Версия для печати

Заявление в связи с акциями по защите прав русскоязычных в Латвии

Латвия уже давно является притчей во языцех и для России, и для стран Европейского Союза, в т.ч. благодаря своему дискриминационному отношению к русскоязычному населению. Люди, многие из которых жили в Латвии еще за десятилетия до распада Советского Союза, не получили гражданства, будучи признаны некоренным населением. Мало того, русский язык в Латвии третируется: резко сокращается число русскоязычных школ, не финансируются русскоязычные учреждения культуры.

Хотя ряд международных структур и Россия осуждают эту практику, их усилия пока не приносят ощутимых результатов. В июле 2012 г. с визитом в Латвии побывает верховный комиссар по вопросам нацменьшинств Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Кнут Воллебек. Он уже неоднократно призывал латвийские власти предоставить негражданам право участия в выборах самоуправлений, но все остается по-старому, и активисты борьбы за права русскоязычных надеются больше на свои силы.

В самом деле, борьба русскоязычного населения Латвии за свои права усиливается. Напомним, что в феврале 2012 г. состоялся референдум по признанию русского языка вторым государственным. Референдум закончился неудачно для инициировавших его русскоязычных активистов: большинство граждан Латвии проголосовало "против". Одной из причин неудачного исхода референдума общество "Родной язык" объявило неучастие во всенародном голосовании неграждан Латвии.

Но русскоязычные борцы за гражданские права не собираются останавливаться на достигнутом: организация «За честность и справедливость» призывает некоренных жителей присоединиться к акции протеста «Aliens are coming! (Неграждане идут!)» с целью добиться права неграждан участвовать в муниципальных выборах.

Суть акции подробно изложила одна из ее организаторов – юрист и правозащитник Елена Бачинская. Акция будет состоять из четырех этапов:

1. Выражение негражданами своей собственной позиции, стремления обрести политические права и выйти из статуса ущемленных и дискриминированных. Всем негражданам Латвии предлагается активно писать письма-жалобы на местные власти во все руководящие органы ЕС и участвовать в разного рода акциях, демонстрируя статус "негражданства";

2. Обеспечение гражданами поддержки неграждан. В ходе этого этапа письма уже граждан будут отправляться в Сейм и Центральную избирательную комиссию Латвии. Граждане, непосредственно участвовавшие в выборах Сейма, должны будут обращаться к избранным ими депутатам с требованием приложить все усилия для присвоения негражданам политических прав;

3. Создание "парламента непредставленных". Участники этого парламента станут избираться посредством электронного голосования, а сам парламент будет осуществлять законотворческую деятельность – в первую очередь, в интересах тех, кто лишен в Латвии представительских прав, т.е. неграждан. В состав "парламента непредставленных" могут одинаково войти как неграждане, так и граждане;

4. Открытие массовой компании в масс-медиа, в рамках которой неграждан призовут к принятию гражданства Российской Федерации.

Переходить к каждому последующему этапу предполагается в случае безуспешности предыдущего, т.е. отсутствия положительной реакции властей на соответствующие инициативы.

В чем состоит тактика организаторов (по крайней мере, относительно первого этапа акции) понятна, и они ее не скрывают. Г-жа Бачинская четко сформулировала: "… сейчас впервые появился настоящий шанс изменить ситуацию к лучшему – благодаря обращению к международным структурам. Ведь, в сущности, Латвия не является самостоятельным актором мировой политики, поскольку очень сильно зависит от своих зарубежных "хозяев", отпускающих финансовые средства на поддержание местного государства. И поэтому нужно, через головы латвийских властей, обращаться к этим "хозяевам" напрямую". Иначе говоря, когда неграждане десятками тысяч писем "достанут" европейских чиновников, те потребуют у латвийских властей изменений в законодательстве.

В целом весь план представляется, мягко говоря, спорным. Во-первых, возникают сильные сомнения, что все неграждане поголовно станут писать письма в Европу. Далее, совершенно необязательно, что, получив такие однообразные письма, европейские чиновники станут что-то предпринимать. Второй пункт предполагает, что граждане почему-то начнут массово обращаться в Сейм в защиту неграждан, а депутаты станут активно защищать неграждан после получения ими таких писем, – что, опять же, очень сомнительно. Третий пункт подразумевает создание некой законодательной структуры, параллельной общегосударственной, – что уже может не понравиться не только латвийским властям, но и европейским чиновникам. Четвертый же пункт лишь порадует местных националистов: требование российского гражданства автоматически делает неграждан "непатриотами", что националисты и тщатся доказать.

Гораздо серьезнее представляется идея проведения нового референдума о предоставлении гражданских прав всем жителям Латвии в заявительном порядке: осенью 2011 г. партия "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ) инициировала сбор подписей за проведение такого референдума.

Националистам эта идея не понравилась: политобъединение Visu Latvijai!-ТБ/ДННЛ призвало правительство срочно изменить Конституцию и вообще наложить вето на референдумы о расширении круга граждан. Правительство призыв не одобрило (в противном случае Латвия имела бы дополнительные неприятности в ЕС – ее могли справедливо обвинить в новом нарушении основных гражданских прав) и пошло другим путем – подготовило законопроект о резком ужесточении порядка инициирования референдумов, который Сейм и утвердил. Теперь для проведения референдума его инициаторам надо будет собрать не 10 тыс., а 150 тыс. подписей, а поскольку обязательное нотариальное заверение каждой подписи оплачивается в частном порядке и стоит 2 лата, то заплатить придется 300 тыс. латов. Впрочем, русскоязычные активисты, сразу оценив поправки к закону о референдуме, как притеснение демократии, заявили, что референдум все равно состоится. Мало того, сбор подписей для проведения референдума начался в сентябре 2011 г., т.е. до утверждения законопроекта. Закон же не может иметь обратной силы, так что данный референдум, вероятно, придется проводить еще по старым правилам, т.е. организаторам нужно будет собрать те же 10 тыс. подписей, а подписантам – заплатить всего 20 тыс. латов.

Организаторы предполагаемого референдума надеются, что, в отличие от предыдущего референдума, он будет успешным – многие латыши проголосуют за предоставление гражданства негражданам. И это самый спорный момент: только социологический опрос может подтвердить такую надежду. Пока же непонятно, почему граждане, голосовавшие против русского языка как второго государственного, вдруг станут голосовать за предоставление гражданства негражданам. Но, в любом случае, борьбу за свои права неграждане Латвии должны вести и дальше всеми законными способами.