Версия для печати

Заявление в связи с помилованием Президентом РФ Сергея Мохнаткина

Помилование Президентом РФ Сергея Мохнаткина – история неординарная во всех отношениях.

Напомним, Сергей Мохнаткин был задержан 31 декабря 2009 г. на Триумфальной площади в Москве как активист несанкционированной акции, после того как ударил сотрудника правоохранительных органов.

Сергей Мохнаткин был помещен в автобус с другими задержанными, где якобы подрался с сержантом второго оперативного полка ГУВД Москвы, снимавшим на камеру находящихся в машине. Как заявили следователи, Мохнаткин повредил камеру и ударил по лицу пытавшегося успокоить его, сломав стражу порядка нос и поставив синяк под глазом.

Против Сергея Мохнаткина было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 318 УК РФ ("Применение насилия в отношении представителя власти"), и 9 июня 2010 г. Тверской суд Москвы приговорил Сергея Мохнаткина к 2,5 годам колонии общего режима, признав его виновным. Мосгорсуд оставил приговор в силе.

Уголовное дело Сергея Мохнаткина получило широкий общественный резонанс. Правозащитники утверждали, что он в митинге не участвовал, и посчитали приговор несправедливым. По утверждению правозащитников и организовавшей митинг оппозиции, Мохнаткин оказался на Триумфальной площади случайно и заступился за пожилую женщину, которую задерживал сотрудник милиции, а в итоге милиционер обвинил его в нападении. Правозащитники заявили, что судья не приняла во внимание показания свидетелей.

В конце марта - начале апреля 2012 г. Сергей Мохнаткин обратился к главе государства с прошением о помиловании и 23 апреля 2012 г. Президент РФ Д.Медведев подписал указ о его помиловании.

Президент подписал указ в понедельник, а Мохнаткина освободили из колонии только в среду вечером. Почему человек должен был провести в колонии лишних два-три дня, непонятно. Начальник колонии справедливо отметил, что не может руководствоваться указом Президента об освобождении заключенного из колонии, и нуждается в других установленных законом документах.

Впрочем, адвокат С.Мохнаткина, Дмитрий Аграновский, полагает, что никакого злого умысла в случившемся нет, а есть просто пример чиновничьей волокиты: “Я не вижу здесь ничьего злого умысла. Это особенности работы бюрократической машины. Но, с другой стороны, функционирование бюрократической системы - это полностью проблемы государства… есть же факс и другие современные средства связи". В самом деле, почему нельзя отправить документы вовремя по современным средствам связи, не очень понятно. В любой цивилизованной стране принудительная задержка заключенного в тюрьме или колонии сверх положенного срока могла бы обернуться крупными исками к пенитенциарному учреждению.

Примечательно, что журналист Ольга Романова приветствуя освобождение С.Мохнаткина, полагает, что надо добиваться его оправдания: "Свобода, конечно, лучше, чем несвобода. Но почему помилование? Почему не полное оправдание? Надо добиваться оправдания и компенсации от государства. Почему было не отпустить его по УДО еще 10 месяцев назад?"

Таким образом, вопрос об освобождении С.Мохнаткина в очередной раз поднял еще и тему применения УДО. В настоящее время администрация исправительно-трудовых учреждений фактически может по своему усмотрению распоряжаться человеческими судьбами заключенных, поскольку именно она готовит соответствующие документы. За малейшую провинность руководство колонии может ходатайствовать против применения УДО, и такая провинность легко высасывается из пальца. Российская общественность прекрасно видела это на примере подававшего на УДО Платона Лебедева.

Адвокаты С.Мохнаткина заявили, что их подзащитный в своем прошении о помиловании на имя Президента РФ свою вину не признал, и будет добиваться отмены обвинительного приговора.