Версия для печати

Заявление в связи со взрывами в Махачкале

В Махачкале прошла серия террористических актов, словно напомнив, что все победные реляции об укреплении правопорядка на Северном Кавказе не соответствуют действительности. Теракты носили откровенно демонстративный характер, были нацелены на усиление страха у населения и неверия в способность правоохранительных органов эффективно бороться с бандитами.

Сначала имели место сдвоенные теракты 3 мая. Первый взрыв произошел у поста полиции на выезде из Махачкалы в сторону Ставропольского края. Машину со смертником остановили для проверки, и в этот момент она взорвалась, на посту и прилегающей территории возник пожар. Когда тушили пожар и оказывали медицинскую помощь пострадавшим, сработало второе взрывное устройство, которое было заложено, как предполагается, в припаркованной вблизи поста ДПС "Газели". Мощность этой бомбы составила 100 кг тротила; в результате теракта погибли 14 человек.

5 мая в Махачкале был объявлен днем траура. В городе были приспущены флаги на правительственных зданиях, в школах и университетах города занятия начались с траурных линеек, на которых учащиеся и учителя почли память погибших минутой молчания.

А уже утром 6 мая на проспекте Акушинского в столице Дагестана был взорван автомобиль ВАЗ-2109. По предварительным данным, взрывное устройство было заложено либо под днищем, либо в салоне автомобиля, в результате инцидента пострадали два человека, один из них был госпитализирован. Впрочем, еще не ясно окончательно, был ли инцидент 6 мая террористическим актом или же формой криминальной разборки.

В любом случае, в связи со случившимся возникает вопрос о работе спецслужб. Как выяснилось, спецслужбам Дагестана было известно о готовящемся теракте, однако они не смогли предотвратить преступление. Спустя несколько дней, полицейским удалось установить личности предполагаемых боевиков и составить их фотороботы: организаторами теракта явились четыре члена "махачкалинской" бандгруппы, а исполнителями теракта выступили брат и сестра Алиевы.

Разумеется, невозможно полностью исключить вероятность терактов, которые происходят во многих странах мира, какой бы тщательной и эффективной не была работа спецслужб. Но эту вероятность можно было бы значительно снизить, если бы население доверяло спецслужбам, сообщало бы о подозрительных лицах, стало бы добровольными помощниками сотрудников правоохранительных органов. Увы, в России этого нет и в помине. Правоохранителям не доверяют, особенно на Северном Кавказе. И есть за что: все время поступают сообщения о пытках арестованных, которых заставляют сознаться в терроризме, о похищениях людей. По ряду свидетельств, в органах правопорядка и спецслужбах Северного Кавказа широко распространена коррупция: некоторые чиновники правоохранительных органов состоят чуть ли не на зарплате у бандитских групп и заранее сообщают им о готовящихся операциях.

Есть даже и более радикальные оценки происходящего. Президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" Сергей Гончаров заявил, что "перманентные взрывы на Кавказе не являются терактами – это самая настоящая война местного населения против силовиков, против существующей власти вообще". Он объясняет эту ситуацию именно тотальной коррупцией: "Основной причиной терроризма является "кумовство", когда "на руководящих постах в кавказских республиках находятся представители больших кланов и тейпов, которые берут на работу своих родственников", а "остальной части населения, и, в первую очередь, молодым людям, не остается ничего, кроме как идти в "мятежное подполье"".

В то же время секретарь Совета безопасности Дагестана, Герой России Магомед Баачилов заявляет, что большинство населения не поддерживает террористов, что многие сотрудники правоохранительных органов гибнут в борьбе с бандитами, и что ряд высокопоставленных чиновников республики являются русскими и к никаким кланам не принадлежат.

Вероятно, оба оппонента отчасти правы. Очевидно, что дагестанское население в целом вряд ли приветствует бандитов. Вместе с тем, столь же очевидно, что чиновники республики коррумпированы, что правоохранители совершают противоправные действия, настраивая против себя население. Единственный выход из этой трудной ситуации – это полная перестройка правоохранительных органов и методов их работы. Но этого мало: только всеобъемлющее реформирование всей социально-экономической сферы Северного Кавказа может выбить почву из-под ног террористов.