Версия для печати

Заявление в связи с первомайскими акциями националистов

Радикальные националисты активно готовились к проведению первомайских акций. Шествия и митинги были намечены в городах Москва, Березники, Волгоград, Вятка, Екатеринбург, Калининград, Комсомольск-на-Амуре, Нижневартовск, Нижний Новгород, Маркс, Мурманск, Пермь, Псков, Рязань, Санкт-Петербург, Саратов, Смоленск, Сыктывкар, Сургут, Томск, Тула, Ульяновск, Челябинск, Якутск.

В преддверии шествия лидеры националистов огласили общие идеологические лозунги, под которыми должны были пройти они и их соратники. Председатель политсовета этнополитического объединения «Русские», экс-лидер запрещенного «Славянского союза» Дмитрий Демушкин, его коллеги по националистическому движению Александр Белов (Поткин) и Владимир Тор в настоящий момент несколько изменили риторику, предпочитая говорить скорее об общегражданском протесте, не акцентируя особого внимания на идее «России для русских». Вероятно, это связано с тактикой привлечения в свои ряды большего числа оппозиционно настроенных граждан, часть из которых отпугивают слишком прямые националистические слоганы: как заметил лидер НПФ «Память» Георгий Боровиков, «член гражданского общества не может не быть членом национального движения». Ему вторил Д.Демушкин, заявивший, что националисты давно выступают вместе с организациями "экологов, автомобилистов и других представителей гражданского общества".

Некоторые националисты хотели бы радикализировать лозунги: один из основателей ДПНИ Владимир Басманов заявил, что 1 мая необходимо устроить «русский Тахрир» и развернуть протестную активность в России по аналогу «арабской весны», но остальные лидеры его не поддержали; как заявил Владимир Тор: "Это заявление не имеет отношения к тому, что в действительности будет происходить на нашей акции 1 мая".

В итоге, однако, "общенародной" акции не получилось: в Москве от станции метро "Октябрьское поле" до "Щукинской" прошествовали всего около 400-500 человек, в основном подростки. По сообщениям очевидцев, они скорее напоминали ряженых: здесь были и расшитые косоворотки, и казачьи кители, и мундиры, стилизованные под эсэсовские. У многих в руках были черные воздушные шарики, «в знак траура» из-за предстоящего вступления В.Путина на должность президента страны.

Об особо провокационных плакатах или лозунгах сообщений не поступало, разве что часть собравшихся скандировала: «Первомай, первомай, гастарбайтер, уезжай!», «Русский порядок на русской земле». Возможно, здесь сыграла свою психологическую роль серьезная подготовка к мероприятию со стороны правоохранительных органов. Националистов тщательно проверили перед шествием, так что оно началось с часовой задержкой. Вдоль всего пути выстроились цепочки солдат и бойцов ОМОНа со служебными собаками, наготове были и автозаки. Всего на каждого участника акции приходилось по 2-3 стража порядка.

Демонстрация завершилась митингом, в котором приняло участие около 200 человек; на митинге выступило несколько видных лидеров националистических движений. Д.Демушкин заявил, что считает националистов наиболее перспективной протестной группой и пообещал создание политической партии, отстаивающей интересы русского народа.

Другая группа московских националистов из 50 человек совместила шествие с маршем левых сил, они прошли до Театральной площади под лозунгом "Мы – русский народ!". К первому шествию эта группа не присоединилась из-за идеологических разногласий: ее лозунги не касались темы нелегальной миграции, Северного Кавказа, а были сосредоточены на борьбе с либерализмом и госдепом США. Перед началом марша демонстранты вогнали имперский кол в символический оранжевый гроб "либерализма-оранжизма". Демонстранты несли знамена с православными образами, на одном из них была надпись – «Православие или смерть". Лозунги здесь были более агрессивны, например, «Смерть либералам!», к которым хоругвеносцы причислили не только Анатолия Чубайса, но и Алексея Навального.

В Санкт-Петербурге националисты собирались провести 1 мая акцию совместно с "Гражданским комитетом" Петербурга под общим девизом "Питер — против Путина!". Лидер националистов Николай Бондарик обещал, что "от наших лозунгов и речевок будут дрожать стены домов". В итоге, опять же, колонна оказалась немногочисленной. На подходе двух колонн к Исаакиевской площади между националистами и активистами "Молодой гвардии" завязалась словесная перепалка, но благодаря "живой цепи" из сотрудников полиции конфликт не перерос в потасовку. Позже во время митинга звучал революционный лозунг "Власть народу", а собравшиеся призывали вновь избранного Президента России Владимира Путина "на лыжах отправиться в Магадан". Акция также носила довольно вялый характер – сам же лидер петербургских националистов Николай Бондарик был накануне задержан за "нарушение общественного порядка": вместе с тремя соратниками он прикрепил на крышу одного из домов по Невскому проспекту баннер, обвиняющий премьер-министра Владимира Путина в уголовном преступлении, после чего разбросал листовки.

В Перми в шествии националистов приняли участие около 200-300 человек, которые скандировали умеренно-националистические лозунги. Демонстрация в Перми оказалась единственной, где произошли задержания, – да и это были подвыпившие горожане, которые стали проявлять агрессию по отношению к участникам националистической акции.

Неожиданно большое количество людей, около 500 человек, собрало националистическое шествие в Екатеринбурге. Опять же, лозунги демонстрантов носили умеренно-националистический характер, призывали к здоровому образу жизни и отмене 280 и 282 ст. УК; наиболее агрессивными из них были «Надоела шаурма, это русская страна» и «Это русский первомай, гастарбайтер уезжай!». Организаторы мероприятия постарались провести его максимально спокойно: еще до акции было заявлено, что шествие не будет носить радикального характера. Перед началом шествия один из организаторов и так называемый "рулевой" Максим Вахромов призвал участников: «Помните, что вы не бандиты и не хулиганы, а защитники своего народа!». И действительно, акция прошла организованно и без эксцессов: ни одного нарушения общественного порядка в ходе первомайской демонстрации зафиксировано не было.

Кроме того, малочисленные акции националистов прошли в Нижнем Новгороде, Пскове, Саратове.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «Первомайские акции не продемонстрировали многочисленности и особой сплоченности националистов. Они пытаются сохранять протестную активность, чтобы не затеряться среди прочих оппозиционных движений, в т.ч. и близких по риторике, но действующих в официальном политическом пространстве (к примеру, ЛДПР). Поэтому они по возможности будут радикализировать свои цели и лозунги, чтобы привлечь максимальное число националистически настроенных граждан. Тем более, националисты не слишком рассчитывают на регистрацию в Минюсте и должны привлекать к себе внимание уличной активностью. По-прежнему, никто из представителей власти, включая правоохранителей, никак не прореагировал на радикальные лозунги и призывы. Это означает, что власть по-прежнему смотрит на «шалости» радикалов сквозь пальцы, в любой удобный момент и сама готова в популистских целях поиграть на площадке ксенофобии и мигрантофобии».