечительства, благотворительных фондов, которые обеспечивали бы независимое финансирование НКО.

В плане давления государства на НКО наиболее серьезным событием последнего времени стали события вокруг крупнейшей в России иностранной некоммерческой организации "Правовая инициатива по России", оказывающей содействие в ведении дел в Европейском Суде по правам человека. Ей отказано в праве восстановить работу на территории РФ: Замоскворецкий районный суд Москвы счел законным решение Минюста исключить организацию "Правовая инициатива по России" из реестра иностранных некоммерческих организаций (ИНКО). Правозащитники считают, что в ближайшее время и другие некоммерческие организации ждут еще более серьезные проблемы. Напомним, что "Правовая инициатива по России" — крупнейшая ИНКО в России, специализирующаяся на ведении дел в ЕСПЧ по фактам нарушения прав человека на Северном Кавказе (на ее счету 109 выигранных жалоб и еще более 200 принятых к рассмотрению) и отсудившая с 2011 г. у Правительства РФ более 10 млн. евро по жалобам жителей Чечни.

Формально в решении Минюста оказались виноваты сами правозащитники, и они это признали: организация не подала в срок отчетность по финансированию и план работы на год. В результате Минюст без каких-либо предупреждений вычеркнул организацию из реестра, фактически запретив ей заниматься правозащитной деятельностью на территории России. Но такая реакция представляется явно несоразмерной – обычно в подобных случаях выносится предупреждение, организацию уведомляют о допущенном просчете. В данном же случае создается впечатление, что Минюст просто воспользовался подходящим формальным поводом, чтобы избавиться от "назойливых" правозащитников.

Юрист ассоциации "Агора" Р.Ахметгалиев подтверждает опасения об усилившемся давлении на НКО: "Ужесточение действительно началось. Сейчас обсуждается вопрос о принятии отдельного закона о контроле над иностранным финансированием отечественных НКО, хотя гранты и так контролируются Росфинмониторингом и самими донорами… В целом государство, очевидно, максимально решило усложнять жизнь НКО именно по финансовой части, но она и так сложная. Осталось разве что полностью запретить получать деньги из-за рубежа".

В самом деле, Росфинмониторинг, занимающийся борьбой с легализацией преступно нажитых средств и финансированием терроризма, решил усилить контроль за денежными потоками некоммерческих организаций – как светскими, так и религиозными: в начале марта появился приказ главы службы Ю.Чиханчина «О внесении изменений и дополнений в приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 мая 2009 года», расширяющий перечень ведомственных критериев, по которым финансовые операции или сделки могут быть признаны сомнительными. Под подозрение отныне подпадают и операции «по расходованию денежных средств российскими общественными организациями и объединениями», «не соответствующие целям, предусмотренным их учредительными документами» – формулировка приказа может иметь настолько расширительное толкование, что под нее можно подверстать деятельность любой НКО. И нельзя не согласиться с руководителем правозащитной ассоциации «Агора» П.Чиковым, что налицо «попытка наладить тотальный контроль за всеми НКО». 

Еще одним примером новых тенденций в отношении НКО стало предложение Госдумы создать отдельный орган, который будет расследовать, из каких источников осуществляется финансирование некоммерческих организаций. Это предложение исходило, в первую очередь, от депутатов из "Единой России", предложивших ужесточить законодательство в сфере иностранного финансирования неправительственных организаций, так как их "подрывная" деятельность якобы напрямую угрожает безопасности и суверенитету страны.

Наконец, предусматриваются значительные изменения нормативного регулирования деятельности некоммерческих организаций, которые должны войти в новую редакцию Гражданского кодекса. Так, появилась норма, обязывающая некоммерческие организации, ведущие деятельность, приносящую доход, иметь обособленное имущество в размере не менее минимального уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (ООО). Этот пункт вызывал серьезную обеспокоенность в некоммерческом сообществе: с резким повышением уставного капитала (который предполагается установить в размере 300 тыс. рублей вместо нынешних 10 тыс. рублей) у многих некоммерческих организаций исчезнет возможность зарабатывать деньги самостоятельно. Далее, согласно поправкам, сокращается число организационно-правовых форм НКО, что само по себе вполне разумно, но при этом неясной остается логика сокращения и перераспределения форм и видов НКО – это может послужить еще одним способом давления на НКО. В результате анализа предлагаемых новшеств эксперты пришли к выводу, что даже положительные новации, которые предполагаются законопроектом, потребуют от НКО в значительной мере перестроить свою деятельность, а негативные моменты не приведут к унификации и консолидации законодательных актов. По словам руководителя юридической службы НП "Юристы за гражданское общество" О.Свириденковой, "новый Гражданский Кодекс – это удар по некоммерческим организациям".

