Версия для печати

Заявление в связи с судебным процессом в Санкт-Петербурге над педагогом Т.Ивановой

Думские и президентские выборы породили широкое протестное движение, главным лозунгом которых вначале был "Нет фальсификациям выборов!". Позже протесты приняли более общие и многообразные формы, при этом тема фальсификаций была почти забыта.

Но один судебный процесс в Санкт-Петербурге все же привлек к себе внимание, и в нем отразились все проблемы и недостатки нашей общественно-политической жизни, неотъемлемой частью которой являются выборы.

В городе на Неве проходит суд над учительницей школы №575 Санкт-Петербурга Татьяной Ивановой. В конце января 2012 г. она дала интервью корреспонденту "Новой газеты", в котором рассказала о непосредственном участии начальника Василеостровского РОНО Натальи Назаровой в подготовке выборных фальсификаций во время декабрьских выборов. Наталья Назарова подала иск в суд на Татьяну Иванову, автора статьи и "Новую газету" как опорочивших ее деловую репутацию. Назарова требует компенсации морального вреда, оцененного в 100 тыс. рублей.

Процесс сопровождается большим общественным резонансом. В обществе сложилось устойчивое мнение (судя по всему, имеющее веские основания), что во время выборов, когда избирательные участки часто устраиваются в помещениях школ, на их директоров и учителей возлагается задача "способствовать" победе правящей партии и основного кандидата на президентских выборах – проще говоря, вбрасывать лишние бюллетени в урны для голосования, фальсифицировать подсчеты голосов, переписывать протоколы.

В Интернете было размещено немало роликов о подобных "процедурах". На одном из роликов, снятом 4 марта, действие как раз происходит в школе №575. На нем отчетливо видно, как в избиркоме некая женщина запихивает в урну три внушительные пачки бюллетеней, в то время как другая женщина своим телом пытается закрыть ее от объектива веб-камеры.

От участия в такого рода вбросов и отказалась, по ее словам, Татьяна Иванова. Ее поддержала и другой учитель, Антонина Ковалева, также отказавшаяся следовать указаниям Назаровой; оба педагога после думской кампании были уволены.

53-летняя Татьяна Иванова является почетным работником образования, педагогом с 30-летним стажем, пользуется любовью учеников, которые ходили на судебные заседания чуть ли не всем классом, чтобы поддержать свою учительницу. Разумеется, на заседаниях присутствуют петербургские оппозиционеры, во главе с председателем ОГФ Ольгой Курносовой. В зал заседания не пробиться: с трудом туда втиснулся даже Григорий Явлинский, который пришел с букетом хризантем поддержать Татьяну Иванову.

Из общих соображений понятно, что Т.Иванова вряд ли говорит неправду: с чего бы это, при отсутствии всяких оснований, немолодому педагогу вдруг давать подобное интервью газете, обвинять начальника РОНО. Чтобы потом лишиться работы? Однако юридически дело очень непростое: чтобы опровергнуть иск, нужны свидетельства людей, которые слышали бы разговор Н.Назаровой с Т.Ивановой, которые подтвердили бы обращение к ним Назаровой со сходными предложениями – понятно, что Назарова не могла предложить фальсифицировать выборы только двум педагогам 575-ой школы. Но понятно, что отнюдь не все педагоги, даже если это было так, столь принципиальны. Не всем хочется иметь неприятности от всесильного начальника РОНО. Да и начальство района, что неудивительно, заняло резко негативную позицию в отношении двух педагогов: глава Василеостровского района Владимир Омельницкий заявил, что те уволились из-за прокурорской проверки, что коллеги бывших учительниц возмущены их поступком и интервью: «очевидная ложь уволенных педагогов свидетельствует об их беспринципности», а также добавил: «То, что это проплаченные выступления, не вызывает сомнения».

В принципе педагоги теперь могли бы подать в суд на самого Омельницкого за клевету, но дело также явно не имеет судебной перспективы: слова главы Василеостровского района, разумеется, будут сочтены за "высказывание мнения".

На стороне педагогов – общественный наблюдатель на выборах Владимир Попов, но, увы, он вышел из помещения для голосования, когда вбрасывались бюллетени. А если бы и не выходил, ему бы вряд ли кто поверил. Да и связать сами фальсификации, даже если будут доказаны, с деятельностью Н.Назаровой очень нелегко. В ее активной роли в подготовке фальсификаций, скорее всего, можно было бы убедиться только по косвенным признакам. Но вряд ли суд сочтет их убедительными.

Уже много лет оппозиционные партии и общественные движения демонстрируют массу свидетельств фальсификаций на разного уровня выборах, но судебные решения, которые подтверждают эти факты, остаются буквально единичными, и относятся к выборам только самого низкого уровня. Поэтому и педагоги, которых могли склонять к фальсификациям, в такие суды не пойдут.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «Органам прокуратуры необходимо срочно провести проверку по данному инциденту. Пока же остается надеяться хотя бы на то, что иск Н.Назаровой будет отклонен, и Т.Ивановой не нужно будет выплачивать 100 тыс. рублей – на большее надеяться не приходится».