Версия для печати

Рецензия на сборник «Профилактика проявлений экстремизма, национальной, религиозной вражды и терроризма в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах"

28-29 мая 2011 г. в г. Кисловодске состоялся межрегиональный научно-практический семинар «Профилактика проявлений экстремизма, национальной, религиозной вражды и терроризма в СКФО и ЮФО». Организаторами семинара выступили Центр содействия защите прав человека (г. Москва), Московское бюро по правам человека, Центр разрешения конфликтов (г. Краснодар) при содействии Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по межнациональным отношениям и свободе совести, Департамента МВД Российской Федерации по противодействию экстремизму и администрации г. Кисловодска.

В семинаре приняли около 100 человек – сотрудники органов государственной власти и муниципалитетов, правоохранительных органов, негосударственных общественных организаций ЮФО и СКФО, представители Общественных палат и Аппаратов Уполномоченных по правам человека, лидеры национальных и религиозных общин ЮФО и СКФО, научно-экспертного сообщества. Все участники семинара знакомы с проблемой экстремизма и терроризма не понаслышке, являются профессиональными экспертами и практиками в этой сфере. В ходе выступлений, посвященных профилактике экстремизма и борьбы с ним, были охвачены практически все вопросы социальной, экономической, политической жизни юга страны, так или иначе имеющие отношение к проблеме экстремизма.

По результатам семинара Московское бюро по правам человека издало сборник, в который вошли тексты всех выступлений участников семинара.

Материалы сборника собраны в пять разделов:

- стратегия, тактика и практика противодействия терроризму и экстремизму;

- управление и антиконфликтный менеджмент в системе противодействия экстремизму;

- ресурсы гражданского общества и средств массовой информации в профилактике терроризма и экстремизма;

- противодействие экстремизму в молодежной среде;

- ресурсы конфессий и духовной культуры в предотвращении религиозной и национальной вражды.

Сложившуюся в настоящее время ситуацию на юге страны можно кратко сформулировать выдержкой из доклада руководителя Северо-Кавказского отделения Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, доктора политических наук М.А. Аствацатуровой: "…этнополитический таймаут 2005-2007 гг., который отличался некоторой стабилизацией общественно-политических отношений на Северном Кавказе, последовательно сменился этнополитической стагнацией с выраженным акцентированием этнополитических рисков. В 2008-2011 гг. участились не только террористические акты, но и дерзкие вылазками незаконных вооружённых формирований, попытки захвата территорий и населённых пунктов, убийства знаковых лиц политической и управленческой элиты субъектов. Боестолкновения проходят в населённых пунктах и столицах субъектов РФ СКФО (Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ставрополье, Чечня), убийства и взрывы осуществляются в центре муниципальных образований, в местах большого скопления людей (отдельные аулы, центральные улицы городов, рынки). Примечательно, что в отмеченный период «идейный терроризм» и «мировоззренческий экстремизм» всё чаще смыкаются с прямым бандитизмом, который имеет примитивные цели: грабёж, рейдерство, устранение конкурентов и неугодных, запугивание населения, упрочение влияния и расширение территории воздействия. «Сопутствующими товарами» терроризма и экстремизма выступают национализм, мигрантофобия, ксенофобия. Сегодня в силу многих причин эти явления оказывают «многопрофильное воздействие» на местные сообщества регионов СКФО".

Различные направления в разрешении этой ситуации, в общем контексте прав человека, определил в своем докладе директор Московского бюро по правам человека Александр Брод, который, приведя общие данные о конфликтных ситуациях в регионе, выделил несколько источников напряженности в регионе: трудности экономического положения, социальная дифференциация населения, несвободное положение СМИ, общественные противоречия и конфликты, доставшиеся в наследие еще от советского прошлого: "Последовавшие после распада СССР межнациональные и военные конфликты также усугубили ситуацию в регионе, а в последнее десятилетие появились новые факторы межэтнической и межконфессиональной конфликтности. Напряженность в явных и латентных формах сохраняется до настоящего времени практически во всех республиках, входящих в состав СКФО".

Сформулированные А.Бродом различные аспекты ситуации в СКФО детально представлены в материалах сборника. Читатель может ознакомиться как с позицией федеральных властей в области профилактики экстремизма (в частности, представленной заместителем председателя Комитета по делам национальностей Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации прошлого созыва И.П. Горьковой), так и с точкой зрения специалистов, занимающихся непосредственной работой по самым конкретным вопросам на местах: обеспечению прав женщин, организаторам молодежной политики, сотрудникам местных подразделений Министерства внутренних дел.

Были на семинаре представлены и материалы по сугубо исторической проблематике, которая, однако, может оказаться очень полезной в формировании современной политики межнациональных отношений на Северном Кавказе – например, интересный доклад Ш.Томоркулова о традициях института аманатства.

Порой содержание докладов пересекается: например, прозвучало несколько выступлений на тему общей профилактики ксенофобии и пресечения экстремизма в молодежной среде. Однако в данном случае не приходится говорить о дублировании докладов: в каждом выступлении акцентируются отдельные нюансы темы, и из плодотворной переклички вырисовывается общая картина ситуации.

Сразу несколько выступлений было посвящено проблемам межрелигиозных отношений в регионе и роли ислама. Эта тема особенно важна, потому что у многих российских граждан (да и не только российских) ислам ассоциируется с агрессией. В своих выступлениях религиозные деятели и эксперты по этноконфессиональному диалогу решительно опровергли это утверждение: ислам нельзя отождествлять с террористами, оперирующими исламскими понятиями. На самом деле в исламе и мусульманской культуре, по словам первого заместителя председателя ЦДУМ России, муфтия Альбир-хазрата Крганова заложены глубокие гуманистические тенденции: "Отличительной чертой исламской веры является то, что она всегда выражала и выражает открытость и готовность к живому как межнациональному, так и межрелигиозному диалогу. Ислам в этом смысле не только отличается толерантностью к тому или иному мировоззренческому суждению, но и активно выступает сторонником проведения целенаправленного, научно объективного обмена мнениями, конструктивно подвигающего мировое сообщество к взаимосближению".

В целом же выступления докладчиков на семинаре, представленные в материалах сборника, не только дают читателю развернутую картину происходящего в СКФО и ЮФО, но и формулируют основные направления развития региона, первоочередные меры, которые необходимо принять.

Среди них в рекомендациях семинара указаны следующие:

- обеспечение безопасности населения сочетанием эффективных силовых методов и профилактикой экстремизма, радикальных националистических настроений;

- достижение стабильных условий развития, социального благополучия, гражданского равноправия и единства населения;

- создание механизма формирования элит, стоящих на общегражданских патриотических позициях;

- активизация социального служения религиозных организаций, участвующих в формировании у населения антиэкстремистских взглядов, российского патриотизма, гражданского сознания;

- снижение уровня безработицы, в частности, среди молодого мужского населения, женщин, мигрантов.

Представляется, что высокая компетентность специалистов, принявших участие в семинаре и его широкий тематический охват требуют тщательного изучения материалов сборника представителями федеральных властей, НКО, образовательных учреждений, религиозных организаций. Сборник не только будет способствовать успешному решению проблем профилактики терроризма и экстремизма на юге России, но и очень поможет в практической работе сотрудникам государственных учреждений и НКО, которым по роду работы приходится сталкиваться с вопросами этноконфессиональных отношений.