Есть и многочисленные конкретные факты прямого давления на НКО. Согласно докладу МХГ "Государство продолжает создавать искусственные барьеры развитию гражданского общества", наряду с уменьшением количества нарушений права на свободу ассоциаций в 2011 г., по-прежнему хозяйственно-финансовые проверки в подавляющем большинстве случаев заканчиваются санкциями в отношении НПО, а регистрация как вновь созданной организации, так и изменений в устав требует от организаций много времени и значительных финансовых трат. Имеют место случаи давления на отдельные некоммерческие организации, занимающие наиболее активную позицию в области защиты прав человека: в качестве примера приводится Ассоциация некоммерческих организаций "В защиту прав избирателей «Голос»". 

Известны и другие случаи прямого давления на НКО.

- в Воронеже Отдел по борьбе с экстремизмом (Центр «Э») и следователь Следственного комитета проверяли студенческую газету «Переход» на предмет экстремизма и изъяли принтер-копир. Год назад следователи Следственного комитета уже безуспешно пытались возбудить уголовное дело в отношении авторов «Перехода» по 282-й статье Уголовного кодекса РФ по факту публикации в студенческой газете сатирического текста «Молодежь – за тоталитаризм и несвободу»;

- известную забайкальскую активистку Наталью Филонову – сопредседателя краевого отделения «Солидарности», районного депутата, редактора газеты «Всему наперекор», неоднократного лауреата журналистского конкурса «Острые перья Забайкалья», накануне президентских выборов заставляли пройти психиатрическую экспертизу;

- руководитель УФСБ по Республике Коми Александр Калашников в официальном докладе назвал в числе "действующих в республике организаций экстремистской направленности" Ассоциацию "Голос" и правозащитную Комиссию "Мемориал"; 

- в Подмосковье избит молодой активист-эколог, защитник Химкинского леса Алексей Дмитриев. Дмитриев работает юристом в «Энергомаше» и является активным защитником окружающей среды; он должен был участвовать в судебном заседании против точечной застройки. Напомним, что в ноябре 2008 г. неизвестные избили главного редактора газеты «Химкинская правда» Михаила Бекетова, который в результате стал инвалидом первой группы и три года провел в больнице. Еще через два года в Химках напали на лидера местного отделения партии «Правое дело» Константина Фетисова и избили бейсбольной битой возле подъезда;

- в Дагестане газета "Настоящее время" заявляет о давлении со стороны чиновников в связи с участившимися проверками со стороны надзорных органов Республики Дагестан. Журналисты газеты утверждают, что материалы газеты постоянно проверяют на предмет экстремизма, а также оскорбления чести и достоинства; при этом, как утверждает представитель издания, непосредственно в газету каких-либо отзывов или опровержений от заинтересованных сторон не поступало. В издании считают это давлением на газету, причиной чему стали "несколько громких материалов, вызвавших общественный резонанс";

- в подмосковном Жуковском сотрудники ЧОП «Витязь» жестоко избили активистов, защищающих от вырубки Цаговский лес, а также трех журналистов – Андрея Новичкова из «Граней.Ру», фотокорреспондента «Жуковских вестей» Анастасию Дееву и экоактивиста А.Рассолова, работающего в подмосковной газете «Принцип». При этом А.Рассолова, по свидетельству А.Новичкова, двое сотрудников «Витязя» взяли за руки и за ноги и бросили прямо под мульчер (машину по измельчению остатков деревьев). Если бы водитель не успел выключить зажигание, Рассолов бы «остался без рук и ног». Добавим, что ЧОП «Витязь» известен по столкновениям с защитниками Химкинского леса;

- ростовский журналист и блогер Сергей Резник выступил с публичным заявлением: неизвестные лица в телефонных разговорах угрожают ему и его семье физической расправой. Сергей Резник работает обозревателем в «Новой газете в Южном федеральном», сотрудничает с рядом региональных и федеральных СМИ, известен как автор критических статей о коррупции в областных властных структурах и правоохранительных органах. По словам С.Резника, ему начали звонить некие люди, представлявшиеся сотрудниками «органов» (в частности — отдела по борьбе с экстремизмом) и требовали прекратить «мутить народ», говорили, что его статьи оплачены местными олигархами, и своими публикациями он мешает работать команде губернатора. Журналисту угрожали возбуждением уголовных дел на «основании» подброшенных наркотиков или оружия, расправой с членами семьи.

Московское бюро по правам человека обращается к Генеральному прокурору РФ с требованием провести проверки по всем вопиющим случаям давления на НКО и гражданских активистов.

Одна из основных задач власти – обеспечить возможность деятельности НКО, в законодательном и практическом аспекте. Только тогда амбициозные проекты по созданию истинно демократического государства с высокоразвитой экономикой и культурой, смогут быть воплощены в жизнь.